Введение
1 Понятие, место и роль конституционного суда в системе органов государственной власти
2 Компетенция и функции конституционного суда
3 Акты конституционного суда и их юридическая сила
Заключение
Список использованных источников
Введение
Среди всех субъектов, осуществляющих контроль за соблюдением конституционного законодательства, следует выделить специализированные органы конституционного контроля. В отличие от других органов эта функция является основной. Учреждение судебного конституционного контроля за соответствием Основному Закону страны нормативных правовых актов является одним из проявлений системы сдержек и противовесов, реализации принципа разделения властей. Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать правовые ценности, обеспечивать верховенство Конституции во имя основной цели государства, которое служит служению народу, отстаивает его права и свободы и, при необходимости, способствует надлежащему выполнению его обязанностей. Качество осуществления полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь во многом зависит от полноты правового регулирования его деятельности посредством норм материального и процессуального права. Принимая решения и формулируя правовые позиции, Конституционный суд обеспечивает защиту прав человека и основных свобод, конституционного строя и основных конституционных ценностей, сохраняя при этом конституционный и правовой баланс. Все это говорит об актуальности данной курсовой работы.
Таким образом, цель данной работы – проанализировать нормы права, регулирующие деятельность Конституционного Суда как специализированного института конституционного контроля в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- охарактеризовать понятие, место и роль Конституционного суда в системе органов государственной власти;
- проанализировать Компетенцию и функции Конституционного Суда;
- рассмотреть акты Конституционного Суда Республики Беларусь и их юридическую силу;
В данной работе нами использовались такие методы как историко- правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой и системный.
Глава 1 Понятие, место и роль конституционного суда в системе органов государственной власти
Согласно статье 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом [1]. Судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к участию в деятельности суда по осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется в рамках конституционного, гражданского, уголовного, административного и хозяйственного производства. Судебная власть независима и взаимодействует с законодательной и исполнительной властью.
Это – основы, которые устанавливают базу судопроизводства в Республике Беларусь. Рассмотрим подробней, что это значит, и что из этого следует.
Согласно статье 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, созданным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти [2].
Конституция Республики Беларусь судебной власти отводит одно из центральных мест, так как правосудие занимает важнейшее место среди правоохранительной деятельности государства.
Правовой основой судебной власти являются Конституция Республики Беларусь (глава 6 «Суд» в разделе IV), Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Декрет Президента Республики Беларусь «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», а также иные нормативные акты [3, с.89].
Из этих НПА вытекает, что судебная власть обладает рядом признаков:
- судебная власть есть вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами (судами);
- судебная власть принадлежит только судам, которые образуются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке;
- независимость, самостоятельность, обособленность судебной власти. При отправлении правосудия суды независимы, что закреплено в статье 110 Конституции;
- подзаконность. В статье 112 Конституции закреплено, что «Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов;
- и некоторые другие.
Глава 2 Компетенция и функции конституционного суда
Конституционный Суд Республики Беларусь имеет широкие полномочия в сфере конституционного контроля, выражающиеся в виде правоохранительной деятельности и заключается в проверке нормативно-правовых актов, которые издаются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Согласно статье 22 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь выражается в следующем:
1. Дает заключение (по предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь):
- о законности законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь;
- о законности актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона;
- о законности постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь;
- о законности актов любого другого государственного органа.
2. Дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь (по предложению Президента Республики Беларусь);
3. Принимает решения о законности законов (до подписания Президентом Республики Беларусь), принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики (или принятых Палатой представителей в порядке, установленном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь);
4. Принимает решения о законности международных договоров Республики Беларусь, которые не вступили в силу (по предложению Президента Республики Беларусь);
5. Принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов (по предложению Президиума Совета Республики).
Глава 3 Акты конституционного суда и их юридическая сила
Как уже было выявлено, полномочия Конституционного Суда реализуются посредством принятия и издания им своих актов. Согласно законодательству о конституционном судопроизводстве, актом Конституционного суда, является любой акт, принимаемый по итогам его заседания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любые акты, которые исходят от Конституционного Суда, должны приниматься на совместных заседаниях судей.
Отсюда вытекает, что в тесной связи с характеристикой актов Конституционного суда находится также и вопрос структуры и порядка издания актов Конституционного суда. Правильность и соблюдение данных факторов позволяют вести речь о правомерности и соответствии изданных Конституционным судом актов Конституции и законам.
Немаловажным является вопрос и судейского состава. Так как Конституционный суд является последней инстанцией в системе судов Республики Беларусь.
Так, согласно Конституции, в составе Конституционного Суда должно быть 12 судей. Однако право на принятие и издание актов, Конституционный суд получает с момента избрания в состав минимально восьми судий. Это положение позволяет Конституционному суду действовать тогда, когда по тем или иным причинам часть судейского состава исключена. Это особенно важно в свете того, что к судейскому составу Конституционного суда Конституцией и иными нормативно-правовыми актами установлены особые требования, которые несколько затрудняют поиск судей. Так, наиболее продуктивной будет работа судьи, широко подкованным в законодательстве Республики Беларусь, причем здесь речь идет о всех правовых отраслях, а не только о Конституционном праве. Разумеется, достаточно сложно соответствовать этому критерию, поскольку массив белорусского законодательства достаточно объемен. С другой стороны, такой подход повышает эффективность и верность принимаемых и издаваемых Конституционным судом актов.
Заключение
В результате рассмотрения задач, поставленных в целях настоящего курсовой работы можно сделать следующие выводы. Учреждение органа Конституционного Суда Республики Беларусь в современном государстве является важнейшим при обеспечении верховенства права и деятельность которого осуществляется на основе приоритета прав и свобод человека и гражданина и их эффективная защита.
Конституционный суд является основным инструментом обеспечения конституционного правосудия, закрепленного в Конституции Республики Беларусь как один из принципов народного суверенитета. Конституционный суд во исполнение этой задачи обеспечивает контроль за конституционностью всех издаваемых нормативно-правовых актов.
Во исполнение своей основной задачи, Конституционный суд решает, принимает и издает свои акты, которые имеют определенную юридическую силу, и зачастую превалируют над остальными видами нормативно-правовых актов, издаваемыми иными органами и должностными лицами государственной власти.
Среди всего разнообразия издаваемых Конституционным судом актов, лишь два вида из них имеют наибольшую силу и значение. Это заключения и решения Конституционного суда Республики Беларусь.
Иные акты Конституционного суда – обращения, определения, запросы, представления, послания – также обязательны в границах, установленных законодательством для них пределов.
Конституционный суд дает заключения:
1) о проверке издаваемых Президентом Республики Беларусь нормативно-правовых актов;
2) о проверке актов международных сообществ и организаций, в состав которых входит Республика Беларусь, и указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона;
3) о проверке таких нормативно-правовых актов, которые издаются такими государственными органами и лицами, как Совет Министров, Верховный суд Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь;
4) о проверке актов, издаваемых иными, не перечисленными выше государственными органами Республики Беларусь.
1. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., № 139-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Данилевич, А.А., Мартинович, И.И. Судоустройство / А.А. Данилевич, И.И Мартинович. – Мн. : Амалфея, 2002. – 480 с.
4. Абромович, А. Суды Республики Беларусь на современном этапе / А. Абромович // Юстиция Беларуси. – 2002. – №1. – С. 9-10.
5. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь : Практ. пособие / К.Н. Кунцевич. – Минск : Молодежное научное сообщество, 2000. – 164 с.
6. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь : Учебник / В.А. Кодавбович. – Минск : Амалфея, 2007. – 310 с.
7. Бибило, В.Н. Судоустройство : Учебник / В.Н. Бибило. – Минск : Издательство «Право и экономика», 2001. – 328 с.
8. Абрамович, А.М. Конституционная реформа: проблемы и перспективы / А.М. Абрамович // Веснiк БДУ. Сер. 3. – 1996. – №3. – С. 81-84.
9. Палто, Н.А. Конституционный суд как орган конституционного контроля / Н.А. Палто // Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов : материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 16-17 июня 2005 г. – Минск : Издательский центр БГУ, 2005. – С. 128-130.
10. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь : Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. О конституционном судопроизводстве : Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь : экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск : Соврем. шк.. 2008. – 168 с.
13. Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, 18 сент. 1997 г., № Р-58/97 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
14. Борико, С.В. Судоустройство : Учебник / С.В. Борико. – Минск : Амалфея, 2000. – 304 с.
15. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. О Конституционном Суде Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 30 марта 1994 г., № 2914-XІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.