В Основном законе Республики Беларусь закреплены положения, выступающие в качестве фундамента правового статуса личности, проживающей на её территории, социально-экономического строя, политической системы, духовной жизни общества. С помощью конституционно-правовых норм регулируются основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства. Конституционный строй, тем самым, закладывает основы внутренней политики белорусского государства, выступает юридической базой национального законодательства.
Принимая во внимание тот подход, что внешняя политика является продолжением внутренней политики, внешняя политика должна стремиться к тому, чтобы обеспечить реализацию внутриполитических приоритетов, содействовать их достижению, ограждать от негативного воздействия иностранных государств. Наряду с этим, нормы конституционного права отдельно оговаривают вопросы внешней политики, в том числе, место международных договоров в правовой системе. Ключевой целью внешней политики выступает сохранение незыблемости, собственно, конституционного строя.
Посредством, обретшего на основе Конституции эффективные формы и очертания, государства народ Республики Беларусь выступает как полноправный субъект мирового сообщества и разделяет приверженность общечеловеческим ценностям. При этом, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, оно проводит ответственную разностороннюю внешнюю политику, чтобы отстоять особый путь своего конституционного строительства. Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности и сбалансированности внешнеполитических направлений. Неотъемлемые черты этой стратегии – прагматизм, последовательность, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности и находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью исследовать и представить в единстве основополагающие нормы, устанавливающие порядок формирования и реализации внешней политики Республики Беларусь, благодаря которым гарантируется устойчивость её конституционного строя.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СФЕРЫ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Под внешней политикой понимается деятельность и взаимодействие официальных субъектов, республиканских органов государственной власти, получивших на основании Конституции Республики Беларусь (далее – Конституции) право от имени народа выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации [4, c.5]. Специфику внешней политики составляют конфликты между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти, и способы их решения. В процессе осуществления внешней политики государство осуществляет ряд функций:
- интеграционная функция, связана со стремлением государств к интеграции в различных сферах деятельности;
- охранительная функция, направлена на защиту национальных интересов за рубежом, прав и свобод своих граждан;
- регулятивная функция, связана с разработкой государствами общепризнанных норм и принципов международного права;
- информационно-представительная функция, связана с распространением положительной информации о стране с целью создания положительного имиджа о ней [17, c.24].
Для того, чтобы реализовать внешнеполитические цели государством применяется некоторый спектр инструментов:
- политические средства, связаны прежде всего с активной работой дипломатических представителей за рубежом.
- идеологические средства, представляют собой использование средств массовой информации для пропаганды на зарубежные страны. в информационных войнах.
- экономические средства, используются для поддержки слаборазвитых в экономическом отношении государств и наоборот, возможность получения различного рода займов, льгот для своей страны.
- военные средства, представляют собой наличие боеспособной армии [17, c.27].
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И ПРИНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Государство осуществляет свою внешнюю политику через органы государственной власти. Внешняя политика осуществляется, учреждёнными на основе Конституции, государственными органами общей компетенции. Распределение функций внешней политики между высшими органами государства обусловлено, прежде всего, формой правления. Преобладание того или иного высшего органа государства зависит от того, какой тип республики или монархии закреплён нормами конституционных правовых актов. Например, роль и внешнеполитические полномочия президента, парламента и правительства дифференцируется в зависимости от того, является республика президентской, парламентской или смешанной.
В Конституции от 15 марта 1994 года в редакции республиканского референдума от 24 ноября 1996 года закреплены юридические положения, в своём системном единстве формирующие модель смешанной республики [13]. Из этого, в частности, следует, что Президент является Главой государства, он выполняет арбитражные функции, формирует Правительство Республики Беларусь (далее - Правительство), имеет право роспуска Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Национального собрания), Правительство несёт двойную политическую ответственность перед Президентом и Парламентом и т.д. Данные обстоятельства накладывают специфику и на осуществлений полномочий во внешнеполитической сфере от имени белорусского государства.
Президент Республики Беларусь не относится к конкретному виду органов государственной власти, предусмотренному ст.3 Конституции. Хотя Президент и не включается в традиционную систему разделения властей, характер его полномочий обеспечивает их взаимодействие. В области внешней политики Президент несёт ответственность за территориальную целостность и существование государства, стабильность его конституционного строя. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств [20]. Более того, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях военное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.
Вторая половина ХХ столетия вошла в историю как эпоха «холодной войны», стержнем которой являлась набирающая обороты гонка вооружений. Именно она определила двух главных лидеров на мировой арене — прежде всего Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. В дальнейшем произошла фрагментация территории СНГ, превращение этого пространства в арену соперничества за влияние с участием внешних сил — США, Евросоюза, крупных сопредельных стран, начался новый передел мира [6]. В ход шли любые средства, вплоть до оккупации независимых государств, подстрекательства к незатухающим военным конфликтам. В такой обстановке вырабатывались принципы внешней политики Беларуси, нашедшие отражение в Конституции.
Надо признать, что обстановка в 2016 году характеризовалась сохранением повышенной нестабильности в Восточной Европе и усилением факторов неопределенности, обусловленных в том числе продолжающимися глобальными трансформационными процессами и негативным влиянием как традиционных, так и новых вызовов и угроз [24]. Западные государства выделяют значительные средства для информационного давления, нацеленного на изменение конституционного строя Беларуси. На этом фоне, подход Беларуси остаётся предельно конструктивным, она выступает за формирование общеевропейской системы безопасности для всех государств без исключения. Любое суверенное государство имеет право на самоопределение и невмешательство во внутренние дела [10, с.4].
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Под внешней политикой понимается деятельность и взаимодействие органов государственной власти, получивших на основании Конституции Республики Беларусь право от имени народа выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В процессе осуществления внешней политики государство осуществляет интеграционную, охранительную, регулятивную, информационно-представительскую функции.
Конституционные нормы задают рамки внешней политики, а её проведение в соответствии с данными нормами гарантирует независимость и неприкосновенность конституционного строя Республики Беларусь. Внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих конституционных принципах: соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, соразмерности внешнеполитических целей потенциалу государства, развития всестороннего сотрудничества, взаимного учета и соблюдения интересов, добровольности участия в международных организациях.
2. В области внешней политики Президент несёт ответственность за территориальную целостность и существование государства, стабильность его конституционного строя. Внешнеполитические полномочия Парламента касаются прежде всего ратификации международных договоров, утверждения основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Совет Министров, прежде всего, осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти внутри республики, это основной объём его работы. Внешнеполитическое функции Правительства выражаются в регулировании экономических отношений.
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Под международным договором понимается соглашение, заключенное между субъектами международного права. Международные договоры могут быть трёх видов: межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера. Согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено подписанием, путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, его ратификацией, утверждением (принятием), присоединением, путем правопреемства.