Введение
Глава 1 Понятие, виды и основные избирательные системы
1.1 Понятие и виды выборов
1.2 Основные избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная
Глава 2 Выборы в Республике Беларусь. Стадии избирательного процесса
2.1 Выборы национального собрания Республики Беларусь
2.2 Выборы местных советов депутатов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Во всем мире демократия является неотъемлемой частью современного общества. Ведь не зря многие государства закрепляют на конституционном уровне основные права и свободы своих граждан.
Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя государства. В ст.6 закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. В данной курсовой работе будет рассмотрена законодательная и исполнительная ветви власти.
Одно из самых главных, на мой взгляд, прав является право граждан избирать и быть избранным в государственные органы. Данное право закреплено в статье 38 Конституции Республики Беларусь.
Ведь имея это право государство показывает свое уважение и значимость граждан, проживающих на их территории.
Демократическая черта государства основывается на том, что все лица, участвующие в политическом процессе, пытаются обладать властью не только на высшем государственном уровне, но также и на местах.
Поэтому, государству необходимо не только создать, но и дать гарантию гражданам на выгодные условия существования в пределах страны, а также, чтобы их стремления к власти были осуществлены на основе равноправной, честной, непредвзятой и открытой политической борьбе. Что в свою очередь говорит о том, что в выборах принимать участие могут граждане всех уровней, за исключением тех, кто не может принимать такое участие в силу установленных законодательством требований.
Такие условия – это опора избирательного права, избирательной системы и избирательного процесса в целом в государстве, призванные держать равновесие между конкурирующими лицами политического процесса.
Из этого следует, что периодическая замена лиц у власти в любом демократическом государстве, не дает полагать, что такая смена может быть разрушительной для всего государства, учитывая, что она построена на избирательных принципах. Также отметим, что выборы увеличивают легитимность и повышают эффективность государственного механизма.
Выборы выполняют определенные функции, которые являются одними из социально-значимых. Это больше проявляется как механизм регулирования интересов различных групп населения. Во время продвижения предвыборной кампании и самих выборов предполагается огромное понимание гражданами политических, экономических, социальных проблем государства. Поэтому кандидаты показывают в своих выступлениях, программах проблемы, затрагивающих разнообразные потребности различных групп населения и предлагают пути их решения. В свою очередь граждане будут решать какую из программ лучше выбрать для создания комфортных условий проживания в данном государстве.
На основе вышеизложенного считаю, что данная тема весьма актуальна. Также считаю, что, изучив ее можно более досконально изучить процесс выборов и их системы. Ведь право избирать и быть избранным дает возможность гражданам полноценно принимать участие в управлении и развитии государства. Важнейшими признаками демократического правового государства являются обеспечение прав человека и регулярно проводимые свободные выборы.
Глава 1 Понятие, виды и основные избирательные системы
1.1 Понятие и виды выборов
Понятие «Выборы» можно охарактеризовать как законная форма изъявления воли народа, а также главный признак демократического общества.
Для более точного формирования определения термину «Выборы» проведем сравнение среди некоторых ученых:
По мнению А.И. Курыка: 2Выборы представляют собой установленную конституциями и детализированную в законах государственно-правовую процедуру, во время которой граждане выдвигают представителей, формируют орган власти или избирают конкретное должностное лицо для выполнения каких-либо общественных функций» [16, с.6].
Однако Д.М. Демичев предлагает немного отличное от предыдущего высказывания определение: «Под выборами в конституционном праве обычно понимают участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления функций по осуществлению власти» [13, с.58].
Исходя из этих определений «Выборы» — это право граждан, закреплённое в Конституции Республики Беларусь, а также уточненное в других нормативных правовых актах, которое представляет собой волеизъявление народа, при котором они самостоятельно выбирают представителей, путем голосования, для представления их интересов в органах государственной власти и органах местного управления и самоуправления.
«Основываясь на праве, закрепленном в статье 38 Конституции Республики Беларусь Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании» [1, ст.38].
Василевич Г.А. отмечает, что «Можно выделить принципы, на которых основывается избирательное право в Республике Беларусь. В свою очередь принципы избирательной системы — это основные руководящие начала, соблюдение которых делает выборы легальными (законными). Выборы должны основываться на общепризнанных принципах, т. е. проводиться как всеобщие, свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании.
Эти важнейшие демократические, фундаментальные принципы выборов, включая и свободный их характер, закреплены в Конституции Республики Беларусь» [10, с.67].
Исходя из вышеизложенного выделим следующие принципы:
– Всеобщность – означает, что участие в выборах могут принимать все граждане, достигшие 18-летнего возраста, за исключением лиц, установленных в нормативных правовых актах;
– Равенство – означает, что граждане имеют по одному голосу за любого кандидата;
– прямое и косвенное избирательное право;
– тайное голосование – означает, что голосование происходит тайно, в закрытом от посторонних глаз помещении.
Глава 2 Выборы в Республике Беларусь. Стадии избирательного процесса
2.1 Выборы Национального собрания Республики Беларусь
А.Н. Пугачев в своих трудах говорит о том, что «В Республике Беларусь государственную власть осуществляют либо народ в целом (ст. ст. 3, 73 Конституции Республики Беларусь), либо специальная система органов государственной власти (ст. ст. 3, 6, 117 и др. Конституции Республики Беларусь). Высшим выражением осуществления государственной власти самим народом являются референдум и выборы депутатов Палаты представителей, Президента Республики Беларусь» [19, с.218].
Правовой базой, в соответствии с которой обеспечивается проведение выборов в Республике Беларусь, является Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменением и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.), а также Избирательный кодекс Республики Беларусь 2000 г. с изменениями и дополнениями.
Т.С. Масловская утверждает, что «Период со дня официального опубликования решения Президента Республики Беларусь или уполномоченного Конституцией Республики Беларусь, Избирательным кодексом органа о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов называется избирательной кампанией» [17, с.95].
В.Н. Кивель отмечает, что «Избирательный процесс – это определенная деятельность и система правовых норм, регулирующих эту деятельность, это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов государства, общественных организаций и групп граждан по подготовке и проведению выборов в государственные органы, а также органов местного управления и самоуправления. Это деятельность юридически упорядочена и урегулирована, имеет определенную устойчивость и состоит из определенно расположенных в системном порядке стадий:
– Назначение выборов
– Установление избирательных округов
– Установление избирательных участков
– Создание избирательных органов (комиссий)
– Регистрация избирателей
– Выдвижение депутатов
– Агитационная компания
– Голосование
– Подсчет голосов и установление итогов голосования
– Возможность проведения второго тура или новых выборов
– Окончательное опубликование результатов выборов
Все вышеперечисленные стадии имеют место как на всеобщих (государственных) выборах, так и на частичных (региональных) на конкретных административно территориальных единицах» [14, с.56-57].
Все эти стадии мы рассмотрим при изучении проведения выборов Национального собрания Республики Беларусь, а также при проведении выборов в местные Советы депутатов.
В своих трудах Г.А. Василевич считает, что «Ведущим субъектом реализации конституционных норм в сфере законотворчества является Парламент» [12].
Заключение
Выборы – это одно из важнейших прав граждан, которое помогает им участвовать в жизни государства и влиять на формирование органов, которые в свою очередь призваны обеспечивать законность, демократичность, поддерживать должный уровень жизни граждан в данном государстве.
Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. [2, ст.21]
Данная статья наиболее точно отражает сам факт того, что народ – это та власть государства, которую невозможно отнять и для более полного ее осуществления проводятся выборы, с целью выдвижения представителей этой власти в государственных органах.
В современное время, я считаю, что избирательное право в Республике Беларусь достаточно в полной мере отражает всю ее демократичность. Однако практически везде можно найти проблемы, которые вроде бы и не сильно влияют на избирательное право, но умолчать о них нельзя.
Как выше было сказано мажоритарная избирательная система присуще Республике Беларусь, но и у нее свои минусы. Огромный минус состоит в том, что действительно на выборах побеждает кандидат, который набрал наибольшее количество голосов, но проголосовало за него наименьшее количество избирателей.
Гипотеза данный работы доказана в частичной мере, так как при изменении в системе избирательного права все проблемы того или иного характера проявляются только лишь при проведении выборов, а это может произойти не в момент внесения изменений, но и через год или пять лет.
По моему мнению, необходимо поднять гражданскую позицию и более детально проводить агитационные программы, с целью максимального и доступного информирования граждан о программе каждого депутата, ведь часть граждан приходит на выборы «лишь бы поставить галочку» и неважно кто будет этот кандидат.
В Республике Беларусь даже несмотря на конституционное закрепление основ избирательного права, а также наличие Избирательного кодекса не дает нам право полагать, что граждане (как избиратели, так и представители политических партий) могут равно относиться ко всем кандидатам на выборах. Ведь иногда в агитационный период можно наблюдать как различные представители кандидатов используют, запрещенные законодательством и нормами морали, методы по тиснению своих оппонентов.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2018
3. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 февраля 2000 г., № 370-З: Принят Палатой представителей 24 января 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
4. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 4 нояб. 1998 г. № 196-З: с изм. и доп. от 17 июля 2018 г. № 126-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
5. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 108-З: с изм. и доп. от 9 янв. 2018 г. № 91-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
6. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 105-З: с изм. и доп. от 24 октября 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
7. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Палаты представителей Национального собрания Респ. Беларусь, 18 дек. 2015 г., № 707-П5/VIII // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H21500707.
8. О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Республики Национального собрания Респ. Беларусь, 19 дек. 2008 г., № 57-СР4/I // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=L20800057.
9. Альфер, С.А. Избирательное право Республики Беларусь: пособие для студентов вузов / С.А. Альфер. – Минск: Тесей, 2008. – 320 с.
10. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студ. юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г. А. Василевич. – Минск: БГУ, 2006. — 125 с.
11. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Г. А. Василевич. — Минск: БГУ, 2006. – с.5, 84
12. Василевич Г.А. Роль Парламента Республики Беларусь в обеспечении конституционной законности. / Г.А.Василевич // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3 – 2012. - № 2.
13. Демичев, Д. М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Высш. шк., 2004. – 351 с.
14. Кивель, В.Н. Конституционное право: курс лекций / В.Н. Кивель – Минск: Современная школа, 2008. – 109 с.
15. Краснобаева, Л.А. Конституционное право Республики Беларусь: тексты лекций / Л.А. Краснобаева. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины»,2005. – с. 120
16. Курак, А.И. Основы конституционного права: курс лекций. В 2 ч. Ч.1 / А.И. Курак. – 2-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 265 с.
17. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзам.вопр. / Т.С. Масловская. – 3-е изд., перераб. – Минск:ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
18. Порядок образования Палаты представителей [Электронный ресурс]: Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь // Режим доступа: http://house.gov.by/ru/porjadok-obrazovanija-palaty-predstavitelej-ru/#label1.
19. Пугачев, А. Н. Конституционное право: учеб.-метод. комплекс для студентов юридических спец. В 3 ч. Ч. 1. В 2 кн. Кн. 1: Теоретические основы / А. Н. Пугачев, И. В. Вегера. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 364 с.
20. Статус и полномочия [Электронный ресурс]: Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь // Режим доступа: http://sovrep.gov.by/ru/istoricheskaja_spravka-ru/.