Введение
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что для теории государства вопрос о функциях государства и формах их реализации - один из наиболее фундаментальных и значимых. Это объясняется тем, что в функциях проявляются сущность государства, его социальное назначение, а также функции государства определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной системы.
Цели государственного управления реализуются через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач. Сущность функций государственного управления определяется той ролью, которую играет управляющая система в целом или ее отдельные элементы для достижения поставленных целей.
Объектом исследования является те процессы и явления, которые связаны с функциями государства.
Предметом исследования являются функции государства, их виды и способы реализации.
Целью исследования является демонстрация важности функций государства.
Основные задачи исследования в рамках обозначенной цели сводятся к следующему:
4. Рассмотреть сущность форм и функций государства;
5. Исследовать основные функции государства;
6. Проанализировать реализацию функций государства.
Теоретической основой исследования послужили нормативно-правовые акты, применяемые при реализации государственных функций, в т. ч. Конституция Республики Беларусь, учебная литература, научные статьи.
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также сравнительно-правовой, формально-правовой и исторический методы.
Курсовая состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь, делаться на подразделы, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Сущность форм и функций государства
Функции государства имеют динамичный и постоянно изменяющийся характер. Они характеризуют то, что должно предпринимать государство для осуществления целей и задач, которые оно планирует и собирается реализовать в будущем. Функции государства не следует отождествлять с его ведущей деятельностью, так как в настоящее время, встречаются случаи, когда государство уклоняется или искажает свои функции. Также государственные не стоит сравнивать с целями и задачами, которые ставить правительство. Цель государства указывает на то – к чему стремится государство, задача – на те методы и средства, которые оно будет использовать в определенных условиях. Функция же, отражает ту направленную деятельность, которую осуществляет механизм государства. Одна такая задача может характеризоваться тем, что для её выполнения будет задействовано несколько функций.
Функции – это объективное необходимые направления конкретной деятельности государства, без применения которых, его функциональность невозможна, а развитие и существование незначительны. Функции относятся к определенным сферам общественной жизни, характеризуются они тем, что для их качественного использования необходима слаженная работа составных частей механизма государства. В этом и есть принципиальная разница между функциями государства и конкретными функциями определенных органов, которым не требуется симбиоз, для осуществления прямых обязанностей.
Ошибочно относить к функциям только избирательное воздействие государства, в полной мере к ним относится: согласование, сопоставление каких-либо действий государства с аналогичными действиями общественных организаций. Функции государства во многом обусловлены элементами функционирования политико-правовой системы, тем, как государство может взаимодействовать с обществом, а также актуальными целями и задачами, которые ставит перед собой государство, в конкретный период времени или в ближайшем распланированном будущем.
В это же время, функции государства выделяются из числа направлений деятельности государства не столько по степени важности задач, которые они осуществляют, сколько по степени общности, согласованности деятельности механизма государства. Реализации функций носит во многом субъективный характер, так как не только от конкретных исполнителей зависит успех, но и от верной теоретической подготовки, адекватности выбранных средств реализации и правильной постановки проблемы, которая стоит в данный момент перед обществом.
Таким образом, можно сказать, что функции государства – это основные формы его деятельности, которые выражают его сущность. Иначе говоря, это средства, с помощью которых достигается успех в достижении тех или иных средств.
Функциональный подход к определению государства характеризуют его как живой организм, с присущими ему функциями, то есть характеризуют форму его жизнедеятельности. В юридической практике, функция и функционирование обозначают их действие, деятельность, воздействие на людей и их взаимоотношения. Государство функционирует – значит оно действует.
Глава 2. Основные функции государства
2.1. Внутренние функции государства
Внутренними фикциями называются те, которые акцентируют внимание государства на управлении внутренней жизнью общества [17, с. 118].
Рассматривать функции государства нужно на примере конкретной страны. В данной работе – Республика Беларусь. К его основным внутренним функциям можно отнести следующие:
1. Экономическая;
2. Политическая;
3. Охрана прав, свобод, законных интересов граждан и общественного порядка;
4. Социальная;
5. Экологическая.
Содержанием экономической функции является выработка и координация стратегических направлений развития экономики страны, с целью её развития и приумножения. Все те экономические системы, что существуют сейчас в мире – смешанные, в них преобладает влияние на экономику государства или рынка.
В таких государствах рынок и правительство разделяют между собой 5 экономических функций:
1. Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности;
2. Перераспределение ресурсов;
3. Перераспределение доходов;
4. Стабилизация экономики страны;
5. Поддержание конкуренции на рынке, если это необходимо – искусственно.
Данные функции экономики помогают укрепить и упростить рыночную систему, помочь в достижении социальных и экономических целей государства.
Социальная функция крайне обширна, а её обхват очень многозадачный. Главная её задача – обеспечить трудоспособное население работой и социальная защита тех, кто в этом нуждается. Через эту функцию реализуются государственные цели в образовании, науке, культуре и здоровье граждан. Для социально-ориентированного государства характерна политика, которая обеспечит социальное равенство населения. Для этого могут использоваться различные средства: правовые, организационные и иные.
Деятельность государства, связанная с выполнением социальной функции, проводится по следующим направлениям:
1. Материальная и социальная помощь тем лицам, которые в этом нуждаются: обездоленным, бедным, инвалидам и так далее. Выполнение этой функции крайне важно, так как она показывает социальную направленность государства.
2. Материальная помощь безработным гражданам, а также оказание им содействия в поиске работы и трудоустройстве, повышению их профессионального уровня, переобучению. По возможности эта задача перерастает в глобальную цель – трудоустроить всех трудоспособных граждан.
Глава 3. Формы осуществления функций государства
Юридическая категория «функция государства» является одним из фундаментальных направлений, изучаемых теорией государства и права. Каждая функция направлена на регулирование определенной сферы общественных отношений. Наиболее распространенным в юридической литературе является понимание функций государства как основных направлений его деятельности, которые определяются сущностью и социальными целями государства, а также целями и задачами, поставленными перед ним на конкретном историческом этапе развития.
Как и любое явление объективной реальности, функции государства требуют материализации в действиях субъектов власти, такая реализация воплощается в соответствующей форме. Государство, реализуя свои функции, влияет на конкретные виды и группы однородных общественных отношений. Такое воздействие осуществляется в соответствующих правовых и неправовых формах. В теории государства рассмотрение понятий и особенностей функций государства и форм их реализации занимает приоритетное место в изучении функциональной деятельности государства. Эта позиция обусловлена проявлением в функциях государства его сущности и социального предназначения. Изучение функций и определение форм их реализации позволяет не только установить основные направления в деятельности государства, но и выявить основные способы реализации деятельности государственных структур в различных сферах общественной жизни. Формы выполнения функций тесно связаны с сущностью государства и определяются содержанием его деятельности. Они очень мобильны, развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, экономическими, социальными, политическими, идеологическими и другими отношениями в обществе. С историческим развитием общества происходит изменение не только задач общества и государства, но также изменение прежних функций государства и появление новых.
Следовательно, методы их реализации, то есть формы, меняются со временем. Правильный выбор форм государственных функций, отвечающих условиям объективной реальности, позволяет достичь целей и задач общества и государства, стабилизировать общественные отношения. Вопрос о формах реализации государственных функций - это вопрос о том, как государственные органы выполняют свои функции. В юридической науке сложилось понимание форм как внешнего выражения деятельности по реализации государственных функций в конкретных условиях.
Таким образом, формы реализации функций государства являются средством практической деятельности, которая направлена на реализацию целей государства и решение его задач. Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что формами реализации государственных функций являются виды деятельности основных структурных элементов государственного механизма, то есть определенных конкретных видов государственной деятельности. С другой стороны, это внешне однородная деятельность всех, многих или нескольких государственных органов, через которые выполняются его функции. Функции выполняют все субъекты государственной власти. В связи с этим особенности организации и структуры того или иного органа власти, его место в системе всех органов определяют конкретные формы его деятельности. Согласно изложенному выше пониманию, формы реализации зависят от специфики деятельности отдельных звеньев механизма государства, выполняющего его функции. Существует тесная связь между принципом разделения властей и классификацией основных форм государственных функций. Таким образом, определение форм зависит от типов государственных органов. В теории государства и права наиболее распространена классификация государственных органов на три типа: законодательные, исполнительные, судебные [5].
Заключение
Функции государства многогранны, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетными становятся те или иные задачи, цели государства и, следовательно, его различные функции. На некоторых этапах центр тяжести переносится в экономическую сферу, поэтому экономическая функция занимает приоритетное место в экономической функции, на других - в политической сфере, следовательно, повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т. Д. Некоторые функции исчезают, другие появляются.
При изучении темы работы мы можем сделать следующие выводы:
а) Функции государства классифицируются по разным причинам: согласно специфике объектов государственного влияния, по сферам государственной деятельности, по продолжительности действия, по степени общности, по характеру. влияния государства на общественные отношения, по-видимому, по степени отражения интересов различных групп населения.
б) Государство выполняет функции, возложенные на него через различные формы: правовую, которая включает в себя законотворческую, правоохранительную и правоохранительную деятельность, а также неправовую (организационную), то есть организационную и нормативно-правовую, организационную, экономическую, организационно-идеологическая деятельность.
в) Развитие цивилизации и демократии открывает широкие возможности для общей социальной активности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными. Деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука) расширяется и активизируется. В то же время внутренние функции включают политические, экономические, социальные, экологические, защиту прав и свобод граждан, обеспечение правопорядка.
г) Внешние функции государства являются основными направлениями деятельности государства на международной арене. Внешние функции современного белорусского государства включают интеграцию в мировую экономику, национальную оборону, поддержку мирового правопорядка, сотрудничество по глобальным вопросам и борьбу с международной преступностью.
Функции государства исторические. Они меняются на разных этапах развития общества, а также в зависимости от изменений в его общественно-политической системе. Например, в тоталитарных обществах основная деятельность государства включает в себя функцию подавления сопротивления классовых, национальных и других противников, а также культурную и образовательную функцию, которая обеспечивает доминирование единой идеологии. В социалистических обществах с их плановой экономикой появляются экономико-организационная функция и функция защиты социалистической собственности.
Это подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его политическая природа, что в свою очередь выражает характер общества, которое его породило.
1. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Государство и право. Начальный курс / С.С. Алексеев – М.: Юрид. лит., 1996. – 192 с.
2. Бредихин, А.Л. О функциях государства / А.Л. Бредихин // История государства и права. – 2013. – №22. – С. 17-20
3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
4. Карпович Н. А. Компетенция и деятельность Совета Министров Республик Беларусь по реализации экологической функции государства / Н.А. Карпович // Вестник Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь. – 2011. – №7. – С. 133-140
5. Карпович, Н.А. Формирование и развитие экологической функции белорусского государства (60-е – начало 90-х гг. XX в.) / Н.А. Карпович // Юстиция Беларуси. – 2011. – №10. – С. 31-35
6. Князев, Ю. Социальные функции современного государства / Ю. Князев // Проблемы управления. – 2013. – №1. – С. 20-33
7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2009. – 48 с.
8. Королев, А.И. Теория государства и права / А.И. Королев. – Л., 1987. – 522 с.
9. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
10. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2012. – 560 с.
11. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 263-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
12. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф.М.Н.Марченко.Т.1, Теория государства. –М.: Изд.Зерцало, 1998г., – 195 с.
13. Основные функции государства [Электронный ресурс] / On-line библиотека. – 2014. – Режим доступа: http://www.xserver.ru/.
14. Признаки и виды функций государства [Электронный ресурс] / Энциклопедия экономиста. – 2014. – Режим доступа: http://www.grandars.ru.
15. Флоренский, П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем / П.А. Флоренский // Литературная учеба. – 1991. – №3. – С. 96.
16. Фролова, Т.А. Экономическая теория: конспект лекций [Электронный ресурс] / Административно-управленческий портал. – 2014. – Режим доступа: http://www.aup.ru.
17. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебник / В.Н. Хропанюк – М., 2008. – 612 с.