Введение
1 Сущность и структура государственного управления
2 Государственное управление и его признаки
3 Уровни и виды государственного управления
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях, когда нестабильная экономическая, социальная и политическая ситуация в стране приводит к росту социальной напряженности в обществе, социальная составляющая качества жизни населения выходит на первый план, демонстрируя уровень доверия населения к органам государственной власти, степень удовлетворенности полученными публичными услугами и определяя приоритеты государственной политики. Именно поэтому вопросы сущности государственного управления, а именно его социальной составляющей, структуры, механизмов реализации и их усовершенствования приобретают сегодня особую актуальность. Важнейшую роль в происходящих в стране успешных преобразованиях играет сильная и дееспособная система государственного управления. Исходя из критериев общественного блага, система государственного управления может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях; способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами. С сильной, дееспособной системой государственного управления народ Республики Беларусь связывает свои надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства.
Глава 1 Сущность и структура государственного управления
Многогранность и широкий спектр научных подходов к определению сущности, функций, принципов, целей и структуры государственного управления, характеризующие сегодняшнее положение дел в научном сообществе, проявляются в наличии множества определений и точек зрения на данное явление. Широкий интерес отечественных и зарубежных ученых к обозначенному вопросу обусловлен первостепенной важностью государственного управления для развития общества во все времена. Однако следует отметить недостаточную проработку данного вопроса в аспектах структуры государственного управления в условиях современных вызовов. Основная задача государственного управления – конституционная защита прав и свобод граждан, подразумевает высокую социальную ответственность государства перед населением, поскольку именно общество формирует государство. Не органы власти управляют обществом, а государство предоставляет обществу услуги для обеспечения комфортных условий жизнедеятельности и защиты его интересов, закрепленных законодательно. Нерациональное и неэффективное государственное управление может привести к существенным негативным экономическим, политическим, социальным и экологическим последствиям. Именно поэтому вопросы детерминирования сущности и усовершенствования структуры государственного управления требуют детального анализа и доработки. Генезис науки государственного управления берет свое начало со времен античных философов.
Глава 2 Государственное управление и его признаки
Государственное управление можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле государственное управление это – сфера организующей и распорядительной деятельности государственных органов. Государственное управление в узком смысле одна из форм деятельности государства, состоящая в практическом осуществлении его задач и функций в процессе непосредственного повседневного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством на основе и во исполнение законов [7, с. 99].
Государственное управление является одним из видов социального управления. Социальное управление как атрибут общественной жизни проявляется в общих чертах, свойственных управлению как научной категории, а также в особенностях организации общественной жизни.
Для государственного управления характерны все признаки социального. Но вместе с тем оно имеет и свои особые признаки:
- государственное управление – это определенный вид деятельности по введению единой государственной власти с функциональными и компетентными характеристиками, который отличает ее от других видов (форм) осуществления государственной власти;
- государственное управление имеет общегосударственный характер, то есть охватывает все важные для государства стороны жизни общества. По существу объектом государственного управления является общество в целом;
- государственное управление – это, прежде всего, исполнительно-административная деятельность.
Глава 3 Уровни и виды государственного управления
Все многообразие государственного управления, исходя из определенных основополагающих признаков – критериев, можно представить через его различные уровни и виды.
Процесс государственного управления делится на несколько этапов: государственное строительство; управление бизнесом; оперативно-тактическое управление.
Этап государственного строительства связан с формулированием государственной политики, а значит – с политическим управлением.
Этапы исполнительно-распорядительного, оперативного и тактического управления – с реализацией государственной политики, с административным управлением.
Базовым направлением государственного управления на уровне принятия политических решений является деятельность в сфере государственного строительства. Это направление получает особую актуальность в транзитивные периоды, когда формируются основы государственности и формы их закрепления, определяются цели и перспективы развития страны на конкретный период времени. На данном этапе принимаются не просто управленческие, а политико-управленческие решения. Здесь речь идет о макро политическом управлении [9, с. 52].
На этапе государственного строительства используются следующие типы политических решений государства: определение целей, функций и задач для развития государства; назначение главы государства, парламента и местных органов власти; досрочное прекращение полномочий главы государства, парламента, правительства; назначение референдумов; внесение изменений в конституцию; консолидация государственных символов; формирование системы центральных органов исполнительной власти; создание и преобразование министерств и других центральных органов исполнительной власти; формирование судов; консолидация административно-территориального устройства; распределение мест в региональных и местных органах власти и органах самоуправления; определение основных принципов работы органов государственной безопасности и обороны.
Заключение
Сущность и структура государственного управления – понятия сложные и многогранные. И, несмотря на достаточную проработанность данных вопросов специалистами разных научных направлений, определенные вопросы и сегодня остаются недостаточно раскрытыми и обоснованными. Во многом это связано с быстро меняющимися политическими и социально-экономическими реалиями, а также постоянно растущими потребностями населения в качественных государственных услугах в необходимом количестве [14, с. 115]. Актуальность данной работы обоснована тем, что государственное управление как социальный процесс вынуждено постоянно реагировать на подобные изменения внешней среды. Современные вызовы создают условия для формирования гибкой системы государственного управления, способной максимально мобилизовать свои внутренние ресурсы и эффективно реализовать свои функции для достижения целей государства и общества. Государственное управление – это практическое, организационное и регулирующее влияние государства на социальную активность людей с целью их упорядочения, сохранения или преобразования. Государственное управление занимает особое место среди всех типов власти. Высшие государственные органы, представленные главой государства и его служащими, правительством, парламентом и судебной системой, а также их аппарат, играют вместе роль системы правительства, компоненты которой взаимосвязаны сложными функциональными отношениями. Современная система государственного управления – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих определенное единство, что и делает его важнейшим звеном политического процесса общества.
1. Классики теории государственного управления: американская школа / Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 800 с.
2. Путенихин, П.В. Логические основания многомерных пространств // Заочные электронные конференции. – 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/6359.
3. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: ЮНИТИ¬ДАНА, 2002. – 551 с.
4. Долгальова, О.В. Теоретико-методичной оптимизации деятельности региональных органов власти / О.В. Долгальова, Н.О. Пушкарьова // Публичное управления: теория та практика. – 2010. – № 1. – С. 10-15.
5. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. – 4-е изд., стер. – М.: Изд-во ОМЕГА¬Л, 2014. – 525 с.
6. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2005. – 379 с.
7. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / А.В. Пикулькин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 399 с.
8. Миннибаев, Б.И., Шарифуллин, Р.Ф. Особенности системы государственного управления Республики Беларусь / Б.И. Миннибаев, Р.Ф. Шарифуллин // Молодой ученый. – 2014. – № 11. – С. 26-28.
9. Купришин, Г.Л. Государственное управление: учеб. пособие для студентов вузов / Г.Л. Купришин, А.И. Соловьев. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 1996. – 256 с.
10. Агарков, А.А. Теория права, государства и государственного управления / А.А. Агарков, В.С. Курчеев, Ю.Н. Одров, Г.Г. Пензин. – Новосибирск, 2007. – 282 с.
11. Филатов, И. Государственное управление – это… / И. Филатов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fb.ru/article/38990/gosudarstvennoeupravlenieeto.
12. Бурега, В.В. Социология государственного управления / В.В. Бурега. – Донецк.: ООО «Восточный издательский дом», 2012. – 168 с.
13. Омельченко, Н.А. История государственного управления: / Н.А. Омельченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 575 с.
14. Охотский, Е.В. Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента / Е.В. Охотский // Вестник МГИМО Университета. – 2014. – № 3(36). – С. 115-127.