ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»
1.2. СИМПТОМЫ И ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КЛАСННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное выгорание представляет защитный механизм психики человека, который при длительном психоэмоциональном напряжении оказывает действие на физическое и психологическое, самочувствие, а также на отношение работника к своей работе.
Синдром профессионального выгорания - ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Синдром выгорания принадлежит к явлению изменений качеств личности. Выгорание развивается, обычно у людей кто имеет отношение к общению, или вынужден из-за профессий долго и часто общаться с другими людьми.
Очень часто у классных руководителей профессиональное выгорание возникает с накоплением отрицательных эмоций и отсутствии возможности разрядки. Педагоги, отрицают саму возможность психологических проблем, связанных с профессией.
Таким образом, профессиональное выгорание у классных руководителей проявляется быстрой утомляемостью, нет желания работать, страх быть неуверенным в собственных силах, недопустимость малейшей ошибки, несовершенства в своей работе. Стремление делать работу постоянно безукоризненно приводит к снижению чувства собственного достоинства.
Профессиональному выгоранию очень часто способствует отсутствие сплоченности в коллективе классных руководителей, неспособность оказывать поддержку в трудную минуту. Недостаточное время для проведения урока при большом объеме материала.
Неэффективный стиль работы руководителя, образовательного учреждения при работе с педагогами, отсутствие поддержки и понимания. Очень часто риску синдрома профессионального выгорания подвержены педагоги, которые привыкли считать, что руководство и коллеги их недостаточно ценят как профессионалов, работающих достаточно длительное время в сфере образования.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»
Научный интерес синдрома профессионального выгорания обусловлен нарастанием проблем, оказывающих негативное влияние на самочувствие и эффективность труда работников, и их отношение к окружающим людям.
Синдром профессионального выгорания (СПВ) - это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов. В современном обществе к профессии педагога предъявляются жесткие требования, педагог должен обладать профессиональными знаниями, навыками и умением грамотно применить полученные знания на практике. Педагоги по роду деятельности должны много общаться. Длительное общение вызывает негативное влияние на здоровье педагога в виде стрессовых ситуаций. Педагог под действием профессионального выгорания выполняет свою работу формально, безразлично, монотонно без творческого подхода. Очень часто у классных руководителей наблюдается пессимистический настрой и безразличие к результатам своей работы. Общение становится бездушным автоматическим вопрос ответ. У классных руководителей с большим стажем работы очень часто возникает вопрос с правильным выбором профессии. Любая мысль о профессии при эмоциональном выгорании вызывает страх и пониженное настроение.
Синдром профессионального выгорания - это прежде всего, профзаболевание развивается в основном при работе с людьми при длительном и долгом общении: врачи, медицинские сестры, педагоги, продавцы, переводчики, дикторы - люди профессии которых, нельзя представить без общения с другими людьми.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КЛАСННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На первом этапе эмпирического исследования эмоционального выгорания классных руководителей нами была сформирована первичная выборка количеством 60 человек, после чего с помощью методов описательной статистики были проанализированы показатели эмоционального выгорания и личностные качества исследуемых.
На втором этапе исследования мы разделили выборку на группу с высоким выгоранием (классные руководители) и группу с низким выгоранием (работники среднего звена). Группа с низким выгоранием составила 30 респондентов, группа с высоким выгоранием составила 30 респондентов.
На третьем этапе исследования мы проанализировали различия между данными группами по непараметрическому критерию Манна-Уитни с целью установить наличие достоверных различий между выборками по сферам эмоционального выгорания и личностных особенностей.
На четвертом этапе исследования мы проанализировали взаимосвязи между различными показателями у обеих выборок с помощью метода корреляции.
На пятом этапе исследования мы произвели факторный анализ личностных особенностей и элементов эмоционального выгорания для индивидов с высоким выгоранием с целью установить факторную составляющую личностных особенностей эмоционального выгорания.
Исследование осуществлялось на выборке классных руководителей из различных школ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время проведения исследования мы изучили психологическую литературу таких авторов, как Г. Фрейденберг, К. В. Кмить, Т. И. Митичева, В. В. Бойко, Н. В. Гришина, Е. В. Ермакова, Л. С. Выготский, С. А. Подсадный, Е. А. Солощенко, К. Маслач, И. Л. Пономаренко, С. А. Бабанова, А. А. Обознов, К. Кондо и прочих.
Мы рассмотрели историю формирования понятия синдрома эмоционального выгорания через эволюцию его понимания вышеприведенными учеными. Описали и рассмотрели методики диагностики эмоционального выгорания и основные направления работы с синдромом выгорания. Описали исследования типологии личностей, склонных к эмоциональному выгоранию. Также мы выделили из психологической литературы личностные характеристики, которые способствуют компенсации или профилактики эмоционального выгорания.
Далее мы описали формат профессии педагога и проанализировали феномен эмоционального выгорания применительно к данной профессии. Далее мы описали кризисы профессионального становления педагога, после чего выделили основные стрессогенные факторы в становлении профессиональной деятельности. Мы рассмотрели корреляты с эмоциональным выгоранием классных руководителей, которые привели на страницах с 21- ой по 24.
Далее мы выделили основные методы коррекции и профилактики эмоционального выгорания у классных руководителей. Рассмотрели подходы таких авторов, как Н. Е. Водопьянова, А. В. Иванова, Е. С. Асмаковец, В. И. Долговой, Е. В. Котовой, О. Г. Игашевой, Г. Дьяконова.
В конце каждого параграфа мы описывали обобщающие выводы.
Далее мы описали эмпирическое изучение личностных свойств у классных руководителей с синдромом эмоционального выгорания. Сначала мы сформировали первичную выборку и с помощью методов описательной статистики проанализировали показатели эмоционального выгорания и личностные качества исследуемых. Далее мы разделили выборку на группу с высоким выгоранием и группу с низким выгоранием. Затем мы проанализировали различия между данными группами по критерию Манна-Уитни с целью установить наличие достоверных различий между выборками по сферам эмоционального выгорания и личностных особенностей.
1. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания классных руководителей: диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2014. - 116с.
2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб: Речь, 2014. - 272с.
3. Богословский, В.В. Общая психология : учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.Г. Ковалёва, А.А. Степанова. - Москва: Просвещение, 2011. - 383с.
4. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панфенов. - М.: Норма, 2013. - 218 с.
5. Бойко, В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2011. - 474 с.
6. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Мещеряков Б., Зинченко В. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. - 381с.
7. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у классных руководителей / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2015. - № 7. - С. 17-18.
8. Боровикова, С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности : учебное пособие / С.А. Боровикова. - М.: Просвещение, 2014. - 151с.
9. Варламова, Е.П. Рефлексивные методы диагностики в системе образования / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 2014. - № 9. - С. 30-34.
10. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика : учебно-методическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб..: Питер, 2013. - 317 с.
11. Гоноболин, Ф.Н. Воля, характер, деятельность / Ф.Н. Гоноболин. - Минск, «Народная света», 2011. - 450с.
12. Гордиенко, В.Н. Психология удовлетворенности профессионально- педагогической деятельностью : монография / В.Н. Гордиенко. - Иркутск: ПРАЙС, 2013. - 382с.
13. Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
14. Грабе, М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени / М. Грабе. - СПб.: Речь, 2012. - 96 с.
15. Гуревич, П.С. Психология личности : учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 c.
16. Демьянчук, Р.В. Как не сгореть у учительского стола : советы психолога / Р.В. Демьянчук / Под. ред. Л.М. Шипициной (серия «Психологическая наука - школе»). - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013. - 93с.
17. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность : психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202c.
18. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 33с.
19. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - СПБ: ЛГУ, 2013. - 234с.
20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства : учебник / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2011. - 297 с.