Введение
Глава 1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика угонов
1.1 Проблемы уголовно-криминалистической характеристики угонов
1.2 Сравнительная характеристика угонов со смежными составами преступлений
Глава 2 Особенности возбуждения уголовных дел об угонах
Глава 3 Особенности расследования угонов на первоначальном и последующем этапах
Заключение
Список использованных источников
Введение
Конституцией Республики Беларусь закрепляется такое права граждан, как право собственности, которое выражается в возможности каждого иметь в собственности имущество, свободно владеть, а также пользоваться и распоряжаться им [1, ст. 44]. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод.
Помимо этого, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.
Как показывают материалы судебной практики, преступления против собственности составляют большинство от регистрируемых в Республике Беларусь преступлений. Количество преступлений во всех сферах деятельности, и в частности против собственности, растет из года в год.
Угон транспортных средств также подвержен такому росту. Привлекательность транспортного средства для преступного посягательства исходит из его свойств. Это и высокая стоимость, и самоходность, что позволяет преступнику быстро скрываться с места преступления, и довольно высокая ликвидность, что и явилось актуальностью данной темы
Угон транспортного средства или маломерного водного судна − это неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения. Обязательным признаком завладения является его неправомерность ‒ отсутствие у лица, как действительного, так и предполагаемого права на использование транспортного средства для осуществления поездки.
Угон окончен с момента отъезда транспортного средства с места его нахождения на любое расстояние. Угон имеет место лишь тогда, когда виновный действует без цели хищения транспортного средства, то есть без обращения его в свою пользу.
Недостаточная эффективность борьбы с указанными посягательствами часто объясняется несовершенством конструкции нормы о противоправном завладении автодорожным транспортным средством без цели хищения.
Квалификация данного состава преступления представляет определенную сложность в связи с тем, что неправомерное завладение автомобилем и другим транспортным средством происходит без цели хищения. По нашему мнению определение граней с целью хищения, и без цели хищения на практике представляет определенную трудность.
Глава 1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика угонов
1.1 Проблемы уголовно-криминалистической характеристики угонов
Угон транспортного средства или маломерного водного судна является незаконным изъятием транспортного средства или небольшого водного судна и поездки на нем без цели кражи [14, с. 48]. Основным объектом криминального нападения является отношение собственности, поскольку оно не позволяет собственнику пользоваться правом владеть и использовать свое имущество. Квалификационная композиция также включает дополнительный (необязательный) объект безопасность дорожного движения, здоровье потерпевшего. Общественная опасность и тяжесть этого преступления определяются не только важностью основных и дополнительных возможностей, но и тем, что угонщики не всегда профессионально управляют транспортным средством, индивидуальные характеристики которого неизвестны или необычны, а также потому, что они часто имеют целью избежать преследования или задержания, и это часто приводит к несчастным случаям.
Предметом преступления могут быть механические транспортные средства, предназначенные для движения на дороге и для перевозки пассажиров, товаров или оборудования, установленных на нем, а также самоходного транспортного средства (все виды транспортных средств, тракторов и других самоходных транспортных средств, трамваев, троллейбусов, мотоциклов и других автотранспортных средств или небольших водных судов. На основе анализа законодательства велосипеды, веломобили не являются предметом данного преступления, поскольку они управляются не двигателем, а мускульной силой человека.
Понятия самого водного маломерного судна не закреплены в законодательных актах Республики Беларусь, однако понятие суда малого размера приведено в законодательстве.
Глава 2 Особенности возбуждения уголовных дел об угонах
Принятие законных и обоснованных решений на начальном этапе работы расследования преступлений во многом зависит от качества предварительной проверки материалов, своевременности и эффективности оперативно-розыскной деятельности, срочных следственных действий.
Предварительная проверка первичных материалов об угонах автомобилей проводится до возбуждения уголовного дела в случае необходимости проведения такой проверки.
На начальном этапе расследования предварительную проверку материалов о преступлении следует рассматривать как автономную стадию.
В судебной литературе первоначальные действия следователя, необходимые для возбуждения дела, характеризуются как действия, на которых целесообразно начать проверять общие версии преступления, выдвинутые следователями на основании данных, имеющихся на момент уголовного дела, разъяснение фактов, подлежащих расследованию, своевременный сбор и обобщение доказательств, идентификация, поиск и содержание под стражей лица, подозреваемого в совершении преступления [11].
По-видимому, предварительная проверка материалов о преступлении может быть определена как деятельность уполномоченного лица, направленная на установление оснований для возбуждения уголовного дела, а также признаки, указывающие на возможное совершение преступления при определенных обстоятельствах, которые в своей совокупности допускают одно из трех решений, предусмотренных законом: это решения о возбуждении уголовного дела, передаче заявления или отчета по вопросам подсудности и подведомственности.
В случае угона автомобиля предварительная проверка материалов заключается в осуществлении деятельности лиц, уполномоченных законом, и она может быть уменьшена до нескольких основных действий: предотвращение угона; задержание подозреваемого; охрана места преступления; сохранение следов и других объектов; выход следственно-оперативной группы на место происшествия; осмотр места происшествия; выявление жертв и информированных лиц; установление промежуточных фактов, посредством которых проверяются обстоятельства, связанные с возможностью совершения кражи [16].
Глава 3 Особенности расследования угонов на первоначальном и последующем этапах
В процессе совершения угона или кражи автомашины преступники, вступая в контакт с находящимися внутри автомобиля объектами (сиденьями, подголовниками, обивкой дверей), оставляют на них микроследы из волокон одежды, тканей тела и собственные секреты. Изучение этих следов позволяет идентифицировать личность человека, покинувшего след, установить тот факт, что подозреваемый находился в месте угона или угона автомобиля и (или) внутри автомобиля, местонахождение каждого лицо, причастное к угону автомобиля или краже (что позволяет идентифицировать средства). На объектах поверхность объекта, на которой предположительно могут остаться следы запаха, и затем эти тампоны помещают в воздухонепроницаемую темную стеклянную посуду.
Если у следователя есть какие-либо вопросы относительно экспертизы, он имеет право допросить эксперта, чтобы уточнить и уточнить его мнение. Предмет допроса эксперта ограничен; он не может быть допрошен об информации, которая стала ему известна в связи с проведением судебной экспертизы, если они не имеют отношения к предмету этой судебной экспертизы. Например, при проверке отпечатка пальца на предмет его пригодности для идентификации эксперт может определить некоторые физические характеристики человека, оставившего отпечаток пальца. Однако он не может быть допрошен по этому вопросу, даже если он информирует лицо, проводящее расследование или предварительное расследование, по собственной инициативе. В этом случае необходимо назначить дополнительное обследование.
В случае допроса эксперта, участвовавшего в комиссионном или всестороннем осмотре, предмет его допроса ограничивается той частью исследования, которую он проводил сам, т. Е. Его можно допрашивать только в отношении информации, содержащейся в части эксперта. мнение за которое отвечает.
Заключение
В процессе анализа статей УК, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, учебной литературы, судебной практики, и иных источников подведем определенные итоги.
Статья 214 УК предусматривает ответственность за угон транспортного средства или маломерного водного судна. Исходя из санкции статьи, простой состав рассматриваемого преступления относиться к менее тяжким преступлениям.
Родовым, видовым, непосредственным объектом угона транспортного средства или маломерного водного судна являются отношения собственности как система общественных отношений, причем особенностью непосредственного объекта преступления является то, что оно посягает лишь на право пользования транспортным средством или маломерным водным судном. В качестве дополнительного не обязательного объекта этого преступления может выступать здоровье человека. В качестве дополнительного объекта также рассматривают безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и маломерных водных судов.
Предметом угона транспортного средства или маломерного водного судна являются транспортные средства и маломерные водные суда. В соответствии с примечанием к статье 317 УК, отсылка к которому делается в примечании к статье 214 УК, под транспортным средством понимаются механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина.
Предметом угона транспортного средства или маломерного водного судна с недавних пор стали такие механические транспортные средства, которые ранее не рассматривались в качестве предмета данного преступления, например, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Несмотря на то, что угоны транспортных средств весьма распространенное преступление, исследуемый нами состав встречается довольно редко, большинство угонов транспортных средств совершается с целью хищения и являются по существу кражами.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амальтея, 2005. - 48 с.
2. Уголовный кодекс Белорусской ССР: принят четвертой сессией Верховного Совета БССР пятого созыва 29 декабря. 1960 (СЗ БССР, 1960, № 1, ст. 4) // Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь [Электронный ресурс] - Минск, 2017. - Режим доступа: http://pravo.by/ImgPravo/pdf/UK_BSSR_1960.pdf.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: утвержден. Совет Респ. 24 июня 1999 г .: красным от 18 июля 2017 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь. - Минск, 2019.
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь: принят Палатой представителей 29 мая 2002 года: утвержден. Совет Респ. 6 июня 2002 г .: от 10 января 2015 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ЮрСпектр, ООО, Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь. - Минск, 2019.
5. О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с угонами транспортных средств и обеспечении их возврата. Закон Республики Беларусь от 05.05.2010 № 116-3 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь. - Минск, 2019.
6. Кудряшов, А. В. Угон автотранспортных средств: предмет преступления и некоторые проблемы квалификации / А. В. Кудряшов // Правопорядок: история, теория, практика. - 2017. - № 1 (12). - п. 3739.
7. Кудряшов А.В. Угон автотранспортных средств: вопросы квалификации, уголовное право и криминологические контрмеры: автореф. дис. Канд. юридические науки: 12.00.08 / А.В. Кудряшов. - Минск: 2004, 30 с.
8. Альврцян, Е. А. История становления и развития ответственности за незаконное присвоение автомобиля или другого транспортного средства без цели хищения в уголовном законодательстве России / Е. А. Альврцян // Общество и право. - 2015. –№3 (53). - п. 84-89.
9. Комментарий к УК РСФСР / ст. редактор Ю.Д. Северин. - Mn .: 1985, 352 c.
10. Лукашов А.И. Угон дорожного транспортного средства или малогабаритного водного транспортного средства: состав преступления и вопросы наказания / А.И. Лукашов // Право Белоруссии. - 2002. - №9. - С. 68-79.
11. Лукашов А.И. Вопросы применения уголовного права в нормативных актах, документах и материалах / А.И. Лукашов Е.А. Саркисова Мн .: РИООО Репринт, 1998. - 528 с.
12. Лазарев, Н. Михайлов, В. «Дизайнеры» умозрительной моды / Н. Лазарев, В. Михайлов // Молодой коммунист. - 1984. - № 1. - с. 90.
13. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1974, № ХХVII. - п. 292.
14. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1975, № XXIX.
15. Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом: Материалы III Международной научно-практической конференции, г. Витебск: В 3 т. / Витебский филиал Международного университета «МИТСО»; От редакции: А.Л. Дединкин (гл. Ред.) [И др.]. - Витебск, 2016. - Вып. 2. - 413 с.
16. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.: Под общ. редактор СРЕДНИЙ. Барков. - мн.; Тесей, 2003. - 1198 с.
17. Плодовский Ю. V. Проблемы отграничения угона автомобиля от владения автомобилем без цели угона (угона) / Ю.А. В. Плодовский // Юридические науки. - 2012. - № 3. - с. 62-66.
18. Хомич, В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств / В.М. Хомич - Минск: Издательство БГУ, 1982. - 94 с.
19. Колесников Р.В., Кравцов И.А. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершивших угон транспортных средств / Р.В. Колесников И.А. Кравцов // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - № 4. - с. 68-74.
20. Почвак, И.О. Угон транспортного средства или малогабаритного водного судна / И.О. Почвак. Белорусская юридическая энциклопедия. - в 4 т. Т. 4. Т-Я. Минск, 2013. - с. 88-90.
21. Закон и демократия: сб. научная работа. Выпуск 18 / выпуск В.Н. Бибило (ред.) И др. - Минск: БГУ, 2007. - 348 с.
22. Примаченок А.А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть [Текст]: включая изменения и дополнения, внесенные в Уголовный кодекс от 25 марта 2010 г. / А. А. Примаченок. 8-е изд., Измена. и добавить. - Минск: Молодежь, 2010. - 175 с.
23. Научно-практический журнал Pravо.by - №3, 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ncpi.gov.by/produkcia/pravo%20by.aspx.