Введение
Глава 1 Сущность и особенности правовое положение юридических лиц
1.1 Понятие, признаки и структура юридических лиц
1.2 Классификация юридических лиц
Глава 2 Правовое регулирование создания и прекращения деятельности юридических лиц
2.1 Создание юридических лиц. Порядок регистрации
2.2 Прекращение деятельности юридических лиц
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием только физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Объект исследования – юридические лица Республики Беларусь.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие деятельность юридических лиц, а также порядок их создания и прекращения их деятельности в Республике Беларусь.
Цель исследования – интегральный анализ возникновения и прекращения юридических лиц на основе норм гражданского законодательства.
Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность юридических лиц
2. Проанализировать классификацию юридических лиц в Республике Беларусь
3. Изучить порядок создания юридических лиц в Республике Беларусь
4. Рассмотреть порядок прекращения деятельности юридических лиц в Республике Беларусь
Методологическую основу курсовой работы составили теоретические и методологические положения, представленные в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность юридических лиц. В частности, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, прогнозирования, а также метод теоретического исследования. Cо стороны теоретического и практического материала были использованы общенаучные методы исследования, включая аналитический метод, системного анализа, приёмы научной абстракции, научной аналогии и другие.
Глава 1 Сущность и особенности правовое положение юридических лиц
1.1 Понятие, признаки и структура юридических лиц
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также государственные объединения и финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы), а также иные некоммерческие организации, если иное не установлено настоящим Кодексом, иными законами или актами Президента Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы могут иметь имущественные права в отношении некоммерческих организаций, в том числе не являясь их учредителями (участниками).
Глава 2 Правовое регулирование создания и прекращения деятельности юридических лиц
2.1 Создание юридических лиц. Порядок регистрации
Рассмотрим алгоритм создания юридических лиц:
Шаг 1. До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:
1) согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации. Порядок согласования определен Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 N 154; для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций - Инструкцией о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2012 N 640;
2) определить предполагаемое местонахождение коммерческой, некоммерческой организации;
3) принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор).
Следует обратить внимание: с учетом того что в соответствии с ч. 2 п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее - Положение о регистрации), утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее - Декрет N 1) (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 24.01.2013 N 2 "О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1" (далее - Декрет N 2)), уставный фонд по общему правилу может формироваться в течение 12 месяцев, то к моменту государственной регистрации он может и не быть сформирован, а только объявлен в учредительных документах и в заявлении о государственной регистрации.
Шаг 2. Представление документов в регистрирующий орган для государственной регистрации.
Заключение
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. К признакам юридического лица следует отнести: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени. Юридические лица могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее распространенными являются классификации на коммерческие и некоммерческие юридические лица и корпоративные и унитарные юридические лица.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие юридические лица согласно законодательству Республики Беларусь подразделяются на некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации. В зависимости от того, кто является учредителем, различают три способа образования юридического лица: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения). Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями - гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления Все юридические лица действуют на основании учредительных документов. Важной стадией создания юридических лиц является процедура их государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации о регистрации юридического лица. Прекращение деятельности (существования) юридического лица возможно в результате различных юридических фактов. Так, оно может прекратить свою деятельность в результате реорганизации, ликвидации, в том числе посредством исключения фактически недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, а также банкротства.
1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах от 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 05.01.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
3. Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.03.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
4. Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.03.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
5. Закон Республики Беларусь от 26.06.2003 N 211-З "О внесении дополнения и изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.03.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
6. Указ Президента Республики Беларусь от 16.02.2004 N 88 "О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками" с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.03.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
7. Закон Республики Беларусь от 25.02.2002 N 93-З "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь" с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.03.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
8. Закон Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.03.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
9. Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 N 3254-XII "Об общественных объединениях" с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.03.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
10. Закон Республики Беларусь от 04.06.1999 N 265-З "О финансово-промышленных группах" с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
11. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.03.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
12. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 N 8 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1" с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.03.2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
Книги одного, двух, трех авторов
13. Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М. : Проспект, 2012. – 743 с.
14. Гришаев, С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах / С.П. Гришаев. – М. : Норма, 2015. – 386 с.
15. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) / С.Э. Жилинский. - М. : Юрайт, 2013. – 452 с.