ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА
1.1 Правовые основы институты президентства
1.2 Возникновение и развитие президентства в Республике Беларусь
ГЛАВА 2 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1 Место и роль Президента в системе государственных органов
2.2 Порядок избрания Президента в Республике Беларусь: общая характеристика
ГЛАВА 3 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Компетенция Президента
3.2 Акты Президента Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Термин «президент» происходит от латинского «Praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
Главой государства Республики Беларусь выступает Президент. Его правовой статус закреплен Конституцией Республики Беларусь.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время Президент Республики Беларусь – это не только должностное лицо, возглавляющее наше государство, но и тот субъект, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, он представляет белорусское государство на международной арене, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь. Все это свидетельствует о важности конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь.
Проблемы определения конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь уже достаточно широко разработаны в юридической литературе как отечественными учеными, так и представителями зарубежной науки.
И на современном этапе особенностям правового статуса Главы белорусского государства уделяется довольно пристальное внимание среди многих ученых-правоведов. В их числе М. В. Баглай, Г. А. Василевич, Д. М. Демичев, Б. П. Елисеев, В. Д. Ипатов, М. А. Козак, А. И. Курак, В. А. Круглов, Н. М. Кондратович, С. Г. Паречина и другие.
Целью исследования настоящей работы является характеристика конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить правовые основы институты президентства;
- охарактеризовать возникновение и развитие президентства в Республике Беларусь;
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА
1.1 Правовые основы института президентства
Республика Беларусь – это молодое суверенное государство, которое движется на пути построения демократического правового государства, которое основано на базе развитого гражданского общества. Это достаточно сложный и длительный по времени процесс, который предусматривает изменение ранее существующей тоталитарной системы, пересмотр действовавшей ранее Конституции и создание новых властных структур.
Именно поэтому вовсе не является случайным то, что после приобретения независимости главной задачей Республики Беларусь являлось принятие Конституции и создание новой структуры власти – института президентства.
Институт президентства также именуется институтом главы государства. Он является неотъемлемой частью механизма государственного управления любого современного государства. Глава государства – это официальное лицо (орган), которое занимает, по общему правилу, формально высшее место в существующей иерархии государственных институтов. Глава государства осуществляет верховное представительство государства во внутриполитической жизни, а также в отношениях с иными странами [1, с. 210].
В современных государствах, в том числе и в Республике Беларусь, главой государства выступает выборный президент.
Права, обязанности, ответственность Президента как Главы государства в каждой стране различны. В зависимости от объема полномочий определяется и форма правления (президентская, пар-ламентарная или иная модель республики).
Мировая практика свидетельствует, что концентрация в руках одного человека общегосударственных функций и задач обусловли¬вается рядом факторов, а именно:
- необходимость упрочения государства и всего общества, обеспечение равновесия социальных, национальных, регио¬нальных и других интересов, выражаемых отдельными гражданами, их объединениями, трудовыми коллективами, регионами и на этой основе единства государства;
- обеспечение более действенного решения жизненно важных для государства и общества вопросов;
ГЛАВА 2 ПРИСВОЕНИЕ ЛИБО РАСТРАТА КАК СПОСОБЫ ХИЩЕНИЯ
2.1 Место и роль Президента в системе государственных органов
В отличие от «классических» ветвей власти – Парламента, Правительства и суда (законодательной, исполнительной и судебной власти) – фактическое и юридическое положение главы государства однозначным образом определить невозможно [17, с. 112]. Глава государства – это лицо, которое занимает самый важный пост в стране, юридически занимает первое место. В каждой стране место этого должностного лица очень
В каждом государстве место Президента достаточно своеобразно, в том числе и в нашем государстве.
На основании ст. 79 Конституции Республики Беларусь, а также на основании иных норм Основного Закона можно сделать вывод о том, что Президент Республики Беларусь – это доминирующая фигура в нашем государстве.
Глава государства – это должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов государства, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации, государства [18, с. 196].
Место Президента Республики Беларусь в системе органов государства непосредственно зависит от различных условий.
В первую очередь, в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь занимает самостоятельное место в системе республиканских органов государственной власти. То есть он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, и, соответственно, его нельзя включить в классическую систему разделения властей.
Также следует отметить, что Президент Республики Беларусь занимает главенствующее место в иерархии всех органов государства. Непосредственно Конституция своими положениями указывает на то, что Президент в системе государственных органов занимает ведущее положение. Это можно отметить и на основании очерёдности глав в Конституции. Глава, посвященная Президенту Республики Беларусь, открывает перечень глав, которые посвящены республиканским органам государственной власти.
Не взирая на то, что законодательство Беларуси не содержит четкого указания на то, что Президент является главой исполнительной власти, однако
ГЛАВА 3 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Компетенция Президента Республики Беларусь
Компетенция Президента Республики Беларусь характеризуется широкими полномочиями Президента в сфере государственного управления. Данные полномочия пронизывают абсолютно все сферы трех ветвей власти.
В самом общем виде полномочия Президента Республики Беларусь могут быть разделены на две группы:
- исключительные полномочия, то есть имеющие прерогативный характер;
- совместные полномочия с иными государственными органами [19].
В некоторых изданиях полномочия Президента Республики Беларусь подразделены на три группы:
- организационно полномочия (образование Администрации Президента Республики Беларусь, назначение высших должностных лиц государства, к примеру);
- руководящие полномочия (основная функция Президента Республики Беларусь – осуществление руководства всем государством в целом, и его органами). Президент в первую очередь осуществляет руководство органами исполнительной власти, ему подчинёнными. Руководить деятельностью подчинённых – это право и обязанность Президента. Такое полномочие вытекает из организационного построения управленческой системы и основано на принципах централизации и децентрализации;
- контрольные полномочия (Президент Беларуси наделен рядом полномочий по контролю в сфере государственного управления).
Г. А. Василевич компетенцию Президента Республики Беларусь разделил в зависимости от сферы полномочий Президента:
— полномочия в сфере народовластия, формирования колле¬гиальных представительных органов:
а) назначение республиканских референдумов [3, п. 1 ст. 84];
б) назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
в) роспуск палат;
г) обращение с посланиями к народу, а также парламенту;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования настоящей работы являлась характеристика конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- определены правовые основы институты президентства;
- охарактеризованы возникновение и развитие президентства в Республике Беларусь;
- определены место и роль Президента в системе государственных органов;
- дана характеристика порядка избрания Президента в Республике Беларусь;
- выявлена компетенция Президента;
- охарактеризованы акты Президента Республики Беларусь.
Президент – это Глава государства. Он является высшим должностным лицом Республики Бела¬русь, которое избирается непосредственно народом и олицетворяет его единство, гарантирует реализацию Конституции, в том числе за¬крепленных в ней прав и свобод граждан, основных направлений внутренней и внешней политики, представляет государство, в том числе за его пределами, обеспечивает суверенитет государства, нацио¬нальную и территориальную целостность, стабильность, взаимодействие между органами государственной власти, а при необходимости – по¬средничество между ними.
Пост Президента Республики Беларусь впервые был введен вместе с принятием в 1994 году Конституции Республики Беларусь. Однако несмотря на его введение, структура органов государственной власти оставалась такой же, как и при существовании СССР.
В 1995 году был принят Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь».
В 1996 году был проведен референдум, целью которого было изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь. В результате данного референдума правовой статус Президента Республики Беларусь был детально регламентирован. Впоследствии его правомочия дополнялись, изменялись.
В 2004 году был проведен еще один референдум, результатом которого явилась конституционно закрепленная возможность Президента быть переизбранным неограниченное число раз.
Место и роль Президента в системе государственных органов неоднозначно. Он не входит ни в одну из ветвей власти. В системе государственных органов Президент Республики Беларусь является своего рода связующим звеном между органами законодательной, исполнительной и
1. Баглай, М. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / М. В. Баглай, Ю. И Лейбо. – М. : Норма, 2004. – 832 с.
2. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
4. Никулин, В. В. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие / В. В. Никулин. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 332 с.
5. Катков, Д. Б. Конституционное право России : учебное пособие / Д. Б. Катков, Е. В. Корчиго. – М. : Юриспруденция, 1999. – 288 с.
6. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 2000 г., № 3602-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
7. Паречина, С. Г. Институт президентства : история и современность / С. Г. Паречина, Е. В. Матусевич. – Минск : ИСПИ, 2003. – 163 с.
8. Хутинаев, И. Д. Институт президентства Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук, 12.00.02 / И. Д. Хутинаев. – М., 1994. – 17 с.
9. Елисеев, Б. П. Институт президентства Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук, 12.00.02 / И. Д. Хутинаев. – М., 1992. – 18 с.
10. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
11. Чиркин, В. Е. Сравнительное правоведение / В. Е. Чиркин. – М. : Международные отношения, 2012. – 336 с.
12. Чепурнова, Н. М. Теория государства и права : учебное пособие / Н. М. Чепурнова, А. В. Серегин. – М. : ЕАОИ, 2007. – 465 с.
13. Ипатов, В. Д. Становление института президентства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Режим доступа : http://center.gov.by/stanovlenie-instituta-prezidentstva/. – Дата доступа : 04.03.2017.
14. Козак, М. А. Становление института президентства в Беларуси и за рубежом / М. А. Козак // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы . В 2 т . Т . 2. Проблемы унификации законодательства в Содружестве Независимых Государств и Европейском Союзе : сб . науч. тр. – Минск, 2008.
15. Курак, А. И. Конституционное право Республики Беларусь в таблицах, схемах, определениях : справочное пособие / А. И. Курак. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Белтаможсервис, 2003. – 288 с.
16. О назначении республиканского референдума [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 7 сент. 2004 г., № 431 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2004.
17. Круглов, В. А. Основы права Республики Беларусь / В. А. Круглов. – Минск : Изд-во МИУ, 2002. – 203 с.
18. Демичев, Д. М. Конституционное право Республики Беларусь : учебное пособие / Д. М. Демичев. – Минск : Высшая школа, 2004. – 351 с.
19. Василевич, Г. А. Полномочия Президента Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск : «Право и экономика», 1999. – 832 с.
20. Кондратович, Н. М. Республиканский глава государства в зарубежных странах / Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько. – Минск : Веснiк Канст. Суда Рэспублiкi Беларусь, 2005. – 245 с.
21. Избирательный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 24 января 2000 г. : одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г. : текст Кодекса по состоянию на 4 июля 2015 г. – Минск : НЦПИ РБ, 2016. – 224 с.
22. О некоторых вопросах Национальной академии наук Беларуси [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 3 февр. 2003 г., № 56 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
23. Лагун, Д. А. Понятие правового акта главы государства / Д. А. Лагун // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики : сб. науч. тр. / редкол. : С. А. Балашенко. – Минск : БГУ, 2005. – 66-79.
24. Гавриленко, Д. А. Административное право : учебное пособие / Д. А. Гавриленко, С. А. Гавриленко. – Минск : Амалфея, 2002. 416 с.
25. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
26. Петрова, М. С. Нормативные правовые акты президента Республики Беларусь и их место в системе законодательства / М. С. Петрова // Управление в социальных и экономических системах: м-лы ХVII Международной научно-практической конференции (2-6 июня 2008 г., г. Минск) / Минский ин-т управления; редкол. : Н.В. Суша [и др.]. – Минск, 2008. – С. 331–332.
27. Лагун, Д. А. Анализ юридической природы указов президента Республики Беларусь / Д. А. Лагун // Сб. науч. тр. / Право и демократия. – Минск, 2005. – Вып. 16. – С. 42–55.
28. Иванов, В. С. Основы права Республики Беларусь / В. С. Иванов. – Минск : ВУЗ-ЮНИТИ, 2000. – 134 с.