Введение
1. Номерной фонд гостиниц
1.1 Структура номерного фонда гостиниц
1.2 Номерной фонд гостиницы и организация ее работы
2. Эффективность использования номерных фондов гостиниц
2.1 Основные направления повышения эффективности основных фондов гостиничных организаций
2.2 Мероприятия по повышению эффективности основных фондов
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лицензия ОАО “ГОК” СОЖ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Изображение гостиницы «СОЖ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Номерной фонд гостиницы «Сож»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Статистка загруженности номеров за 2016 год
ВВЕДЕНИЕ
Основные фонды - фундамент туристского и гостиничного хозяйства, так как напрямую связаны с наличием основных фондов, которые подразумевают под собой здания и сооружения, техническое оснащение, транспортные средства. Основные фонды – ключевая роль в эффективной работе туристского предприятия, за счет составления основы их материально-технической базы, так как рост и совершенствование являются важными условиями увеличения объема предоставляемых услуг, прибыли и повышения технической оснащенности. Индустрия гостеприимства была сформирована на базе сектора средств размещения, представленного различными типами гостиничных предприятий. В классическом понятии, гостиница – дом с меблированными комнатами для приезжих. В современных условиях, гостиница – особое предприятие, предназначенное для гостиничного обслуживания граждан, индивидуальных туристов и организованных групп.
В настоящее время гостиничная индустрия является отраслью с высоким уровнем конкуренции. Инновационные концепции создаются с целью удовлетворения потребностей гостей. Следовательно, гостиничному предприятию необходимо постоянно заботиться о повышении эффективности деятельности, что подразумевает ее различные сферы. Высокая эффективность необходима для развития любой гостиницы. Для этого необходимо грамотно подходить к качеству обслуживания гостей персоналом, вопросу сервиса, материально-техническому обеспечению гостиниц. Большую часть белорусских гостиниц представляют гостиницы советской постройки. Они используют устаревшее оборудование, громоздко, неэкономично.
Актуальность темы повышения эффективности использования гостиничных фондов является весомой, так как большинство гостиниц не соответствуют общемировым стандартам по уровню оснащенности и состоянию основных фондов, имеют устаревшие основные фонды, не отвечающие международным стандартам. К проблемам, препятствующим успешному развитию гостиницы, можно отнести: неудовлетворительное состояние гостиничных номеров, требующих текущего или капительного ремонта, устаревшие основные фонды, применение несовременных технологий, низкий уровень автоматизации управления и низкие темпы внедрения современных информационных технологий.
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении структуры состояния номерного фонда гостиниц для определения перспективы увеличения эффективности использования.
1. Номерной фонд гостиниц
В зависимости от формы собственности выделяют следующие гостиницы:
1) находящиеся в муниципальной собственности;
2) находящиеся в частной собственности;
3) ведомственные;
4) смешанной собственности;
5) принадлежащие общественным организациям;
6) созданные с привлечением иностранного капитала.
В зависимости от цены за номер можно выделить гостиницы:
- бюджетные;
- эконом-класса;
- средние;
- первоклассные;
- апартаментные;
- фешенебельные.
По месторасположению:
1) находящиеся в пределах города;
2) находящиеся на побережье моря (удаленность от моря играет большую роль);
3) находящиеся в горах.
По уровню комфорта:
- общая характеристика всех имеющихся номеров (площадь номеров, количество одноместных, многокомнатных номеров);
- техническое состояние мебели, инвентаря;
- наличие и обстановка в ресторанах, кафе, барах;
- архитектурное и техническое состояние зданий;
- обустройство как гостиничной территории, так и прилегающей;
- техническое оснащение номеров и всей гостиницы в целом;
- дополнительные услуги.
В зависимости от вместимости выделяют гостиницы:
1) малых размеров (до 100 номеров);
2) средних размеров (от 100 до 300 номеров);
3) больших размеров (от 300 до 1000 номеров);
4) гигантских размеров (более 1000 номеров).
В зависимости от продолжительности работы гостиницы бывают:
- круглогодичные;
- двухсезонные;
- односезонные [1, c.10-11].
В зависимости от предоставляемого питания выделяют:
- полный пансион (размещение и трехразовое питание);
- размещение и только завтрак.
В зависимости от продолжительности пребывания гостей гостиницы бывают:
2. Эффективность использования номерных фондов гостиниц
2.1 Основные направления повышения эффективности основных фондов гостиничных организаций на примере ОАО «ГОК «Сож»
Построенная по проекту архитектора А.П. Горленко гостиница «Сож» имеет неповторимый и запоминающийся облик. Здание было построено в 1965 году, но передано в эксплуатацию как гостиница в 1966 году. Расположение на пересечении двух основных магистралей города Гомеля: Советской и Кирова, подчеркивает привлекательность отеля. В непосредственной близости с «ГОК «Сож» находятся Областной Драматический Театр, Музей А.С. Пушкина, детский театр кукол, концертная филармония им. П.И. Чайковского.
Открытое акционерное общество «Гостинично-офисный комплекс «Сож» (ОАО «ГОК «Сож») зарегистрировано в Гомельской регистрационной палате 5 января 1998 года. Управление в обществе осуществляется через общее собрание акционеров, Совет и директоров и Генерального директора. На данный момент гостиница принадлежит ОАО «Турист». Генеральным директором ГОК «Сож» является Александр Валерьевич Ключников.
Основное направление деятельности «ГОК «Сож» - оказание услуг и производство продукции в области гостиничного и ресторанного бизнеса. Особым направлением в деятельности организации является создание инфраструктуры в области туризма и гостиничного сервиса. Целевым рынком ОАО является рынок въездного и внутреннего туризма. В последнее время деятельность «ГОК «Сож» осуществлялась по следующим бизнес-направлениям: въездной туризм, внутренний туризм, корпоративный туризм, ВИП-обслуживание. Компанией активно разрабатывается проект розничной сети.
Гостиница «Сож» (4 звезды) является одной из самых старых гостиниц в Гомеле, ее расположение и богатая история могут положительно сказаться на дальнейшей судьбе организации. В скором времени планируется реконструкция гостиницы, с присвоением ей статуса 5 звезд.
Гостиница «Сож» предлагает гостям достаточно широкий спектр услуг. Номерной фонд гостиницы составляет 140 номеров различной категории комфорта, из них 20 люксов и 15 полулюксов. Номера оснащены ванной, душем, телефоном, сейфом, кондиционером, холодильником. К услугам гостей и стандартные номера. В гостинице «Сож» находятся 2 ресторана и кафе: Ресторан «Бацьки», «Сожский» и кафе «Румянцевское». Рестораны работают круглосуточно, ест возможность заказать ужин в номер, провести банкеты, фу3. В ГОК «Сож" на 1-м этаже оборудован банкетный зал. Он может принять на торжество до 200 человек. На фуршет здесь могут собраться 500 персон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основные фонды гостиничного предприятия являются важным фактором производства гостиницы и туристского комплекса в целом. В рамках данной курсовой работы было рассмотрено гостиничное предприятие ОАО ГОК «Сож». Были проанализированы основные фонды данной гостиницы: структура, движение, показатели эффективности основных фондов. Задачи, поставленные в курсовой работе, были в полной мере выполнены: проведен анализ эффективности использования основных фондов, определена обеспеченность гостиничного предприятия основными средствами, выявлено движение, изменения в составе и структуре основных фондов.
В первой главе курсовой работы была проанализирована структура основных фондов гостиницы, состав основных фондов, номерной фонд гостиницы, с выяснением эффективности его использования.
Во второй главе было рассмотрено ОАО ГОК «Сож», где были предложены мероприятия по улучшению эффективности использования основных фондов гостиничного предприятия: меры по увеличению загрузки номерного фонда, сокращению расходов на водоснабжение.
В заключении, хотелось бы сформулировать краткие выводы по проведенной работе:
- анализ основных фондов гостиничного предприятия заключается в изучении структуры и резервов улучшения использования номерных фондов, что достигается путем анализа структуры, движения и состояния основных фондов предприятия;
- анализ структуры и движения основных фондов определяет направления дальнейшего анализа основных фондов гостиницы;
- мероприятия по улучшению использования фондов гостиниц могут положительно сказаться на деятельности и репутации предприятия.
1. Ефимова, О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: учебное пособие / О.П. Ефимова. - М: ООО «Новое знание», 2004. - 369 c.
2. Морозов, М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме / М.А. Морозов. – М: Издательский центр «Академия», 2006. – 458 с.
3. Здоров, А.Б. Экономика туризма / А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 287 с.
4. Ляпина, И.Ю. Материально-техническая база и оформление гостиниц и туркомплексов / И.Ю. Ляпина. - М: «Академия», 2004. – 261 с.
5. Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма / Г.А. Яковлев. – М: Издательство РДЛ, 2007. – 312 с.
6. Зайцева, Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме / Н.А. Зайцева. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 259 с.
7. Туризм и гостиничное хозяйство / под ред. А.Д.Чудновского. – М.:ЭКМОС, 2000.-361 с.
8. Яковлев, Г.А. Экономика гостиничного хозяйства / Яковлев Г.А. - М.: Издательство РДЛ, 2006.- 269 с.
9. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство: организация, управление, обслуживание / С.И. Байлик. – Киев: Альтерпресс, 2002. – 217 с.
10. Волков, Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса, учебник / Ю.Ф. Волков. - Ростов-на-Дону, 2004. – 287 с.
11. Зорин, И.В. Туристский бизнес и гостиничное хозяйство / Зорин И.В. - М.: Финансы и статистика, 1998.- 269 с.
12. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательство Торговый Дом «Черда», 2000. – 381 с.
13. Азар, В.И. Экономика туристского рынка, учебник / В.И. Азар. –М., 1998. – 236 с.
14. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учебно-практическое пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск.: БГЭУ, 2007. – 411 с.
15. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учебник для студентов специальности «Экономика и управление соц.-культур. Сферой» вузов / Н.И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2003. – 368 с.
16. Филипповский, Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е. Е. Филипповский. – М.: Финансы и статистика, 2008. –173 с.
17. Чудновский, А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / А.Д.Чудновский. – М.: Юркнига, 2005. – 448 с.