ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 СИМПТОМАТИКА И ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫГОРАНИЯ И ПОВЫШЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема устойчивости к стрессам людей в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности из-за необходимости постоянного контакта с другими людьми. Педагоги по уровню психоэмоционального истощения находятся на первом месте среди профессий «человек – человек», так как в своей повседневной деятельности постоянно сталкиваются с взаимодействием с детьми, огромным уровнем ответственности, психологическим проблемами и стрессами.
В самой природе педагогического труда заложена эмоциогенность, причем спектр испытываемых эмоций весьма разнообразен: педагоги вынуждены постоянно находиться в атмосфере чужих эмоций. Тем не менее, психика людей от природы устроена так, что человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, человек «заражается» эмоциями других людей. Риски профессионального психоэмоционального «выгорания» оказывают негативное влияние не только на личность работника, но и на коллектив в котором ему приходится работать, а значит снижает качество жизни общества в целом.
В течение последних трех десятилетий проблема исследования феномена психоэмоционального выгорания встала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к данной профессии и личности работников так называемых «помогающих» профессий, обладающих огромной социальной важностью. «Помогающие профессии», которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния. Люди «помогающих» профессий наиболее подвержены влиянию психоэмоционального выгорания. Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов особенно актуально в период социальных перемен, которые требуют интенсификации профессиональной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Симптоматика и динамика профессионального и эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания можно отнести к числу феноменов деформации личности. Он является многомерной конструкцией, состоящей из набора негативных психологических переживаний, тесно связанных с достаточно интенсивными, длительными, межличностными взаимодействиями, которые характеризуются высокой эмоциональной насыщенностью. На практике существуют несколько определений эмоционального выгорания. Согласно модели К. Маслач и С. Джексон, «выгорание» представляет собой ответную реакцию на продолжительные профессиональные стрессы в коммуникативной области, включающую в себя три базовых компонента: деперсонализацию, сильнейшее эмоциональное истощение, редукцию персональных достижений» [16].
Э.Ф Зеер пишет: «Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Кроме этого, количество профессий, связанных с этим синдромом, было незначительно: сотрудники медицинских учреждений и различных общественных благотворительных организаций. Позже в группу риска вошли учителя, полицейские, юристы, политики, менеджеры и т.д. [10, с. 27]
С.В. Умняшкина в своем диссертационном исследовании определяет синдром эмоционального выгорания как «синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [23, с. 9]
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация и методики исследования
В исследовании приняли участие 40 человек – студенты 2 и 3 курса Минского государственного лингвистического университета.
Для более дифференцированного подхода к исследованию предпосылок эмоционального выгорания будущих педагогов, вся выборка была поделена на две группы: 20 человек – 2 курс (далее 1 группа), 20 человек – 3 курс (далее 2 группа).
Исследование проводилось в два этапа:
1. Констатирующий этап. На этом этапе проводится первичная диагностика уровня эмоционального выгорания и стрессоустойчивости будущих педагогов.
2. Формирующий этап. На данном этапе разрабатываются рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у будущих педагогов.
Методики исследования:
1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге (Приложение 1).
Американские врачи Т. Холмс и Р. Paгe изучали зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Исследователи сделали вывод о том, что серьезным психическим изменениям предшествуют определенные жизненные ситуации. Основываясь на данном утверждении, доктора составили шкалу, согласно которой каждому жизненному событию соответствует определенное количество баллов. При этом авторы данной методики учитывали уровень стресогенности того или иного фактора. Исследование показало, что результат, соответствующий 150 балла означает, что в 50% случаев возникает психическое заболевание. Если сумма баллов превышает 300, то вероятность появления и развития заболевания возрастает до 90%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было установлено, что синдром эмоционального выгорания можно отнести к числу феноменов деформации личности. Он является многомерной конструкцией, состоящей из набора негативных психологических переживаний, тесно связанных с достаточно интенсивными, длительными, межличностными взаимодействиями, которые характеризуются высокой эмоциональной насыщенностью. Это ответная реакция на происходящие длительные стрессовые ситуации в межличностных коммуникациях.
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания. Однако исследователи выделяют в формировании данного синдрома физические, эмоциональные поведенческие, социальные симптомы и интеллектуальное состояние личности.
В ходе работы было отмечено, что условия труда педагогических работников обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома психоэмоционального выгорания. Педагоги работают с максимальными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных сложных ситуациях.
В ходе работы было проведено исследование предпосылок эмоционального выгорания будущих педагогов. В исследовании приняли участие 40 человек – студенты 2 и 3 курса Минского государственного лингвистического университета. В ходе исследования были применены следующие методики: методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Исследование показало, что для всех студентов возникновение предпосылок формирования эмоционального выгорания, которое влечет за собой возникновение тревожности, неблагоприятное самочувствие, плохое настроение, а также снижение активности. Все эти психологические нарушения негативно влияют на будущую профессиональную деятельность. Также исследование показало, что уровень предпосылок эмоционального выгорания напрямую зависит от того, на каком курсе обучается студент.
1. Аминов, Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития учителя / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. –1994. – №5. – С. 102-114.
2. Баранов, А.А. Профессиональное выгорание и типы низко стрессоустойчивых педагогов / А.А. Баранов // Ежегодник Российского психологического общества: Материал 3-его Всероссийского съезда психологов. – СПб.: Изд. С-Петерб. Ун-та, 2003. – Т. 1. – С. 287-289.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: Пер Сэ, 2006. – 528 с.
4. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб, 2009. – 278 с.
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 469 с.
6. Борщева, Н.М. Проблема профессионального выгорания в профессиях системы «человек-человек» / Н.М. Борщева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do/ teleclinica.ru/206935.
7. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
8. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб., 2014. – 332 с.
9. Захаров, С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? / С. Захаров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// forums.rusmadserv.com/ showthread.php?t=8748.
10. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособ / Э.Ф. Зеер. – М.: Академ. Проект, 2003. – 336 с.
11. Карпов, А.В. Психология труда / А.В. Карпов. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 352 с.
12. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 400 с.
13. Ковальчук, М.А. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях и способы его профилактики: монография / М.А. Ковальчук. – Ярославль: ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2017. – 126 с.
14. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11. – С. 2-16.
15. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: «Знание», 2008. – 308 с.
16. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2.
17. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. – М.: Дело, 1994. – 215 с.
18. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 370 с.
19. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90-101.
20. Осницкий, А.К. Подготовка механизмов произвольной регуляции в деятельности педагога / А.К. Осницкий // Творчество и педагогика / А.К. Осницкий, Ю.С. Жуйков. – М., 1988. – С. 33-41.
21. Пряжникова, Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов / Ю.В. Пряжникова // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 64-73.
22. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 85-95.
23. Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – М.: РГБ, 2002. – 220 с.
24. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С.54-67.