Актуальность темы исследования обусловлена важностью понимания специфики перцептивных процессов в подростковом возрасте, в значительной степени определяющие восприятие и понимание других людей, эффективность процесса коммуникации, межличностных отношений и способов осуществления совместной деятельности. Подростковый возраст является наиболее активным периодом в развитии способности к адекватному восприятию, пониманию других людей и самопознанию [5]. По мнению Д.Б. Эльконина [25, с. 189], ведущей деятельностью этого периода является интимно-личностное общение в среде сверстников.
Межличностные отношения, с одной стороны, определяют психологические особенности, степень интенсивности и «знаковую» направленность ряда установок, ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого взаимодействия людей, а с другой – являются тем стимулом, который и формирует конкретный характер и выраженность этих социально-психологических феноменов, эффектов межличностного восприятия и личностных диспозиций в конкретной группе и в конкретных условиях совместной деятельности и общения [3, с. 263].
В настоящее время достаточно большой накоплен материал в сфере межличностных отношений и социальной перцепции. Проблемой изучения межличностных отношений занимались такие исследователи как Г.М. Андреева [1], А.А. Бодалева [2], Л.С. Выготский [7], Я.Л. Коломинский [12], А.А. Леонтьев [16], М.И. Лисина [17], В.Н. Мясищев [20], А.В. Петровский [21]. Особенности развития социальной перцепции на различных этапах онтогенеза представлены в исследованиях А.А. Бодалева [2], О.Н. Вишневской [5], В.Н. Куницыной [14], В.А. Лабунской [15], Н.А. Рождественской [22] и других.
Однако исследований, направленных на изучение взаимосвязи между социальной перцепцией и межличностными отношениями подростков,
Проблема межличностных отношений рассматривается в исследованиях Г.М. Андреевой [1], А.А. Бодалева [2], Л.С. Выготского [7], Я.Л. Коломинского [12], А.А. Леонтьева [16], М.И. Лисиной [17], В.Н. Мясищева [20], А.В. Петровского [21]. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как Е.П. Ильин [9], А.В. Карушева [10], Е.Ю. Клепцова [11] и др.
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [1, с. 152].
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными [10].
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: они имеют такую специфическую черту как эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГОУ «Средняя школа №1 г. Бреста». В исследовании приняли участие 20 учащихся 7-го класса в возрасте 13-14 лет. Выборка исследования представлена в приложении А.
Цель эмпирического исследования: выявить влияние социальной перцепции на межличностные отношения подростков.
Эмпирическое исследование включало три этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
2) изучение влияние социальной перцепции на межличностные отношения подростков путем тестирования;
3) выявление статистической связи между социальной перцепцией и межличностными отношениями подростков.
Гипотеза исследования: социальная перцепция оказывает влияние на межличностные отношения подростков.
Методы исследования: тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Методика «Оценка групповой сплоченности» (Сишора – Ханина).
Назначение методики: выявление групповой сплоченности – важнейшего параметра, показывающего степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Опросник содержит 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Раскрыта сущность понятия «межличностные отношения». Межличностные отношения – это составная часть взаимодействия; объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Межличностные отношения включают в себя: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностную привлекательность, взаимодействие и поведение. В их основе лежит эмоциональная основа, что отличает межличностные отношения от общественных.
2.– Раскрыты особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает особый оттенок. Общение субъективно воспринимается подростком, как нечто очень важное. В общении со сверстниками получают удовлетворение такие важные потребности подростка как: стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и собеседника, понять окружающий мир. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире.
3. Охарактеризовано понятие социальной перцепции. Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Социальная перцепция выполняет такие функции как познание себя; познание партнера по общению; понимание другим; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных взаимоотношений. Механизмами социальной перцепции являются эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия, стереотипизация. Одним из факторов социальной перцепции является коммуникативная толерантность.
4. В результате эмпирического исследования выявлено влияние
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 536 с.
2. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалева. – М. : Изд–во Моск. ун–та, 1982. – 200 с.
3. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. – М. : Прогресс, 1977. – 413 с.
4. Бурова, Е. В. К вопросу о механизмах межличностного восприятия / Е. В. Бурова // Наук и современность. – 2010. – № 1-2. – С. 1-5.
5. Вишневская, О. Н. Специфика социальной перцепции подростка в ситуациях затрудненного общения / О. Н. Вишневская // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2013. – № 2, Т. 19. – С. 22-25.
6. Войкунский, А. Е. Социальная перцепция в социальных сетях / А. Е. Войкунский // Вестник МГУ. – 2014. – № 2. – С. 90-99.
7. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2008. – 1008 с.
8. Долгова, В. И. Эмпатия: монография / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. – М. : Перо, 2014. – 185 с.
9. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 321 с.
10. Карушева, А. В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах / А. В. Карушева // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 691-693.
11. Клепцова, Е. Ю. Виды межличностных отношений / Е. Ю. Клепцова // Известия Самарск. научн. центра Рос. академии. – 2013. – № 2-2, Т. 15. – С. 382-387.
12. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса / Я. Л. Коломинский. – Минск : «ФИАинформ», 2003. – 465 с.
13. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с.
14. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, В. М. Погольца. – СПб. : Питер, 2002. – 324 с.
15. Лабунская, В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – 413 с.
16. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев – М. : Просвещение, 2005. – 345 с.
17. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М. И. Лисина. –Воронеж : МОДЭК, 2004 – 321 с.
18. Мазур, Е. Ю. Проблема соотношения понятий «идентичность», «идентификация» и их психологическое содержание / Е. Ю. Мазур // Мир науки, культуры и образования. – 2012. – № 2. – С. 86-90.
19. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1999. – 567 с.
20. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. – Воронеж : МОДЭК, 1995. – 324 с.
21. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровский – М. : Психология, 2004. – 567 с.
22. Рождественская, Н. А. Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект / Н. А. Рождественская. – М. : Пер Сэ-Пресс, 2004. – 463 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – М. : Владос, 2005 – 700 с.
24. Фурманов, И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманова, А. А. Альдбин, Е. М. Амелишко. – Минск : Технология, 2000. – 100 с.
25. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1989. – 369 с.