Введение
Глава 1 Духовная сфера жизнедеятельности общества
1.1 Духовная сфера жизни человека: понятие, содержание и основные элементы
1.2 Духовные потребности и их потребление в системе духовной сферы общества
Глава 2 Идеалы и ценности в разных субкультурах
2.1 Понятие субкультура и ее основные характеристики
2.2 Идеалы и ценностные ориентиры представителей субкультур
глава 3 Роль церкви в ресоциализации осужденных
3.1 Ресоциализация осужденных
3.2 Роль церкви в ресоциализации осужденных
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Духовная сфера является подсистемой общества в целом должна реагировать на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Резкие экономические изменения в стране могут повлиять только на психическое состояние людей. Многие исследователи акцентируют внимание на изменении ценностной ориентации людей и повышении ценности индивидуалистических ценностей.
Актуальность исследования определяется тем фактом, что современное общество в настоящее время сталкивается с надвигающейся моральной катастрофой. Распад нравственности во всем мире, быстрый рост преступности, терроризма, религиозного и политического экстремизма, алкоголизма и наркомании, разрушения тела и разума, а также самого человека глубоко беспокоят и угрожают самоуничтожению целых народов. Причиной и характером этих и многих других сложных социальных проблем в современном мире являются утрата духовности и пренебрежение общечеловеческими моральными ценностями, недооценка духовной сферы общества и преобладание материального над духовным.
В то же время сегодня, как никогда ранее, общество призывало к неисчерпаемому духовно-нравственному потенциалу православной церкви, ее многовековым традициям и опыту, а также к ее непоколебимой верности христианским идеалам. Однако общество мало задумывается о роли православной церкви в социальной работе. Православную церковную тюремную службу обычно называют частью всего социального служения Церкви.
Данная работа затрагивает вопросы значимости духовной сферы жизнедеятельности общества, идеалов и ценностей в разных субкультурах, значение роли церкви в ресоциализации осужденных.
Глава 1 Духовная сфера жизнедеятельности общества
1.1 Духовная сфера жизни человека: понятие, содержание и основные элементы
Проблемами рассмотрения духовной сферы общества занимались многие исследователи и философы. Со временем эта сфера и ее рассмотрение стало актуальным не только в рамках философского знания. Попытки анализа предпринимались и в рамках других научных дисциплин.
Прежде чем рассматривать данную сторону человеческой жизни, необходимо рассмотреть определения, которые применяются исследованиями по отношению к духовной сфере человеческой жизни, чтобы точнее понять, что именно туда входит.
Согласно В. Ф. Лавриенко, под духовной сферой следует понимать «сферу отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества» [21, с. 254]. При этом автор акцентирует внимание на том обстоятельстве, что под духовными ценностями следует понимать не просто предметы искусства (живописи, музыку или литературные произведения), но также знания, науку, моральные нормы поведения. Таким образом, духовные ценности, по мнению В. Ф. Лавриенко, представляет собой все то, что образует духовное содержание общественной жизни или духовность общества.
Согласно в мнением И. Ф. Петрова и Л. И. Петрова [28], понятие «духовная сфера общества» конкретизирует содержание понятия «духовная жизнь общества». Это понятие охватывает не всю духовную жизнь, а только один из ее уровней, связанный со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, создающих и распространяющих духовные ценности. «В духовную жизнь входит наряду с профессиональным производством и непрофессиональное, наряду с организованной системой распределения духовных ценностей – стихийное и т. д. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей» [36, с. 35].
Глава 2 Идеалы и ценности в разных субкультурах
2.1 Понятие субкультура и ее основные характеристики
Современное общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми.
Духовные потребности, ценности и идеалы разных категорий людей порой могут существенно отличаться, обладать время своей спецификой. Наблюдение такого рода и породили интерес многих исследователей к таким вопросам, как, например, что общего и в чем отличие культурных потребностей разных социально-демографических групп? Решение такого рода вопросов подразумевает обоснование вполне определенных понятий, которые характеризуют культурные потребности отдельных социальных групп. К примеру, понятие «молодежная культура» уже долгое время с успехом используется зарубежными и отечественными учеными.
Это и другие схожие понятия использовали в своих исследованиях Т. Парсонс, Р. Линтон, А. Коэн, Д. Коулмен, Г. Сиболд, Ч. Рейч, Т. Розак, О. Тоффлер и т.д.. В соответствии с их точками зрения по данному вопросу, культура общества не просто многообразна, но в значительной степени мозаична, так как состоит из разного рода и толка культурных подгрупп (обладающих собственными интересами и потребностями), которые выделяются на основе различных признаков: территориальных, национальных, религиозных, демографических [13, с. 62].
«По сути дела мы живем в эпоху взрывообразного роста субкультуры», – пишет О. Тоффлер, который считает, что обществу свойственна тенденция раскола на мелкие части субкультуры [35]. Соглашается с такой точкой зрения и Ч. Бидуэл, который говорит, что внутренняя дифференциация современного общества обнаруживается в культуре и обусловлена различиями в профессиях, возрасте, религиозной принадлежности, национальном самосознании и т.д. Исходя из этого, С. Н. Иконникова выделяет субкультуры национально-этнических групп, религиозных сект, спортивных команд, болельщиков и даже гангстерских банд [13].
Глава 3 Роль церкви в ресоциализации осужденных
3.1 Ресоциализация осужденных
Практически все заключенные, приговоренные к тюремному заключению, возвращаются в сообщество, где они живут дальше. То, как их отношение и привычки изменяются, то, сколько позитивных качеств и связей останется, зависит от реинтеграции бывшего заключенного.
Ресоциализация осужденных – это процесс восстановления способности вхождения в социальную среду после освобождения от наказания, что подразумевает социальное познание и общение, приобретает практические возможности, то есть трансформацию самого человека (самоперевоспитание).
Можно найти и следующее определение данного термина: «Ресоциализация осужденных – это сложная система реабилитационных мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций и статуса личности» [29].
Нахождение осужденных в исправительном учреждении – ведущий фактор, который оказывает влияние на их дальнейшую жизнь. Поэтому проблема ресоциализации заключенных сегодня имеет первостепенное значение.
Сегодняшняя ресоциализация – самая важная проблема на уровне государственных структур. Осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, опасен для общества. Ресоциализация включает в себя следующие аспекты и мероприятия: профилактику; коррекцию; восстановление.
Профилактика включает устранение, сглаживание причин, условий и факторов, приводящих к отклонениям в развитии личности. Очень часто профилактика может быть направлена в социальную среду и на окружение человека.
Заключение
На основании освоения полученной темы можно сделать следующие основные выводы.
Духовная сфера жизнедеятельности общества - важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность. Духовная сфера жизнедеятельности общества – это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и так далее). Значимость духовной сферы жизнедеятельности общества определяется тем, что она, в первую очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Через духовную сферу общества идет осознание окружающего мира, идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения, именно от этой сферы зависит его будущее и настоящее.
Духовные потребности являются не только одним из системообразующих элементов духовной сферы общества, но и едва ли не самым важным. Именно из них вытекают другие элементы – духовное потребление и духовное производство. Еще раз отметим, что развитие «правильного» духовного потребления возможно лишь в условиях приобщения к общей духовной культуре, которая должна быть динамичной и интересной для всех слоев данного общества.
Рассмотрев понятие субкультура и их идеалы и ценности, было определено, что субкультура – это социальная общность, в которой кодируется, хранится и реализуется социокультурный опыт посредством социального взаимодействия вербального и невербального характера; это особая форма организации людей (молодежи), целостное образование внутри существующей культуры; культура социальной или демографической группы; система ценностей, норм, традиций культуры, присущих группе.
1 Бачинин, В.А. Пеналогия и христианство (О праве осужденного на духовное возрождение) / В.А. Бачинин // Современное право. – 2008. - №2 – с.28-31.
2 Васильев С.Ф., Дёмин И.В. Учебное пособие базовый курс для бакалавров Барнаул, 2014 – 379с.
3 Волчек Е.З. Философия:учеб.пособие/Е.З. Волчек.-Минск:Соврм.шк. -2006-542с.
4 Гегель, Г. Сочинения: в 14 т. / Г. Гегель. – М., 1959. – Т. 4.
5 Гуревич, П.С. Основы философии: Учебное пособие./ П.С. Гуревич. - М.:Из-во «КноРус», 2013- 479 с.
6 Дедюлина, М. А. Социальная философия: учеб. пособие / М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 295с.
7 Дорожкин, А. С. Молодежные субкультуры на современном этапе развития белорусского общества (на примере города Гродно) / А. С. Дорожкин // Молодий вчений. – 2014. – № 3(06). – C. 170–172.
8 Дорофеева, Е. В. Потребности студенческой молодежи в сфере художественной культуры: дисс. …канд. социол. наук / Е. В. Дорофеева. – Екатеринбург, 2006. – 163 с.
9 Есенкулов, Б. А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: дисс. … канд. философ. наук / Б. А. Есенкулов. – Фрунзе, 1984. – 148 с.
10 Здравомыслов, А .Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. ЗДравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
11 Здравомыслов, А. Г. Проблема интереса в социологической теории / А. Г. Здравомыслов. – М., 1981. – 228 с.
12 Зотов, А. Ф. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проект: Трикста, 2004. – 688 с.
13 Иконникова, С. Н. Социология молодежи / С. Н. Иконникова. – Л., 1988.
14 Институт ресоциализации осужденных: состояние, проблемы и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (26-27 октября 2017 года). – Киров,2017. – 268с.
15 Калмыков, В. Н. Философия: учеб. пособие / В. Н. Калмыков. –Минск, 2017. – 319 с.
16 Количество заключенных в тюрьмах уменьшилось на 100 тысяч за три года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravda.ru/news/society/19-05-2013/1156838-0.
17 Коплстон, Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II. / Ф. Коплстон, пер. с англ. Ю.А. Алакина. – М.: Центрполиграф, 2003. – 145 с.
18 Коэн, А. Содержание делинквентной субкультуры / А. Коэн // Социология преступности. – М., 1998.
19 Кравченко, А. И. Общая психология: учебное пособие / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2011. – 432 с.
20 Кутякин, С. А. Духовное и нравственное противодействие криминальной оппозиции в местах лишения свободы/ С.А. Кутякин//Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011.- №10. -с.13.
21 Лавриненко, В. Н. Философия в 2т. Т.2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: учебник и практикум для СПО/ В.Н. Лавриненко,В.В. Кафтан,Л.И.Чернышова; под ред.В.Н. Лавриненко.-7-е изд.,пер. и доп.- Москва:Юрайт,2018.-283с.
22 Лойко Л.Е.Философия:курс лекций /Л.Е. Лойко.-Минск: Академия МВД Республики Беларусь,2011- 245с.
23 Лукашевич, В. К. Философия :учеб.пособие / В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский и др.; по общ.ред. В.К.Лукашевича.- Минск:БГЭУ,2001.- 431с.
24 Митрошенков, О. А. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
25 Монтень, М. Опыты [Электронный ресурс] / М. Монтень, пер. А. С. Бобовича и др. – М.: Голос, 1992. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/monte01/txt107.htm.
26 Мухаметгалиева С. Х. Ценности и нормы криминальной субкультуры несовершеннолетних и молодежи // Молодой ученый. – 2014. – №17.1. – С. 28-29.
27 Нурова, А. Р. Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества: автореф. дисс. …канд. философ. наук / А. Р. Нурова. – Уфа, 2007. – 17 с.
28 Петров, И. Ф. Изучение духовной жизни общества: социологический подход / И. Ф. Петров, Л. И. Петров // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2011. –№ 17. – С. 184–190.
29 Ресоциализация осужденных.[ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ugolovnyi-expert.com/resocializaciya-osuzhdennyx.
30 Слюсаревский, Н.Н. Субкультура как объект исследования/Н.Н. Слюсаревский// Социология, теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 3. – С. 115-130.
31 Современная западная философия: энциклопедический словарь/ под ред. О. Хеффе, В. С. Малахова, В. П. Филатова. – М. : Культурная революция, 2009. – 392 с.
32 Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. С. А. Сидоренко. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
33 Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М. :Гардарики, 2006. – 736 с.
34 Тараткевич, М. В. Семья и разумные потребности / М. В. Тараткевич. – М.: Нар. асвета, 1983. – 143 с.
35 Тоффлер, О. Столкновение с будущим // Иностранная литература. – 1992. – № 3.
36 Уледов ,А. А. Духовная жизнь общества / А. А. Уследов. – М., 1990. – 271 с.
37 Шаров, Ю. В. Вопросы психологии духовных потребностей / Ю. В. Шаров // Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. Новосибирск, 1970. С. 6-206.
38 Щепанская, Т. С. Субкультуры //Современный городской фольклор.- М.,РГГУ,2003.- с.34-85
39 Brake, M. Comparative Youth Culture. The Sociology of Youth Culture and Youth Subculture in America, Britain and Canada / M. Brake. – London: Routledge & Kegan Paul, 1985. – М.: Ин-т социологии РАН, 2000. – 84 с