ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ США
1.1 АМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ АНГЛИИ
1.2 РЕВОЛЮЦИОННАЯ ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
1.3 ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США ОТ 4 ИЮЛЯ 1776 ГОДА
ГЛАВА 2 ОБРАЗОВАНИЕ КОНФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИЯ США 1787 ГОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Основными источниками формирования американского государства являются: Декларация независимости, «Статьи конфедерации», Конституция 1787 года и Билль о правах. Кроме того, ссылаясь на истоки государственного образования, соглашение Мэйфлауэрское является важным документом.
В историографии формировании американского государства существует множество мнений.
Главная роль в патриотическом лагере принадлежала не демократии, а умеренному крылу, чья идеология по мере развития революции все более утверждалась в качестве кредо молодой буржуазной республики и послужила основой при выработке федеральной Конституции 1787 года.
Консервативное направление – буржуазные историки США – отрицают классовую сущность Конституции 1787 года, объявляют документ продуктом народного волеизъявления.
Принятие Конституции 1787 года было продиктовано интересами утверждения власти крупной буржуазии и земельной аристократии.
Цель данного исследования – изучить и проанализировать особенности процесса формирования буржуазного государства в США, выразившиеся в образовании колоний, исследовать революционное движение за независимость в США, охарактеризовать образование конфедерации и, как результат, проанализировать создание Конституции США. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать предпосылки образования США;
2. охарактеризовать экономическое и политическое положение английских колоний в США;
3. ознакомиться с мотивами и целью революционного движения в США;
4. изучить Конституцию США 1787 года.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с возникновением и развитием и государства США.
Частные научные методы – формально-юридический, сравнительный, хронологический и метод моделирования – дали возможность исследовать соответствующие явления на основе их исторического и страноведческого сопоставления.
Глава 1 Предпосылки образования США
1.1 Американские колонии Англии
Активное освоение Англией Северо-американского континента началось на рубеже 16-17 вв. и было вызвано быстрым экономическим развитием страны, ростом численности населения, острой религиозно-политической борьбой, колониальным соперничеством с европейскими континентальными державами и другими причинами. Началом английской колонизации считается прибытие в Северную Америку корабля «Мэйфлауэр» в 1620 с первыми поселенцами[3, с. 112]. На протяжении 17-18 вв. в Северной Америке сложились 3 региона: южные колонии (Виргиния. Мэриленд, Сев. и Юж. Каролина, Джорджия): северо-восточные колонии, или колонии Новой Англии (Массачусетс. Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Гэмпшир); центр, колонии (Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси и Делавэр). По способу управления владения Англии подразделялись на З типа: королевские, находившиеся под непосредственным королевским управлением; собственнические, в которых владельцы колоний наделялись правами земельной собственности и политические управления; корпоративные, в которых акционерные компании получали экономии, и политические права от короны (или парламента в период Английской революции 17 в.).
Колонисты захватывали земли индейцев, которые вытеснялись за пределы колоний или истреблялись в результате многочисленных вооруженных столкновений.
Наличие большого земельного фонда, благоприятные климатические условия, обилие природных богатств вкупе с трудолюбием и целеустремленностью колонистов способствовали динамичному развитию С. к. А. Природно-климатические условия южных колоний оказались идеальными для выращивания табака и индиго, возделывания риса. Главной сельскохозяйственной культурой северо-восточных и центральных регионов стала пшеница. Наряду с аграрным сектором, в городах развивались ремесла. С. к. А. поставляли в метрополию лес и другие материалы, необходимые для английского судостроения, а также чугун.
Все эти факторы, подкрепленные уже существующими знаниями и навыками в сельскохозяйственной и промышленной областях, примененными ранее в Англии, способствовали бурному и активному развитию колоний на американском континенте.
Первая английская колония на Атлантическом побережье Северной Америки была основана в начале XVII в. В последующее время (XVI-XVIII вв.), было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побережья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индейцев, которых оттесняли в глубь материка или беспощадно уничтожали. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко было распространено в южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хлопок, табак[1, с. 114].
Глава 2 Образование конфедерации
После ряда побед над англичанами 4 июля 1776 года в Филадельфии собрался Континентальный конгресс. Его участниками были лишь представители плантаторов и крупной буржуазии. Конгресс принял «Декларацию независимости» или «Декларацию прав», написанную Томосом Джефферсоном, по которой колонии провозглашались Северными Штатами Америки (США) и объявлялись «свободными и независимыми государствами».
Несмотря на буржуазные ограничения, «Декларация независимости» была прогрессивным и революционным документом. Он провозгласил принцип национального правительства и равных прав для людей, право народов свергнуть тиранию для создания нового правительства. Впервые в истории представительная буржуазная ассамблея в лице Конгресса провозгласила эти революционные принципы.
Североамериканские колонии в борьбе с Англией стремились заручиться поддержкой иностранных государств, прежде всего Франции, враждебность которой к Англии была общеизвестна. После начала войны североамериканских колоний за независимость, французское правительство поручило миссию сношения с американцами знаменитому драматургу, автору «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро», П. Бомарше. В целях конспирации Бомарше учредил фиктивный торговый дом «РодригоГорталис и Ко». При содействии Бомарше тайный агент североамериканских колоний во Франции Сайлас Дин, стремившийся добиться помощи от Франции, организовал отправку в Америку волонтеров-офицеров и оружия из французских арсеналов. Молодой французский военный – Лафайет на собственные средства снарядил корабль и сам на этом корабле отплыл в 1777 году в Америку. Франция имела в Америке также секретных агентов, донесения которых прочитывались Людовиком ХVI [7, с. 44].
Помощь, полученная американскими колониями при содействии Бомарше и Сайласа Дина, была значительной. Была добыта одежда на 20 тысяч человек, 30 тысяч мушкетов, 100 тонн пороха, 200 пушек. Фирма «РодригоГорталис и Ко» просуществовала с 1776 по 1783 годы и израсходовала за это время свыше 21 миллионов ливров. Дин получил еще 300 тысяч долларов от испанского правительства.
После провозглашения независимости североамериканских колоний появилась возможность послать во Францию официального представителя США. Выбор посла в то время имел огромное значение, потому что американцев мало знали в Европе. Молодая американская республика сумела найти такого посла, которого знала вся передовая Европа. Послом в Париж был назначен единственный американец, которого к тому времени знала Европа. Он много лет жил в Англии, был всесторонне образован и имел связи с Францией. То был Вениамин Франклин выдающийся мыслитель, ученый, общественный деятель. Имел открытия в области электричества (сконструировал молниеотвод). Разрабатывал теорию кораблестроения. Были известны его работы в области политической экономии. Являлся членом английского Ученого королевского общества (Академии).
Глава 3 Конституция США 1787 года
В современном мире Соединенные Штаты Америки – это высокоразвитая страна, являющаяся президентской республикой с федеративной формой государственного устройства. К середине XVIII в. на территории Северной Америки было 13 английских колоний. По мере экономического развития колоний и формирования местной буржуазии противоречия между колониями и метрополией возрастали и, в конце концов, вылились в Войну за независимость, которая в 1783 году завершилась Версальским мирным договором.
Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года, предполагала идею будущего объединения штатов в единое государство. После завершения военных действий, начинается активное обсуждение нового проекта Конгресса. В феврале 1787 года Конгресс принял решение о созыве специального конвента из делегатов, назначаемых штатами, для единственной цели – разработки и принятия конституции. Принятая 17 сентября 1787 года Конституция США после передачи в Континентальный Конгресс была ратифицирована легислатурами штатов.
Конституция США 1787 года начинается с преамбулы, в которой говорится о народе, принимающем эту конституцию в целях создания более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе, и продолжается разделами, содержащими семь основополагающих статей. Она отличается лаконичностью, простотой и ясностью изложения. «Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки»[12].
Анализ содержания Конституции позволяет выделить следующие принципы, определяющие политический строй и систему органов власти США:
- верховенство власти народа и закона;
- гарантии прав и свобод человека и гражданина, которые были урегулированы в 1791 году путем принятия 10 поправок в Конституцию, именуемые и известные как Билль о правах;
- разделение властей, система сдержек и противовесов, выражающееся в разделении на исполнительную, законодательную и судебную власть;
- федерализм;
- возможность изменения и дополнения Конституция.
Рассматривая вопросы власти и управления, стоит отметить, что Конституция США 1787 года закрепила положения о том, что Соединенные Штаты являются ярко выраженной президентской республикой, поскольку в основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный с учетом теоретических воззрений Дж. Локка и Ш. Монтескье, предполагавший разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данные ученые отмечали, что «нельзя не поражаться изобретательности и мудрости, проявленными авторами конституции. Они создали самую сложную форму правления из всех, когда-либо и кем-либо выработанных, самую уравновешенную и наиболее прочно застрахованную от злоупотреблений.
Заключение
Таким образом, в Конституции Соединенных Штатов изложен ряд общих принципов, цель которых заключалась в том, чтобы гарантировать значительную степень народного суверенитета и предотвратить развитие тирании. Эти принципы содержат следующие положения:
1) законное правило требует согласия народа;
2) деспотическая власть должна быть уничтожена, при необходимости – революционным путем;
3) гражданская власть превосходит военную власть, которая должна быть ему подчинена;
4) разделение сфер законодательной, исполнительной и судебной власти препятствует концентрации власти и, следовательно, не допускает развития тирании;
5) власть правительства ограничена и поэтому должна быть четко определена в писаных конституциях;
6) правительство действует на основе условных норм, известных всем и нарушаемых только предателями и деспотами; иными словами, правительство обязано соблюдать согласованные законы и процедуры, разрешенные основным законом государства;
7) в целом должностные лица избираются; должностные лица более низкого ранга могут быть назначены, но по общему правилу к ним следует относиться с подозрением и связывать ограничениями, наиболее важным из которых является ограничение их полномочий; наследственное владение постом или властью строго запрещено;
8) хотя три сектора правительства разделены, законодательная власть обладает большей властью, чем исполнительная; были предприняты все шаги для установления независимости судебной власти;
9) предусмотрена возможность внесения изменений в основной закон государства. Это выражение демократической концепции, то есть мертвые не должны содержать живых; в природе человека ошибаться как в том, что он делает, так и в том, чего ему не хватает, и, следовательно, исправление ошибок неизбежно и не стыдно; общества развиваются и изменяются, социальные потребности также меняются, и поэтому социальные и политические институты должны подвергаться изменениям. Предвидение необходимых конституционных средств заранее разумно и демократично;
10) географическая централизация власти может быть такой же опасной и губительной, как и политическая централизация; следовательно, рассеивание его потенциала на местном и национальном уровне усиливает контроль над населением и предотвращает возникновение тирании;
11) из принципа народного суверенитета, логически вытекающего из заключения об ограничениях, точного определения государственной власти. Однако это означает не только перечисление того, что правительство может законно делать, но и то, что оно не может делать, а именно неотъемлемые права и свободы, изложенные в Билле о правах.
После американской революции была сформирована система государственного строя Америки, которая действует до сих пор.
1. Курилла, И.И. Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания / И. И. Курилла. – России и США. НЛО, 2018.
2. Печатнов, В.О. От Джефферсона до Клинтона: демократическая партия США в борьбе за избирателя / В. О. Печатнов. – М., 2008.
3. Бейлин, Б. Идеологические истоки Американской революции / Пер. с англ / Б. Бейлин. – М, 2010.
4. Фурсенко, А. А. Американская революция и образование США / А. А. Фурсенко. – Л., 1978.
5. Виппер, Р. Ю. История нового времени / Р. Ю.Виппер, И. П. Реверсов, А. С. Трачевский. − М., 1995.
6. Черкасов, П. П. Генерал Лафайет (исторический портрет) / П.П. Черкасов. − М., 1987.
7. Борисов, Ю. В. Шарль-Морис Талейран / Ю. В. Борисов. − М., 1986.
8. Звягинцев, А. Г. Око государево. Российские прокуроры. ХVIII век / А. Г. Звягинцев, Ю. Г. Орлов. − М., 1994.
9. Прудников, М. Н. История государства, права зарубежных стран. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2007. – 415 с.
10. Аптекер, Г.А. История американского народа: колониальная эра / Г. А. Аптекер. – М. – С. 89.
11. Жидков, О.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2. / О. А. Жидков. – М.: Издательство НОРМА. – 2001. – С.712.
12. Конституция США 1787 г. // Новости Брайтон Бич. Режимдоступа: http:// brightonbeachnews.com/rus/constitutionof-the-usa-russian-text/
13. История государства и права зарубежных стран: В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. О.А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 480 с.
14. Баглай, М. В., Лейбо, Ю. И., Энтин, Л. М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / М. В. Баглай, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтин. – М.: НОРМА, 2004. – 832 с.
15. Миряшева, Е. В. Становление конституционализма в штатах в процессе формирования федеративного государства в США (XVII-XIX вв.). Монография / Е. В. Миряшева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 320 с.
16. Картамышева, Н.В., Якунчева, Д.М. Исторический анализ прав человека в США по «Биллю о правах» // Сборник Международной научно-практической конференция «Права человека: история, теория и практика» Курск-Сумы / Н. В. Картамышева, Д. М. Якунчева. – Курск, 2010. – С. 127-128.
17. Билль о правах // Бэррес, Р.Т. Документы Американской Революции. Декларация независимости. Конституция Соединенных Штатов. Билль о правах: Перевод с английского / Пер.: Бжилянская, И.А., Рыбин, П. В. – М., Тверь: Альба, Рос. экон. журн., 1994. – 85 с.
18. Картамышева, Н.В., Дмитракова, Г.А. Проблемы развития американского и российского федерализма // Материалы II Международной молодежной научной конференции «Молодежь и XXI век» – Курск, 2010. – С. 259-261.
19. Чуйко, С.С., Картамышева, Н.В. Исторический экскурс реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в России и США // Сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития современного общества» / Отв. ред.: Ю.В.Вертакова. – Курск: ЮЗГУ, 2014. – С. 399-402.
20. Невинс, С., Коммаджер, Г. Пер. с англ. В. Оболенского и Б. Прянишникова. История США. От английской колонии до мировой державы. – Под редак. А. Серебренникова. – Нью-Йорк : Фредерик А. Прегер, 1956. – 441 с.