Введение
Глава 1 Общая характеристика применения права
1.1 Понятие применения права
1.2 Особенности применения права
Глава 2 Характеристика правоприменительных актов
2.1 Виды правоприменительных актов
2.2 Структура правоприменительного акта
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Одной из форм государственного влияния на общество является право. В современных государствах закон отражает ценности, присущие конкретному обществу или всему человечеству в целом, с помощью закона государство решает стоящие перед ним задачи. Однако закон оставался бы просто системой норм, если бы не целенаправленная деятельность человека, которая осуществляет эти нормы. Теория государства и права издавна известны четырьмя формами реализации закона: соблюдение, исполнение, использование и правоприменение. Среди форм реализации права правоохранительные органы являются косвенной формой и занимают особое место, что обусловлено признаками и особенностями, о которых пойдет речь ниже. Сама по себе концепция использования закона и правоприменительного процесса вызвала интерес у адвокатов в конце XIX века. Однако этот вопрос не был полностью разработан. Это касается и определения понятия правоприменения, а также количества его этапов, форм, разновидностей.
Ведущие российские ученые не оставили без внимания толкование применения закона. Однако, стремясь отразить суть одного и того же явления, каждый из авторов попытался отразить в своем определении наиболее важный аспект анализируемого явления.
Говоря о применении права в начале прошлого века, профессор Г.Ф. Шершеневич отметил, что это «не что иное, как подведение итогов конкретных внутренних отношений в рамках абстрактных норм права».
Аналогичным образом профессор относится к правоохранительным органам, добавив при этом, что «уполномоченные органы, используя свои особые полномочия, издают акты индивидуальной ценности на основе норм права, решая тем самым, по сути, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества».
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с применением права.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с применением права.
Глава 1 Общая характеристика применения права
1.1 Понятие применения права
Профессор А.Б. Венгеров под правоприменением также понимает властную правовую деятельность специально уполномоченных органов, добавляя, что целевым назначением такой деятельности выступает организация или обеспечение социальной упорядоченности [4].
А.А. Максуров определяет правоприменительную деятельность «как «способ государственного казуального воздействия на общественные отношения, при помощи которого в правовую систему общества вводятся индивидуальные правовые предписания» [5].
Для того, чтобы избежать споров относительно определения понятия правоприменения, многие современные авторы вообще избегают его формулирования, а просто перечисляют характерные его особенности.
Очевидно, что существование разных подходов к определению применения права обусловлено тем, что понятийный аппарат до конца не сформирован, а в общей теории права есть такие понятия, как «осуществление права», «применение права», «правоприменение», «правоприменительная деятельность», «реализация права», «исполнение права», «соблюдение и использование права», которые могут использоваться как тождественные и все охватываться правоприменительным процессом.
Относительно разграничения этих понятий Н.Н. Вопленко высказал точку зрения, в соответствии с которой понятием «применение права» подчеркивается своеобразие рассматриваемой формы реализации права, в сравнении с иными формами его осуществления, а в понятии «правоприменительный процесс» находит отражение организационной стороны, определенная последовательность и основные моменты осуществления правоприменительной деятельности, раскрывается ее внутренняя динамика.
Глава 2 Характеристика правоприменительных актов
2.1 Виды правоприменительных актов
Правоприменительный или индивидуальный акт является официальным правовым актом, который содержит индивидуальную государственную волю, выданный компетентным органом в конкретном случае.
Правоприменительные акты представляют собой особый тип правовых актов со следующими характеристиками:
- правоприменительные акты носят государственно-властный характер и защищены принудительной силой государства. Любой, кто обращается к конкретным требованиям, содержащимся в действиях, должен соблюдать и выполнять их. При необходимости они могут быть реализованы принудительными средствами;
- акты применения закона носят индивидуальный характер. Это означает, что они адресованы определенным субъектам и определяют их права, обязанности и ответственность на основе конкретной жизненной ситуации. Принудительные действия определяют общие требования для физических лиц, регулируют единое соотношение и имеют единовременную силу;
- правоприменительные органы имеют установленную законом форму и точное название.
Они могут быть приняты в письменной форме (в виде независимого письменного документа или письменного разрешения по другому документу), устно (наложение штрафа на месте), через официальные символы (жесты регулятора и т. д.).
Акты применения закона подразделяются на определенные типы по различным причинам:
1) по форме внешнего выражения действия правоприменительных органов подразделяются на:
Акты-документы (приговоры, указы, решения, резолюции и т. д.);
Акты-действия (устно-словесные приказы главного и заключительного жеста милиционера).
Заключение
Воля государства, отраженная в правовых нормах, объективируется в деятельности правоохранительных органов, которые не имеют права ущемлять законные права и свободы граждан, так как сами служат осуществлению суверенитета народа.
Особенно важно осуществлять правоохранительную деятельность в строгом соответствии с определенными требованиями. Эти требования в юридической литературе также называются принципами. Необходимо отметить, что эти принципы свойственны не только правоохранительной деятельности специально уполномоченных органов, напротив, они присущи правоохранительной деятельности в любом демократическом правовом государстве и отражены в нормах законов и уставами. Основными из них являются: законность, обоснованность, целесообразность и справедливость. Можно с уверенностью сказать, что только при условии соблюдения вышеуказанных требований акт применения верховенства закона будет соответствовать духу и смыслу закона и адекватно представлять его на заключительном этапе правового регулирования - конкретно, фактически правоотношения Все эти требования неразрывно связаны, но каждое из них при любых обстоятельствах сохраняет свое самостоятельное значение.
Рассматривая различные подходы к пониманию применения закона, можно выделить основные аспекты деятельности правоприменительных органов и построить следующее общее определение: правоприменение это форма деятельности, которая является авторитетной деятельностью субъектов для осуществления административного воздействия на общественные отношения путем написания отдельных правовых норм и актов.
Раскрыв основные принципы применения закона, можно прийти к выводу, что существует пять наиболее важных характеристик, характеризующих деятельность правоприменительных органов.
1. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. – СПб., 1894.
2. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права. Тома III-IV / Г.Ф. Шершеневич. – Москва, издание Бр. Башмаковых, 1910.
3. Пиголкин, А.С. Общая теория права / А.С. Пиголкин. – СПб., 1995.
4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права (часть II). Теория права. Т. 2 / А.Б. Венгеров. – М., 1996.
5. Максуров, А.А. Технология принудительного исполнения актов юрисдикционных органов / А.А. Максуров. – М. : «ЭкООнис», 2014.
6. Гогин, А.А. Теория государства и права: учебник / под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. – М.: Проспект, 2016.
7. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016.
8. Попов, В.И. Развитие правопонимания в советской юридической науке и его значение для юридической практики: дис. … канд. юрид. Наук / В.И. Попов. – М., 2001.
9. Лазарев, В.В. Эффективность правоприменительных актов / В.В. Лазарев. – Казань, 1975.
10. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. – М.: БЕК, 1995. – С. 254.
11. Анишина, В.И. Решения российских судов в системе праворегулирования: некоторые проблемы теории и практики / В.И. Анишина // Государство и право. – 2007. – № 7. – С. 57.
12. Бабаев, В.К. Советское право как логическая система / В.К. Бабаев. – М., 1978.
13. Боннер, А.Т. Применение нормативных актов в гражданском процессе / А.Т. Боннер. – М.: Юридическая литература, 1980.
14. Дюрягин, И.Я. Право и управление / И.Я. Дюрягин. – М.: Юрид. лит., 1981.
15. Богомолов, А.С. О видах пробелов в праве / А.С. Богомолов, В.В. Лазарев, Ф.В. Константинов. – Правоведение. – 1969. – № 6. – С. 30.
16. Теория государства и права : учебник / В. В. Лазарев, С. В. Липень. —4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 634 с.
17. Леушин, В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений / В.И. Леушин. – Изд-во Краснояр. Ун-та, Красноярск, 1989. – 152 с.
18. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2008.
19. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: Издат. Группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – С. 489.
20. Решетов, Ю.С. Реализация норм права / Ю.С. Решетов. – Казань, 1989. – С. 102.