Введение
Глава 1 Теоретический аспект развития творческих способностей старшеклассников
1.1 Творческие способности как свойство личности человека
1.2 Особенности развития творческих способностей старших школьников в процессе учебной деятельности
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей старшеклассников
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей старших школьников
2.2 Программа развития творческих способностей старшеклассников средствами учебной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
В настоящее время развитие современного общества характеризуется обновлением всех сфер жизнедеятельности. Социальная деятельность направлена на осуществление демократических реформ, переориентацию национальных и общечеловеческих ценностей, возрождение духовного потенциала, национальных и культурных традиций. Все это создает предпосылки для развития творческой личности, активно участвующей в социокультурных преобразованиях.
Рассматривая образование, как один из основных каналов включения ребенка в социокультурную реальность порой упускается из внимания такой важный элемент как творческое воспитание личности. Современный человек определяет свое место в мире, прежде всего, на основе культурных достижений прошлого и настоящего, моделируя свое будущее. В условиях преобразования современного общества необходимость систематического, целенаправленного приобщения личности к миру культуры приобретает особое значение. Процессы гуманизации современного общества, поиск новых жизненно важных приоритетов развития личности в социокультурной среде выдвигают на первый план вопрос развития творческих способностей.
В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческих способностей детей, показано значение участия педагога, семьи, социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития учащихся, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведены исследования его важных компонентов.
Глава 1 Теоретический аспект развития творческих способностей старшеклассников.
1.1 Творческие способности как свойство личности человека.
Творчество – одна из содержательных форм психической активности человека, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. По мнению Л.С. Выготского, «именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее» [4, с. 45].
Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX-XX столетий. «В общепринятом смысле творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [16, с. 137]. До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знании. Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:
1) как таковых творческих способностей нет. Главную роль в творческом поведении играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности;
2) высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет;
3) «творческая способность – является независимым от интеллекта фактором» [8, с. 24].
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей старшеклассников.
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей старших школьников.
С целью выявления уровня развития воображения детей старшего школьного возраста было проведено исследование, в котором приняли участие 20 старших школьников.
Цель исследования: выявление уровня развития творческих способностей.
Исследование состоит из двух этапов:
1. Констатирующий этап предполагает исследование и анализ уровня развития творческих способностей школьников.
2. Формирующий этап включает разработку программы развития творческих способностей старшеклассников средствами учебной деятельности.
Методика исследования.
1. Тест креативности Торренса (Приложение 1).
Тест креативности Торренса является наиболее популярным среди методик, направленных на диагностику творческих способностей детей. Э.П. Торренс определяет креативность как чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации. По мнению автора, креативность помогает обнаруживать проблемы, связанные с дисгармонией элементов, осуществлять поиск решений, выдвигать различные предположения и гипотезы, а также опровергать и преобразовывать данные гипотезы, стремясь добиться нужного результата.
Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста – «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.
Заключение.
В ходе работы были рассмотрены творческие способности как свойство личности человека. Понятия «творчество» и «творческие способности» исследовались на протяжении многих лет, это породило ряд теоретических и практических подходов в осмыслении природы возникновения творческих способностей и их развития. Также вопрос классификации творческих способностей вызывает у исследователей ряд противоречий. Однако бесспорным остается утверждение о том, что развитие творческих способностей – необходимый процесс для формирования полноценной и развитой личности.
В ходе работы были рассмотрены особенности развития творческих способностей старших школьников в процессе учебной деятельности. Развитие и воспитание творческих способностей старшеклассников – очень ответственный и сложный процесс, осуществить который можно только при внимательном отношении к детям, зная их потребности, интересы, увлечения. Творческие способности связаны с воображением и позволяют старшекласснику находить оригинальные способы и средства решения задач.
Исследователи выделяют две группы условий и развития творческих способностей: психологические и социально-психологические. Процесс развития творческих способностей должен быть интегрированным, целенаправленным и систематичным. Образование как целенаправленный процесс должно способствовать развитию творческих способностей старшеклассников. Необходимо организовывать педагогическую деятельность с применением инновационных творческих педагогических технологий, которые будут способствовать целостному развитию личности старшеклассника.
1. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – СПб.: Рус. христиан. гуманитар. ин-т, 1997. – 463 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2002. – 320 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 1983. – 172 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 91 с.
5. Гимпель, Л.П. Методика формирования творческой индивидуальности будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин / Л.П. Гимпель // Весці БДПУ. – 2018. – № 3. – С. 12-17.
6. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / А.Е. Голубева. – М.: Проматей, 1993. – 511 с.
7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб. : «Питер», 2000. – 368 с.
8. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. – М.: «Академия», 1996. – 347 с.
9. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1969. – 323 с.
10. Матюшкин, А.М. Одаренные и талантливые дети / А.М. Матюшкин, Д.А. Снек // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 88-97.
11. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практич. пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Мн.: Харвит, – 2000. – 432 с.
12. Немов, Р.С. Психология: В 3-кн. / Р.С. Немов. // Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, – Кн. 2. – 1995. – 496 с.
13. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 10. – С. 34-37.
14. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1988. – 304 с.
15. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – М., 1996. – 92 с.
16. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2000. – 672 с.
17. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей: попул. пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Акад. развития, 1996. – 235 с.
18. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. – С. 9-20.
19. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М., 2002. – 635 с.
20. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. –1983. – Т.4. – №5. – С. 3-10.
21. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника Д.Б. Эльконин. – М., 1979. – 98 с.