Экспериментальная база: ГУО «Ясли-сад №169 г. Гомеля». В ГУО «Ясли-сад №169 г. Гомеля» функционирует 4 специальные группы и 7 групп обычного типа. В исследовании принимали участие две группы воспитанников. В экспериментальной группе «А» участвовали воспитанники в количестве 50 человек: 31 девочек и 19 мальчиков. Общее количество испытуемых 50 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В экспериментальной группе «Б» участвовали воспитанники с ЗПР в количестве 30 человек: 17 девочек и 13 мальчиков старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Общее число участников экспериментального исследования составляет 80 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Цель: изучить и сравнить взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста и дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет: взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития.
Объект: самооценка и социометрический статус дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития.
В работе были поставлены следующие задачи:
– провести диагностическое исследование самооценки и социометрического статуса в группе старших дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития;
– разработать рекомендации для психолога по работе с дошкольниками с ЗПР.
В процессе исследования были использованы следующие методы: метод теоретического анализа и обобщения научной литературы; психолого-диагностические методы: методика «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) и социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская); метод статистической обработки данных (критерий ранговой корреляции r-Спирмена).
Гипотеза исследования: в основу исследования легло предположение о том, что на становление определенного социометрического статуса ребенка в группе сверстников влияет наличие задержки психического развития и особенности самооценки.
Кратко описание методик исследования.
Исследование взаимосвязи самооценки и социометрического статуса дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития показало, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладают дети с адекватной самооценкой (60%). В группе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладают дети с заниженной самооценкой (80%). Заниженная самооценка свидетельствует о неблагополучии в развитии личности этих детей; старшие дошкольники с ЗПР с заниженной самооценкой тревожны, не уверенны в себе, молчаливы. В этой группе 20% детей имеют неадекватно завышенную самооценку – старшие дошкольники с ЗПР с неадекватно завышенной самооценкой не склонны анализировать результаты своих действий и поступков; не осознают своих недостатков и неудач;
В группе детей старшего дошкольного возраста большинство имеют благоприятный статус (50% «предпочитаемых» и 20% «популярных»). В группе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития большинство имеют неблагоприятный статус (40% «изолированных», 20% «пренебрегаемых», 20% детей «изолированных). «Изолированные» дошкольники с ЗПР остаются незамеченными своими сверстниками, с «пренебрегаемыми» не желают общаться другие дети, «отвергаемые» дети получили только отрицательные оценки сверстников.
Уровень благополучия взаимоотношений группы старших школьников – высокий уровень благополучия, т.к. в группе больше детей с первой и второй статусной категорией («популярные» и «предпочитаемые» составляют 70% от общего числа). Уровень благополучия взаимоотношений группы старших школьников с ЗПР – низкий уровень, т.к. отмечается преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые» составляют).
В группе детей старших дошкольников дети с заниженной самооценкой обладают статусом «пренебрегаемые» (r=0,63 при p≤0,05); дети с адекватной самооценкой обладают статусом «предпочитаемые» (r=0,85 при p≤0,05); дети с завышенной самооценкой обладают статусом «популярные» (r=0,81 при p≤0,05). В группе детей старших дошкольников с ЗПР дети с заниженной самооценкой обладают статусом «пренебрегаемые» (r=0,67 при p≤0,05); «изолированные» (r=0,83 при p≤0,05); «отвергаемые» (r=0,87 при p≤0,05); дети с ЗПР с неадекватно завышенной самооценкой обладают статусом «предпочитаемые» (r=0,74 при p≤0,05).
Гипотеза исследования о том, что на становление определенного социометрического статуса ребенка в группе сверстников влияет наличие задержки психического развития и особенности самооценки, подтвердилась.
Разработаны рекомендации для психолога по работе с дошкольниками с ЗПР. В работе с дошкольниками с ЗПР психологу рекомендуется учитывать
1. Богатырева, В.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования позитивного образа «Я» дошкольников / В.В. Богатырева // Вестник ВГГУ. – 2013. – № 2-3. – С. 13-16.
2. Булатова, О.В. Особенности познавательного интереса у младших школьников с ЗПР / О. В. Булатова // Сибирский пед. журнал. – 2009. – № 10. – С. 327-332.
3. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.: Просвещение, 2007. – 178 с.
4. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Занкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 140 с.
6. Кисова, В.В. Формирование самооценки у старших дошкольников задержкой психического развития в учебно-познавательной деятельности / В.В. Кисова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 1-7.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2005. – 510 с.
8. Психологические тесты для профессионалов / авт.–сост. Н.Ф. Гребень. – Мн.: Соврем. шк., 2007. – 496 с.
9. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С.Г. Рыбакова. – СПб : Речь, 2007. – 139 с.
10. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 158 с.
11. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.