Введение
Право – это объект изучения различных наук, причем как юридического, так и неюридического характера. Это очень сложное и многогранное явление, которое попадает в поле зрения множества наук, в том числе социологии, философии, правоведения, антропологии и так потом. Каждая из таких наук рассматривает право по-своему, со своей точки зрения. Отсюда возникает проблема правопонимания в целом.
Множественность подходов к праву, разнообразие различных моделей его понимания наблюдается не только в определении самого понятия права, но и его сущности, смысле, сути.
Каждый субъект правопонимания индивидуален. Соответственно, право каждым таким субъектом понимается по-разному. К примеру, обычный человек, столкнувшийся с проблемой понимания права, рассматривает его со своей позиции, по-своему. Юрист же профессионал, напротив, рассматривает право с точки зрения своих профессиональных навыков.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что познание права, его сущности имеет не только важное теоретическое значение, но и прикладное значение. Применение полученных в результате мыслительной деятельности субъекта по поводу правопонимания теоретических данных на практике есть цель любого познавательного процесса. Любая теория, которая разрабатывается, изучается, если она впоследствии никоим образом не интерпретируется практикой теряет всякий смысл. Отсюда видно, что исследование основных типов правопонимания имеет важное значение и всегда актуально.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с социологическим правопониманием.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с социологическим правопониманием.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с социологическим правопониманием.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть общие положения о подходах к правопониманию;
- определить особенности социологического подхода к праву;
- проанализировать отдельные вопросы, связанные с социологическим правопониманием.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Глава 1 Общие положения о подходах к правопониманию
Осуществление международно-правовой защиты прав и свобод человека связано с реализацией норм международных универсальных договоров, таких как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, международные пакты 1966 года, а также положений региональных, специальных международных договоров, формирующих органы, ответственные за исполнение санкций соответствующих международных норм.
В процессе соблюдения прав человека государства – участники международно-правовых отношений стремятся обеспечить их прогрессивное переустройство в целях защиты интересов народов мирового сообщества. Достижение этих целей не предусматривает давления со стороны мирового сообщества на конкретное государство или вторжение в сферу его национального суверенитета. Европейский суд, осуществляя в ряде случаев произвольное толкование положений Конвенции, вторгается в сферу национальных интересов государства.
В условиях глобализации действительно необходимо реагировать на требования мирового сообщества, обусловленные объективными процессами современной общественной жизни [4, с. 100]. Многие международные уголовно-правовые стандарты и ценности мировой цивилизации способствуют формированию положительных тенденций в развитии национального законодательства. Но эти требования не должны приводить к отказу от исторически сложившихся и гармонично сочетающихся национальных традиций и ценностей [5].
Развитие каждого национального государства связано с его неповторимостью и уникальностью, а значит, и его правовая система имеет специфические особенности и отражает национальные традиции. Изменение классической уголовно-правовой традиции не может быть навязано извне государству или обосновано внешними рекомендациями без учета национальных особенностей, внутренней реальной действительности, политической ситуации и необходимой полезности. Обязательство международного характера, не вписывающееся в правовую систему национального государства, не должно нарушать исторически сложившуюся правотворческую и правоприменительную теорию и практику в сфере национального уголовного права.
Совместная деятельность государств в сфере международно-правового сотрудничества по предупреждению и пресечению международной преступности является необходимой и актуальной и требует дальнейшей разработки международных актов универсального и регионального значения для реформирования и совершенствования внутригосударственного уголовного законодательства, осуществления справедливого уголовного правосудия. Эта совместная деятельность должна осуществляться на основе взаимодействия достижений современной международной уголовной юстиции и сохранения лучших традиций и уникальных возможностей каждой национальной правовой системы.
Глава 2 Особенности социологического подхода к праву
Интерес к творчеству основателей социологической школы права в истории русской политической и правовой мысли не только сохраняется в наше время, но и способствует прояснению существенных сторон генезиса и развития одного из наиболее значимых направлений трактовки права так и за рубежом. В последние годы в отечественной и иностранной правовой науке появляются исследования, в которых прослеживается и проясняется природа формирования современных социологических концепций права, его трактовки с помощью категорий, ориентированных на приемы и методы социологического анализа.
В частности, лишь сравнительно недавно, в конце ХХ в., в немецкой и американской правовой науке стали появляться комплексные исследования, в которых анализируется творчество классиков социологии права М. Вебера и Е. Эрлиха. Нельзя при этом полагать, что их социологоправовые взгляды были неизвестны, однако они не имели тех признания и значения, которых по праву заслуживают в контексте формирования социологии права и социологических подходов к его трактовке. Известный немецкий правовед Г. Дильхер, изучая творческую трансформацию историко-правовых взглядов М. Вебера в социологическом направлении, справедливо подчеркивает, что лишь в настоящее время в немецкой правовой науке дискуссии по так называемой «веберовской проблематике» приобрели подлинно научный характер [1]. Ранее аналогичную характеристику давал другой немецкий правовед, социолог права М. Ребиндер, рассматривавший социолого-правовые взгляды М. Вебера [2]. В отечественной правовой литературе данный вопрос не раз обстоятельно обсуждался в работах В.С. Горбаня [3].
В связи с этим на первый план выходит проблема понимания преемственных и новаторских черт в развитии русской школы социологии права. С одной стороны, взгляды представителей отечественной социологической школы права формировались под заметным влиянием Ш. Монтескье, исторической школы права, правового учения Р. Иеринга, философского позитивизма, а с другой – в процессе обоснования права социологическими понятиями и методами проявлялись и новые, оригинальные черты русской школы. При этом во взглядах С.А. Муромцева, С.В. Пахмана, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского и других часто возникали передовые, особенно для своего времени, идеи о понимании права с точки зрения его социальной обусловленности, о социальных функциях права, его роли и назначении в жизни общества, его проявлениях в разных аспектах и формах социализации и социальности индивида.
Глава 3 Отдельные вопросы, связанные с социологическим правопониманием
Всякая теория, в том числе теория права, по определению носит концептуальный характер. История учений о праве, современная теория права представлена многочисленными подходами к пониманию права в силу его многосложности, многоуровневого содержания и взаимоотношения с обществом, личностью.
Деидеологизация общественной мысли, смена парадигмы значительно обогатили содержание, изменили и разнообразили направление исследований и в области юриспруденции. Определяя общую направленность современной науки о праве, так Л.С. Явич считает ее основными направлениями отказ от идеалистического и материалистического детерминизма и исследования социальных явлений и систем, которые позволяют трактовать право как сложный социальный феномен. Отказ от односторонности исследования названных феноменов заключается в «повышении значимости сознательного фактора развития (научно познанных объективных закономерностей и тенденций) над былой стихийностью эволюции социума, его экономики, права, идеологии, политики и т. п.» [1, с. 5].
Понимание права является базовой категорией при познании правовых явлений, основанием правовой теории, которая складывается в рамках определенного типа правопонимания. Понимание того, что есть право, как правило концентрируется в определении, и олицетворяет собой общую правовую концепцию. Определение права не является сферой «чистого» научного познания, оно имеет большое прикладное значение, так как от его понимания зависит как законодательная (в первую очередь), так и правоприменительная практика государства. Его понимание важно и для каждого человека, поскольку наш жизненный мир, «мир социальной повседневности – это и есть подлинное царство права, тот воздух, которым дышит социальный субъект» [2, с. 7]. Важность как теоретического, так и практического понимания права проявляется во влиянии теоретических построений на сложившиеся в обществе представления о праве, которые в свою очередь определяют порядок общественных отношений.
Влияние и роль той или иной правовой концепций в общественной жизни может временами ослабевать или наоборот усиливаться, они могут вытеснять друг друга (например, вытеснение в XIX в. юридическим позитивизмом естественно-правовых концепций), но основные положения концепций все же сохраняются и могут быть реализованы на практике при наличии способствующих этому условий. «Развитие научного знания – это постоянная критическая дискуссия между разными глобальными концепциями, спор между ними. Плюрализм научных концепций – факт науки и условие ее развития. Его смысл не в наличии разных представлений о реальности, каждое из которых может быть оценено извне (релятивистская позиция), а в том, что в процессе конкуренции разных теоретических представлений одни из них демонстрируют свои преимущества перед другими, при этом последние сходят со сцены» [3, с. 26].
Право представляет собой действенный инструмент, посредством которого достигаются социальный мир и согласие, снимается напряженность в обществе. Право ‒ эффективный регулятор общественных отношений как внутри государства, так и в рамках всего мирового сообщества в целом.
Право – это верховенствующий, общесоциальный, интегративный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую общесоциальную справедливость в системе принципов и формально-определенных норм, точно определяющих круг субъектов права и правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.
Правопонимание – это научная категория, которая отражает процесс и результат целенаправленности мыслительной деятельности человека, включает в себя познание права, его оценку и отношение к нему непосредственно как к целостному социальному явлению.
Основными современными теориями правопонимания являются следующие теории:
- естественно-правовая теория (ее суть – главным является идейное, нравственное, духовное начало);
- психологическая теория (главным фактором, который определяет правопонимание людей, является психика. Отсюда право приобретает два вида: позитивное и интуитивное);
- социологическая теория (право – это не то, что записано, задумано, а то, что получается в реальности, действительности);
- позитивистская теория (естественные права человека стоят во главе всего, закон основывается именно на принципе нравственности и справедливости);
- нормативистская теория (право – это совокупность, норм которые получают внешнее выражение в законодательстве государства).
Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.
Суть интегративного подхода в правопонимании заключается в том, что такие концепции, теории правопонимания сочетают в себе одновременно несколько устоявшихся теорий правопонимания. Такие интегративные подходы наиболее полно соответствуют существующей действительности. К основным теоретикам данного подхода относятся Р. А. Ромашов, А. В. Поляков, В. П. Мозолин, Р. З. Лившиц и другие.
1. Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2 т. / С. С. Алексеев. – М., 1981-1982.
2. Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. – М., 1995.
3. Алексеев, С.С. Философия права / С. С. Алексеев. – М., 1998.
4. Берман Г. Вера и закон: примирение права и религии / Г. Берман. – М., 1999.
5. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск, 2003.
6. Еллинек, Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. – СПб., 2004.
7. Иеринг, Р. Избранные труды. В 2 т. / Р. Иеринг – СПб., 2006.
8. Карбонье, Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. – М., 1986.
9. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: учеб. пособие / Т. В. Кашанина. – М., 1999.
10. Ковлер, А.И. Антропология права / А.И. Ковлер. – М., 2002.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2005. – 48 с.
12. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. – СПб., 2003.
13. Лейст, О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О.Э. Лейст. – М., 2008.
14. Магазингер, Я. М. Избранные труды по общей теории права / Я. М. Магазингер. – СПб., 2006.
15. Нерсесянц, В.С. Философия права / В. С. Нерсесянц. – М., 1997.
16. Общая теория прав человека: научное исследование / Е.А. Лукашева [и др.]; под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1996.
17. Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. – Н. Новгород, 1993.
18. Общая теория права / Под ред.А. С. Пиголкина. – М., 1995.
19. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. — СПб., 2000.
20. Поляков, А. В. Общая теория права / А.В. Поляков. – СПб., 2004.