ВВЕДЕНИЕ
Детская книга на протяжении истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре. Однако восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги. Задача педагогов и родителей при чтении состоит в том, чтобы осуществить подход к детской книге как к целостному организму, видеть взаимосвязь иллюстрации детской книги и литературных текстов. Только в этом случае вероятна наиболее полная реализация эстетических богатств книги, возможностей, предоставляемых ею в плане художественного воздействия на читателя.
Система «иллюстрированная книга – руководство детским чтением – эстетическое восприятие» исследуется в работах российских библиотековедов и библиографоведов (З. Арсентьевой, Т.Н. Артемовой, О.Г. Векслер, О.Л. Кабачек, О.Г. Шабалиной и др.). Эти работы опираются на труды ученых школы Л.С. Выготского и его последователей по психологии детства и психологии эстетического восприятия (Л.И. Божович, Л.В. Занкова, О.Н. Никифоровой, Л.Ф. Тихомировой и др.). Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, А.В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи такие, как И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н. Г. Морозова. Труды данных ученых послужили теоретической базой исследования.
Цель исследования: изучить особенности иллюстрации детской книги как средства эстетического развития дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и содержание понятия «эстетическое развитие»;
- рассмотреть роль иллюстраций детских книг в эстетическом развитии дошкольника;
- исследовать уровень сформированности эстетического восприятия у детей старшей группы;
- реализовать методику формирования эстетического восприятия с использованием иллюстраций литературных произведений у детей старшей группы;
оценить результаты формирования эстетического восприятия у
1.1 Сущность и содержание понятия «эстетическое развитие дошкольника»
Эстетическое развитие ребенка – сложный и многоаспектный процесс. В «Большом психологическом словаре» эстетическое развитие понимается как «процесс развития способности воспринимать и понимать красоту» [6, с. 602].
Эстетическое развитие – это процесс развития эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса, эстетической деятельности [1, с. 45].
Как видим из определения, понятие эстетического развития тесно связано с эстетическим восприятием
Специфика развития эстетического восприятия у дошкольников состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия на чувства ребенка, обогащает их, способствует дифференциации эмоций. Эстетическое восприятие устанавливает постоянную эмоционально-чувственную связь с окружающей действительностью, оно является первой ступенью познания, создавая основу для действий рассудка и разума. Таким образом, внешний мир первоначально познается эмоционально, а затем логически.
В процессе эстетического восприятия окружающей действительности у дошкольников вырабатываются ориентации личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, а также приобщение к этим ценностям. Развивается способность к чувственному переживанию, формируются эстетический вкус и идеал, развивается способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его. Дети овладевают понятием прекрасного к явлениям природы, жизни, к оценке деятельности людей и их поступков.
В дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов и явлений окружающей действительности. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но, когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным.
Развитие эстетического восприятия окружающей действительности – это сложный и длительный процесс, в котором четко фиксируются возрастные этапы. Каждый возрастной этап характеризуется индивидуальными возрастными особенностями психического и физического развития детей, на каждом возрастном этапе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
2.1 Исследование уровня сформированности эстетического восприятия
Для изучения эстетического развития дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – изучение эстетического развития дошкольников посредством иллюстраций.
Гипотеза исследования: предполагается, что эстетическому развитию дошкольников посредством иллюстраций способствует:
- грамотный подбор содержания работы с детьми;
- заинтересованность педагогов дошкольного учреждения в эстетическом развитии дошкольников;
-использование в работе педагогов иллюстраций детских изданий;
- взаимосвязь различных видов детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить условия для эстетического развития художественного восприятия литературных произведений у дошкольников.
2. Провести контрольный эксперимент по формированию эстетического восприятия дошкольников.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Ясли – сад № 12 г. Орши».
В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5 лет.
Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня сформированности эстетического восприятия у дошкольников. В основу эксперимента были положены критерии эстетического развития дошкольников С.Л. Белых [5].
Для решения задач исследования использовали следующие методы:
1. Беседа с детьми.
2. Рисование иллюстрации сказки.
3. Наблюдение за поведением детей во время чтения книги.
1. В ходе индивидуальной беседы детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
1) Ты любишь слушать, когда тебе читают?
2) Какие книги тебе нравятся?
3) Ты любишь рассматривать иллюстрации (картинки) в книгах?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская литература является для ребенка одним из первых источников знаний об окружающем мире. Книга расширяет кругозор малыша, дает первые представления о природе родного края и дальних стран, человеке и машинах, о космосе и земных недрах. Однако детская литература не свод учебников: рассказывая о научных открытиях, удивительных путешествиях, книга учит ребенка восхищаться красотой природы, удивляться мужеству и смелости первооткрывателей, замечать чудесное в обычных вещах. Поэтому особую важность приобретает эстетическое развитие дошкольников.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В дошкольном возрасте происходит развитие всех сторон личности, психических процессов, причём, ни один из них не завершается; все находятся в стадии становления.
Неизменной на протяжении долгих лет остается сама роль иллюстрации в детском чтении. Особенно важна книжная иллюстрация для дошкольников, зачастую еще не умеющих читать. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.
Для развития у детей эстетического восприятия существует целый ряд способов взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников.
Для изучения эстетического развития дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа. Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Ясли – сад № 12 г. Орши».
В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5 лет.
Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
По итогам констатирующего эксперимента количество испытуемых составило 12 человек. Из них положительные показатели по критерию «Искренность, увлеченность, эмоциональность» у 6 человек (50 %); по критерию «Интерес к литературному творчеству» – у 5 дошкольников (41 %); по критерию «Эстетическое оформление рисунка» – у 4 дошкольников (33 %). Высокий уровень сформированности интереса к книге и чтению показали 33 % дошкольников, средний – 50 %, низкий – 17 % дошкольников. В ходе формирующего эксперимента с детьми были проведены занятия с использованием различных методов, среди которых особое внимание уделялось различным видам игровой деятельности, рисованию, инсценированию, после чего был проведен контрольный этап исследования.
Проведя анализ данных педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что грамотный подбор содержания работы с детьми, заинтересованность педагогов дошкольного учреждения в формировании эстетического восприятия дошкольников; взаимосвязь различных видов детской деятельности способствует эстетическому развитию дошкольников.
1. Адаскина, А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности / А.А. Адаскина // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 45–49.
2. Алабужева, С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста / С.В. Алабужева // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. – Глазов : Изд-во ГПГИ, 2005. – 198 с.
3. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М. : Культура и просвещение, 1992. – 66 с.
4. Бейнарис, Н.С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги / Н.С. Бейнарис // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2014. – №1 (5). – С. 115-125.
5. Белых, С.Л. Структура компонентов эстетического развития дошкольников / С.Л. Белых // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. – С. 126 –129.
6. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
7. Бутенко, Н.В. Полихудожественный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста / Н.В. Бутенко // Вестник ЧГПУ. – 2012. – №8. – С. 29-39.
8. Бутенко, Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Н.В. Бутенко // Вестник ЧГПУ. – 2014. – №4. – С. 23-32.
9. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок : монография / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Педагогика. – 1972. – 285 с.
10. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 441 с.
11. Герчук, Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства / Ю.Я. Герчук // Детская литература. – 1994. – № 2. – С. 26–29.
12. Гончарова, Н. Через цветной мосток к познанию: роль иллюстрации в детской научно-познавательной книге / Н. Гончарова // Детская литература. – 1992. – № 1. – С. 64–68.
13. Горина, Л.В. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста / Л.В. Горина // Вестник БГУ. – 2015. – №1. – С. 105-109.
14. Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста: на материале изобразительного искусства: дисс. … канд. пед. наук / М.В. Грибанова; ПГПУ. – Пермь, 1999. – 157 с.
15. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н.А. Виноградова (и др,) – М. : Айрис-пресс, 2005.– 400 с.
16. Запорожец, А.В. Развитие восприятия и деятельности : хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. – М. : Просвещение, 1975. – 324 с.
17. Иванова, О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб. : Речь, 2009 – 96 с.
18. Коржев, Т.М. Художник и книга для детей / Т.М. Коржев // Детская литература : сб. статей. – М. : Просвещение, 1974. – С. 3–14.
19. Кузьменкова, Е. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет / Е. Кузьменкова. – М. : Чистые пруды, 2005. –32 с.
20. Куликовских, Н. Увлечь книгой / Н. Куликовских // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. - С. 33-40.
21. Лихошерстова, Н.А. Этапы развития эстетического восприятия окружающей действительности у дошкольников / Н.А. Лихошерстова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 27. – С. 117-122.
22. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. – 144 с.
23. Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости / А.А. Мелик-Паршаев // Одарённый ребёнок. – 2003. – № 5. – С. 20–26.
24. Никитин, А.А. Выявление и прогнозирование детской художественной одарённости / А.А. Никитин // Современная социальная психология : теоретические подходы и прикладные исследования. – 2010. – № 2. –C. 103-121.
25. Полевина, Е.В. Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек : автореф. дис. … канд. пед. наук : 05.25.03 / Е.В. Полевина. – М., 2003. – 21 с.
26. Ражников, В.Г. Структура художественного сознания с точки зрения музыкальной педагогики // Искусство и образование. – 1999. – №1. – С. 48-58.
27. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) / Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова. – Екатеринбург : Деловая книга, 2001. – 141 с.
28. Чехов, Н.В. Детская литература / Н.В. Чехов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deti-inostranki.livejournal.com/15115.htm, – Дата доступа: 01.02. 2017.