Введение
На сегодняшний день, право выступает в качестве высшей социальной ценности в каждом правовом государстве. Оно создается для того, чтобы быть реализованным в поведении и деятельности людей, а так же для того, чтобы быть воплощено в жизнь. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, путем издания норм права. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, если сказать иначе, то они утрачивают свое социальное значение в обществе.
Действительно, в нашем обществе право выступает в качестве высшей социальной ценности, но это происходит только тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизни. Ведь согласно Конституции Республики Беларусь, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества. Но из-за того, что зачастую условия жизни людей изменяются, то вместе с этим и меняются потребности людей в чем-либо. Поэтому правоприменители в своей деятельности должны учитывать эти факторы и уже исходя из них учитывать все то, что необходимо для достижения результативного регулирования в различных сферах общественной жизни людей.
В правовом обществе народ с оной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву. Применение права необходимо для определение меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и другие. Применение права ориентировано на установление конкретных правовых последствий, то есть обязанностей, ответственности и субъективных прав, что выражается в актах применения права.
Целью исследования настоящей работы является характеристика особенностей актов применения права в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие актов применения права;
- рассмотреть виды актов применения права;
- определить особенности актов применения права в Республике Беларусь.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере применения права как особой формы реализации права.
Предмет исследования – правоприменительные акты Республики Беларусь, периодическая печать, учебные пособия.
Глава 1 Понятие актов применения права
Право, как и все иные социальные регуляторы, в реальной жизни воплощено в виде системы права, требований, которые дают возможность человеку ориентироваться в окружающей среде человека и избирать им приемлемые для него варианты поведения.
Право в виде его правовых предписаний, объективно выраженных в нормах права, создается с той целью, чтобы все субъекты, на которых они направлены, соблюдали их, следовали им и воплощались посредством этого в жизнь [1, с. 398].
Прежде чем рассмотреть само понятие актов применения права, охарактеризуем применение права как основную форму его реализации.
Еще в 1994 году Р.З. Лившиц высказал точку зрения, согласно которой применение и реализация права являются аналогичными, синонимичными понятиями. По его мнению «реализовать права можно лишь посредством его применения. Реализация, или применение права – это процесс воплощения в жизнь правовых норм и общественной практики» [2, с. 129].
Однако сложившаяся практика, мнения ученых-правоведов на сегодняшний день позицию Р.З. Лившица опровергают.
Итак, в случае, когда для осуществления прав и выполнения обязанностей одних только намерений и поведения субъекта права недостаточно, в процесс реализации права включается такая его форма как правоприменение. То есть правоприменение требуется именно в тот момент, когда для осуществления своих прав и обязанностей, необходимо принятие компетентным государственным органом или же уполномоченным негосударственным субъектом дополнительного решения [1, с. 402].
То есть правоприменение необходимо именно там, где имеет место сложное правоотношение. При этом применение права имеет достаточно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках четко установленной процедуры.
Применение права является формой государственной деятельности, направленной на реализацию правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела, определенной правовой ситуации. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя.
Перечислим основные случаи возникновения потребности в правоприменении:
- ситуация, когда для возникновения субъективных прав и обязанностей необходимо властное решение. Примером может послужить воинская обязанности гражданина Республики Беларусь, установленная ст. 4 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» [3]. Для того, чтобы гражданин мог осуществить свою обязанности воинской службы, компетентный государственный орган обязан принять решение о его призыве на службу в вооруженные силы;
- ситуация, когда субъекты права не могут прийти к согласию по поводу их взаимных прав и обязанностей, в результате чего между ними возникает спор. Такой спор может быть решен, в частности, в судебном порядке путем принятия судом решения по делу.
Глава 2 Виды актов применения права
В литературе нет единства по вопросу классификации актов применения права.
Большое внимание классификации правоприменительных актов уделили В.М. Корельский и В.Д. Перевалов.
По субъектам принятия они делятся на:
- акты государственных органов (органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов);
- акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления) [7, с. 96]. Решения органов местного управления и самоуправления – это нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории [23, ч. 1 ст. 122]
Также по данному критерию акты применения права можно разделить на следующие виды:
- акты представительных органов (указ Президента Республики Беларусь о назначении на должность судьи, к примеру);
- акты органов управления (например, решение Гомельского городского исполнительного комитета по делу Петрова);
- судебные акты (приговоры, решения);
- акты контрольно-надзорных органов (предписание, протест, представление прокурора и др.).
Если говорить непосредственно об актах применения права государственных органов, то в данном случае следует назвать:
1) акты Президента Республики Беларусь, а именно:
декрет (нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений [24, ст. 2]);
указ (нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы);
распоряжение (действующее законодательство не закрепляет даже примерного перечня случаев возможного издания распоряжений Президента. Также возникают проблемы с нормативностью данных актов. Так согласно ч. 4 ст. 116 Конституции распоряжения не отнесены к числу нормативных правовых актов, конституционность которых может быть проверена Конституционным Судом [23]. Однако стала складываться практика включения в отдельные распоряжения нормативных предписаний. Впоследствии такая практика получила и законодательную основу. Сначала Гражданский кодекс Республики Беларусь отнес распоряжения к числу нормативных актов, составляющих гражданское законодательство, а затем аналогичный подход был закреплен и в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [24].
Глава 3 Особенности актов применения права в Республике Беларусь
Сразу отметим, что важная особенность актов применения права состоит в том, что такие акты очень схожи с нормативными правовыми актами.
Актом применения права является документ, который создан на основе нормативного правового акта, но уже содержит указание на конкретных лиц, факты, события, время.
Кроме того, акт применения права – это всегда акт разового действия, он рассчитан на строго определенную ситуацию.
Также такие акты могут исходить не только от государственных органов и уполномоченных должностных лиц, но и от частных, коммерческих структур.
А нормативный правовой акт, в отличие от акт применения права, рассчитан непосредственно на многократное его применение. Он содержит в себе нормы права, которые служат основой для издания актов применения права [34, с. 151-152].
Приведем пример: Трудовой кодекс Республики Беларусь – это нормативный правовой акт, а приказ об увольнении работника, изданный на основании норм Трудового кодекса Республики Беларусь – это акт применения права, который издан на основании трудового законодательства.
Сравнительная характеристика акта применения права и нормативного правового акта представлена в приложении А.
По нашему мнению, наибольшего внимания заслуживают акты судебных органов как вид правоприменительных актов.
Так, если рассматривать, в частности, сферу судебных органов, то акцентируем внимание на актах Конституционного Суда Республики Беларусь, а именно заключениях, решениях и иных актах.
Статья 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей утверждает, что заключения даются по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь относительно издаваемых этими или иными государственными органами нормативно-правовых актов Конституции, иному законодательству Республики Беларусь и ратифицированным Республикой Беларусь международно-правовым актам, международным договорным и иным обязательствам Республики Беларусь.
Также, заключения издаются на соответствие Конституции, иному законодательству Республики Беларусь и ратифицированным Республикой Беларусь международно-правовым актам, международным договорным и иным обязательствам Республики Беларусь актов межгосударственных образований; международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь; Генерального прокурора Республики Беларусь; о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
Заключение
Итак, в юридической науке акты применения права в самом общем виде определяются как самостоятельный вид правовых актов, представляющих собой официальный акт-документ, принятый управомоченным на то органом на основе соответствующей правовой нормы по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта. К характерным чертам правоприменительных актов принято относить: их индивидуально-определенный характер (субъекты персонофицированы); властность и обязательность для исполнения (исходят от государства либо с его согласия от негосударственных субъектов). За их неисполнение могут быть наложены санкции. В них не содержатся нормы права (поэтому не являются источником права). Эти акты осуществляют казуальное правовое регулирование, конкретизируют общие предписания, выступают в качестве юридических фактов (т. е. порождают конкретные правоотношения между теми, кто применяет норму, и теми, кому она адресована). Их реализация исчерпывается, как правило, однократным применением и на иные ситуации не распространяется. Они обеспечиваются государственным принуждением.
Правоприменительные акты играют исключительно важную роль в механизме правового регулирования, поскольку обеспечивают властную конкретизацию нормативных предписаний применительно к конкретным ситуациям и субъектам. Несмотря на это обстоятельство, что проблема правоприменительных актов уже давно находится в поле зрения ученых-правоведов, она по-прежнему остается недостаточно исследованной: накопилось много вопросов, требующих ответов, как у теоретиков, так и практиков. Зачастую они решаются неоднозначно, некоторые же проблемы вообще остаются «за кадром». Нет единообразия, например, в решении вопроса о месте ненормативного договора в системе индивидуальных актов. Одни ученые относят их к правоприменительным актам. Другие – полагают, что индивидуальные договоры занимают самостоятельное место в системе индивидуальных правовых актов, наряду с односторонними автономными актами; правоприменительными актами и актами казуального толкования. Последняя точка зрения представляется более убедительной. Индивидуальный договор не следует относить к правоприменительным актам по причине того, что: акт применения права исходит от специально уполномоченных компетентных органов, в то время как договор может быть заключен любыми участниками общественных отношений, обладающими правосубъектностью; применение права – властная деятельность, а заключение индивидуального договора, как правило, происходит в рамках обычного правомерного поведения; договор является элементом саморегуляции общественных отношений, а правоприменительный акт – нет.
1. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В. А. Кучинского. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
2. Лившиц, Р. З. Государство и право в современном обществе / Р. З. Лившиц. – М. : Новые идеи, 1997. – 112 с.
3. О воинской обязанности и воинской службе [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 5 мноябар. 1992 г., № 1914-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Комаров. С. А. Общая теория государства и права / С. А. Комаров. – М., 1996. – 434 с.
5. Туманов, В. А. Права человека и исполнительная власть / В. А. Туманов // Советское государство и право. – 1990. – № 2. – С. 47.
6. Мальцева, Л. В. Применение права в современном обществе / Л. В. Мальцева // Общество : политика, экономика, право. – 2011. – № 1. – С. 77–81.
7. Дмитрук, В. Н. Общая теория государства и права : краткое изложение курса / В. Н. Дмитрук, В. А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2006. – 194 с.
8. Иванов, Р. Л. Правоотношение как форма реализации права / Р. Л. Иванов // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2009. – № 4. – С. 30–41.
9. Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества : учеб. пособие : в 2 т. / В. Н. Карташов. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 547 с.
10. Алексеев, С. С. Теория государства и права / С. С. Алексеев, С. И. Архипов. – М. : Норма, 2005. – 496 с.
11. Любашиц, В. Я. Теория государства и права : учебник / В. Я. Любашиц. – Ростов-н/Д., 2010. – 890 с.
12. Ромашов, Р. А. Теория государства и права. Краткий курс / Р. А. Ромашов. – СПб., 2010. – 480 с.
13. Власов, В. И. Теория государства и права : учеб. пособие / В. И. Власов. – Ростов н/Д., 2011. – 644 с.
14. Ковалева, Е. Л. Правоприменение . Проблемы теории государства и права : учебник / Е. Л. Ковалева. –М. : Норма, 2008. – 580 с.
15. Абдулаев, М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
16. Бошно, С. В. Теория государства и права : учеб. пособие / С. В. Бошно. – М. : Норма, 2007. – 526 с.
17. Комаров, С. А. Теория государства и права. Курс лекций / С. А. Комаров. – М., 1995. – 417 с.
18. Скакун, О. Ф. Теория государства и права : учебник / О. Ф. Скакун. – Харьков : Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. – 704 с.
19. Григорьев, Ф. А. Вопросы теории государства и права / Ф. А. Григорьев. – Саратов, 1968. – 180 с.
20. Корельский, В. М. Теория государства и права / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. 2-е изд., изм. и доп. – М. : Инфра-М, 2002. – 616 с.
21. Ядринцева, О. В. Индивидуально-договорное правоприменение : автореф. дис. канд юрид. наук / О. В. Ядринцева. – Н. Новгород, 2006. – 26 с.
22. Миннекес, И. А. Индивидуальное правовое регулирование: (теоретико-правовой анализ) : автореф. дис. д-ра юрид. наук / И. А. Миннекес. – Екатеринбург, 2009. – 52 с.
23. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2014. – 48 с.
24. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июл. 2018 г. № 130-З [Электронный ресурс] / Кодексы.бай. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_normativnyh_pravovyh_aktah.htm.
25. Лагун, Д. А. Понятие правового акта главы государства / Д. А. Лагун // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики: сб. науч. тр. / редкол. : С. А. Балашенко. – Минск : БГУ, 2005. – 66–79.
26. Старилов, Ю. Н. Административное право / Ю. Н. Старилов. – Воронеж, 2001. – 624 с.
27. Об утверждении Положения о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 3 дек. 1994 г., № 250 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
28. Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая и Особенная части : учебное пособие / В. В. Сверчков. – М. : Юрайт, 2011. – 594 с.
29. Чернова, Э. Р. Конклюдентные действия как один из видов актов применения норм права / Э. Р. Чернова, Д. В. Малиновский // Интеграция наук. – 2018. – № 4 919). – С. 309–310.
30. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 528 с.
31. Сырых, В.М. Теория государства и права : учебник для вузов / В. М. Сырых. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. – 704 с.
32. Пахомов, М. С. Конклюдентные действия в сфере реализации права / М. С. Пахомов // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – № 4. – С. 115–119.
33. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в Кодекс с 17 июля 2018 г. изм. и доп. не вносились. – Минск : НЦПИ РБ, 2018. – 656 с.
34. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.] ; под общ. ред. Т. Н. Радько. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект, 2016. – 568 с.
35. Кодекс о судоустройстве и статусе судей : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г. : одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. : текст Кодекса по состоянию на 22 декабря 2016 г. – Минск : НЦПИ РБ, 2016. – 220 с.
36. О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 124-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
37. Статистика [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь. – Режим доступа: http://court.gov.by/ru/justice_rb/statistics/.
38. Букштынов, В. М. Международное и конституционное право в белорусском гражданском и уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс] / Офис адвоката. – Режим доступа: https://bydc.info/ofis-advokata/.
39. О применении международных стандартов прав человека [Электронный ресурс] / Internationallawinadvocacy. – Режим доступа: www.lawtrend.org/wp-content/uploads/2014/.
40. Зыбайло, А. И. Некоторые теоретические и практические аспекты имплементации норм международного права в Республике Беларусь / А. И. Зыбайло // Актуальные проблемы международного публичного и международного частного права : сб. науч. тр. / Белорус.гос. ун-т ; редкол.: Е. В. Бабкина, Ю. А.Лепешков (отв. ред.) [и др.]. – (2009) – Минск : БГУ, 2009. – Вып. 1. – С. 74–82.