Роль гостинично-ресторанного комплекса заметно возросла в шкале человеческих потребностей, и в скором времени он займет основное место в жизни любого человека, который решил отдохнуть на курорте или провести спокойный уик-энд, совершить деловую поездку за рубеж или в белорусскую глубинку, посетить с однодневной поездкой парк аттракционов или совершить кругосветное путешествие. Исходя из этого, видна необходимость проведения глубоких структурных реформ на всех уровнях гостиничного комплекса.
В современных условиях развитие рынка услуг гостинично-ресторанного хозяйства характеризуется повышением конкуренции, наряду с требованиями обеспечения надлежащего развития гостинично-ресторанных услуг на сегодняшнем этапе. Как на внутреннем, так и на международном рынках качество обслуживания и безопасность клиентов играет решающую роль в конкурентной борьбе. Туристы, удовлетворенные обслуживанием в гостиничных комплексах уровня безопасности. Проблема безопасности клиентов - одна из самых актуальных в сфере определенных стран становятся их активными пропагандистами. Они многократно посещают эти страны, способствуют увеличению туристских потоков и создают высокую репутацию понравившимся им местам. Напротив, неудовлетворенное обслуживание обескураживает иностранцев, подрывает репутацию республики как гостеприимного края, оставляя отрицательное впечатление в целом.
Для успешного решения всего многообразия задач по обслуживанию гостей и соблюдению их безопасности персоналу гостинично-ресторанных комплексов необходимо овладеть профессиональными знаниями и навыками, а также постоянно их совершенствовать.
Также хочется отметить, что в условиях формирования общего экономического пространства перед всеми предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знаний и технологий) сотрудниками предприятий, работающими одновременно в кооперативах, малых предприятиях и других коммерческих структурах. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности.
Система безопасности гостиниц является сложной, многоуровневой и многофункциональной. Работы по построению эффективной системы охрана гостиниц должны осуществляться одновременно в нескольких направлениях:
- организация мер по обеспечению безопасности гостей и их имущества;
- защита имущества гостиницы;
- обеспечение безопасности персонала гостиницы;
- обеспечение предпринимательской безопасности гостиничного бизнеса.
Каждое из указанных направлений достойно отдельного подробного рассмотрения. Кроме этого, категория “безопасность” включает такие сферы деятельности гостиничного предприятия, как:
- учет, хранение, порядок эксплуатации и списания оборудования и имущества, принадлежащего самой гостинице;
- своевременный и действенный контроль за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью гостиницы (бухучет, хоздоговора, налоги, аренда и т.п.);
- правовая безопасность (защищенность) гостиницы, предусматривающая своевременную регистрацию и легитимность всех видов деятельности, лицензирование и сертификацию предоставляемых услуг;
- своевременное оформление и внесение в уставы предприятий и коллективные договоры дополнений, связанных с изменениями форм собственности гостиниц, правами и обязанностями их владельцев;
- отражение в должностных инструкциях и в других документах (в памятках, правилах, актах приема-передачи и т.п.) прямых обязанностей и персональной ответственности сотрудников гостиниц по обеспечению безопасности на порученных участках их работы [6, с.25].
Многогранность сферы обеспечения безопасности клиентов и персонала гостиницы, так же, как и задачи в области защиты информации, требуют создания специальной службы, реализующей набор необходимых мероприятий. Структура, численность и состав службы безопасности могут быть различны в зависимости от размеров гостиницы, места расположения и специфики ее деятельности. Гостиница имеет возможность заключить договор на обслуживание силами частных охранных предприятий (ЧОП) или организовать собственную службу безопасности.
Служба безопасности гостиницы занимается следующими проблемами:
- обеспечение режима контроля доступа гостей и персонала;
«Robinson Club» – уникальный загородный клуб на берегу Минского моря в 7 километрах от Минска. Загородный ресторан-клуб №1 в Беларуси по результатам международного фестиваля-конкурса "Выбор года 2015". Основан в 2011 году.
Инфраструктура загородного клуба не ограничивается только гостиничным комплексом – это сложный комплекс из большого количества взаимодополняющих услуг, призванный обеспечить комфорт посетителям.
Отель «Robinson Club» отвечает всем показателям гостиницы высшей категории. Это уникальный загородно-развлекательный комплекс, предназначенный как для отдыха, так и плодотворной работы. Его окна обращены в сторону живописного Минского моря, недалеко от стен раскинулся лесной массив. Таким образом, «Robinson Club» – это отличный выбор, чтобы познакомиться со знаменитым белорусским гостеприимством лично.
Комплекс, как лучшие загородные отели Минска, объединяет в себе ресторан, парк, СПА-центр, станцию проката спортивного инвентаря, залы для корпоративных и деловых мероприятий, коттеджи и многое другое. Таким образом, клуб является самодостаточной структурой, где гость сможет провести отличные выходные, не покидая пределов заведения. Ведь все, что ему нужно, находится здесь (Приложение А).
Стоимость проживания в гостинице включает завтрак, посещение аквазоны в СПА-центре с 07.00-11.00, охраняемую парковку на 120 мест и Wi-Fi. При заселении посетителю «Робинсон Клуб» будет предложен один из уютных и просторных номеров различных категорий:
- Standard room – стандартный номер (46 номеров);
- Luxe – двухкомнатный номер повышенной комфортности (8 номеров);
- President room – роскошно обустроенные апартаменты с просторной террасой с видом на Минское море (1 номер);
- коттеджи Standart и Luxe.
Номера отеля оборудованы необходимым: электронной системой доступа, кроватью с ортопедическим матрасом, LCD-телевизором с международными спутниковыми каналами, кондиционером, мини-баром, электронным сейфом, шторами с полным затемнением, французским балконом и высокоскоростным беспроводным доступом в Интернет. Что несомненно радует гостей отеля и коттеджей, так это панорамный вид из окон на живописное побережье Минского моря.
3 Пути повышения эффективности обеспечения безопасности загородного клуба «Robinson club»
Повышения эффективности работы службы безопасности загородного клуба «Robinson club» можно добиться в первую очередь через оптимизацию и реализацию системного подхода, основанного на анализе функционирования объекта, выявления наиболее уязвимых зон и особо опасных угроз, составления всех возможных сценариев криминальных действий и выработке адекватных мер противодействия.
Комплексный подход предусматривает оптимальное сочетание организационных, технических и физических мер предупреждения и своевременного реагирования на любую опасную ситуацию. Ключевое значение приобретает правильный выбор технических средств и систем безопасности» их правильное проектирование, монтаж и обслуживание. Поскольку система уже функционирует, то ее совершенствование нужно проводить взвешенно рассматривая эффективность каждого нововведения.
Основными причинами, выводящими применение технических средств на главенствующие позиции среди мер обеспечения безопасности, являются:
- неподверженность {в отличие от людей) усталости, невнимательности, болезням, сиюминутным чувствам, погодным условиям;
- неподкупность, невозможность обмана, шантажа и запугивания;
- мгновенность реакции, точность выполнения заложенных функций.
Однако к минусам можно отнести дороговизну внедрения.
В современных условиях постоянного роста преступности и осложнения криминогенной обстановки вопрос обеспечения безопасности любого объекта выходит на одно из первых мест. Преступный мир проявляет интерес не только к банкам, хранилищам ценностей, складам, но не оставляет без внимания и гостиницы как мелкие, так, в особенности, высококлассные гостиничные комплексы. Только создание эффективной, надежной и всесторонней системы безопасности позволит загородному клубу «Robinson club» иметь имидж мирного доброжелательного дома, гарантирующего всем гостям спокойствие и уверенность в своей безопасности.
Таким образом концепция обеспечения полной безопасности загородного клуба «Robinson club» ставит перед собой следующие основные цели:
- повышение аварийной, пожарной, информационной безопасности;
- защита персонала, клиентов, гостей и самих охранников от криминальных посягательств;
- совершенствование технологии гостиничного обслуживания.
В результате проведенного в курсовой работе комплексного исследования можно сформулировать ряд выводов.
Каждому предприятию гостеприимства необходима служба, способная обеспечить безопасность предприятия. Каковы основные задачи и функции создаваемой службы? Таковыми являются:
- обеспечение безопасности производственно-торговой деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;
- организация работы по правовой, организационной и инженерно-технической (физической, аппаратной, программной и математической) защите коммерческой тайны;
- организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;
- предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну;
- выявление и локализация возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях;
- обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания, заседания, связанные с деловым сотрудничеством как на национальном, так и на международном уровне;
- обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств, необходимых для производственной деятельности;
- обеспечение личной безопасности руководства и ведущих сотрудников и специалистов;
- оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий злоумышленников и конкурентов.
Служба безопасности предприятия выполняет следующие функции:
- организует и обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны, контролирует соблюдение требований режима сотрудниками, смежниками, партнерами и посетителями;
- руководит правовым и организационным регулированием отношений по защите коммерческой тайны;
- участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечения безопасности и защиты
- коммерческой тайны, в частности устава, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;
1. Об утверждении Правил проживания в гостиницах Республики Беларусь: постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Респ. Беларусь, 17 мая 2006г., № 23/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num16/d16125.html. – Дата доступа: 05.05.2014.
2. Общие правила пожарной безопасности Республики Беларусь: приказ Главного гос. инспектора Респ. Беларусь, 28 янв. 2003г., № 13 (с измен.и доп.) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num16/d16125.html. – Дата доступа: 05.05.2014.
3. Об утверждении Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 07 апр. 2006г., №471/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num16/d16125.html. – Дата доступа: 05.05.2014.
4. Санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию гостиниц»: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 18 авг. 2009г., № 93 (с измен.и доп.) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num16/d16125.html. – Дата доступа: 05.05.2014.
5. СТБ 1353-2005 «Средства размещения. Общие требования»: постановление Госстандарта Респ. Беларусь, 26 июня 2005 г., № 28 (с измен.12-2009 и поправ. № 5-2010) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num16/d16125.html. – Дата доступа: 05.05.2014.
6. Байлик, С. И. Гостиничное хозяйство: учебник/ С. И. Байлик. – Дакор, 2009. – 368 с.
7. Биржаков, М.Б. Безопасность в туризме / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. - М., Герда, 2005. -357 с.
8. Вавилова, Е.В. Основы международного туризма / Е.В. Вавилова. - М.: Гардарика, 2015. -289 с.
9. Вакуленко, Р.Я. Управление предприятием гостиничного бизнеса: учеб. пособие / Р.Я. Вакуленко, О.В. Каткова, Е.А. Кочкурова, С.М. Шевченко. – Н.Новгород: НГПУ, 2013. – 314 с.
10. Веселов, В.П. Охранные системы в гостиницах / В.П. Веселов //Охранные системы. - 2014. - № 2. - 78 c.
11. Гаранин, Н.И. Менеджмент безопасности в туризме и гостеприимстве / Н.И. Гаранин. - М.: Прогресс, 2015. - 423 с.
12. Гаранин, Н.И. Менеджмент безопасности в туркомплексах. Актуальные проблемы туризма / Н.И. Гаранин. - М.: Герда, 2010. - 276 с.
13. Игнатьев, И.М. О роторных турникетах, как средствах безопасности / И.М. Игнатьев //Охранные системы. - 2014. - №2. - 78 c.
14. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учебно-практическое пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск.: БГЭУ, 2007. – 411 с.
15. Кабушкин, Н.И. Управление гостиницами и ресторанами: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Экономика и управление туристской индустрией» / Н.И. Кабушкин. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
16. Карнаухова, В.К. Сервисная деятельность / В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. - М.:МАРТ, 2016. - 234 с.
17. Каурова, И.В. Организация сферы туризма. Учебное пособие / И.В. Каурова. - М.: Герда, 2014. - 344 с.
18. Ксенофонтов, М.С. Как обезопасить себя и других / М.С. Ксенофонтов //Турбизнес. - 2015. -№3. - 140 c.
19. Литвинов, П.С. Охранные системы сигнализации для отелей / П.С. Литвинов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 256 с.
20. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности / Ю.Г. Одегов. - М.: Экзамен, 2014. - 323с.
21. Попов, С.А. Безопасность в гостинице / С.А. Попов // Бизнес журнал. - 2013. - №2. – С.60-71.
22. Попов, С.Г. Управление персоналом. Риски в кадровой работе / С.Г. Попов. - М.: Инфа, 2011 . - 241с.
23. Светлов, И.Д. Современные средства наблюдения / И.Д. Светлов // Охранные системы. - 2015. - № 1. - 120 c.
24. Скобкин, С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учеб. пособие для студентов вузов / С. С. Скобкин. – М.: Магистр : ИНФРА-М, 2013. – 491с.
25. Скобкин, С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном и ресторанном бизнесе: учеб. пособие / С.С.Скобкин. – М.: Юристъ, 2007. – 568с.
26. Сорокина, А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах / А.В. Сорокина. - М., ИНФРА-М, 2006. -312 с.
27. Филипповский, Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е. Е. Филипповский, Л. В. Шмарова. – М.: Финансы и статистика, 2008. –173с.
28. Цвилюк, Г. Школа безопасности или как вести себя в экстремальных ситуациях / Г. Цвилюк. - М.: Экзамен, 2010. - 177 с.
29. Чудновский, А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / А.Д.Чудновский. – М.: Юркнига, 2005. – 448 с.
30. Чуйко, В. Охранные системы в гостеприимстве / В. Чуйко // Охранные системы. - 2015. - № 3. - 120 c.
31. Штюрмер, Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные / Ю.А. Штюрмер. - М.: ФиС, 2013. - 189 с.
32. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности /под ред. Торянникова А.П. - СПб: Изд-во «ИАК», 2014. - 303 с.