ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа инвалидов, в том числе и в детском возрасте. Эксперты ООН и ВОЗ придерживаются мнения, что около 10-15% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера, каждый десятый инвалид – ребенок или подросток. В развитых странах детей-инвалидов с детства около 2-3%. На сегодняшний момент представители указанной социальной группы составляют около 5% населения нашей страны.
В этой связи одной из важнейших задач социальной политики государства является полноценная социальная реабилитация и формирование достаточной социальной компетенции инвалидов всех категорий, особенно детей и людей, имеющих тяжелую форму инвалидности.
Несмотря на то, что в настоящее время государством предпринят ряд серьезных мероприятий по совершенствованию системы социальной помощи и социальной защиты для семей, воспитывающих детей-инвалидов, постоянные социально-экономические перемены не в полной мере способствуют улучшению данной категории. На наш взгляд, одним из важнейших факторов успешного решения данных проблем может стать совершенствование технологии социальной помощи во всех сферах жизни семей. Данная работа имеет ряд противоречий: с одной стороны – на законодательном уровне закреплены многие права и социальные гарантии, а с другой стороны – они либо фактически не реализованы, либо реализуются не эффективными методами [3].
Проблема поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, раскрывается в исследованиях Г. Першко (историко-педагогический аспект), Ж. Петрочко, Л. Смагиной (защиты, утверждения прав ребенка), О. Польовик (социальной адаптации), В. Церклевич (интеграции в образовательное пространство), М. Чайковского (развития инклюзивной среды), О. Арсентьевой, И. Евграфовой, Г. Сабитовой (стратегия, принципы и механизмы социально-педагогической поддержки семей и детей), Л. Олиференко, Т. Шульги, И. Дементьевой (социально-педагогической поддержки детей группы риска), О. Солодянкиной (семейного воспитания ребёнка с ограниченными возможностями), И. Гофман, Е. Ярской-Смирновой (характеристика нетипичности) и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1 Детская инвалидность, как социальная проблема
Проблема развития детей является центральным звеном таких наук, как психология, педагогика, медицина. В сочетании все эти науки дают полноценное понимание процесса психического развития и социализации детей с отклонениями в развитии.
Как отмечает в своей статье Н.А. Голиков [8; 9], инвалидность – это не только медицинский диагноз, но и социально-маскирующая категория. Процесс инвалидизации – это социально-психологический феномен. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее его влияние на состояние психического и социального, духовно-нравственного здоровья. Основные проблемы детей-инвалидов: несамостоятельность; затруднение процесса социализации; деформация психологической сферы, тотально препятствующая эффективному социальному функционированию и софункционированию с другими; критический уровень качества жизни, характеризующийся обвалом самооценки, отрицательным самоотношением, отсутствием самоуважения, негативизмом ко всему, что его окружает, негативными оценками настоящего и пессимистически беспросветными ожиданиями будущего.
Инвалидность в детском возрасте значительно ограничивает их жизнедеятельность, что, несомненно, приводит к социальной дезадаптации: происходит нарушение развития, роста, реорганизации поведения, невозможности самообслуживания, нарушение ориентации в пространстве и деятельности во всех жизненных сферах.
В своей статье Е.Ю. Коновалова, рассматривая социальную реабилитацию детей-инвалидов, указывает на то, что имеются существенные трудности в организации работы современной системы социальной помощи и социального обслуживания, особенно, на уровне образовательных услуг.
Особенностью социальной адаптации детей-инвалидов, по мнению автора, является то, что они требуют постоянной концентрации внимания, независимо от физических, психических и интеллектуальных способностей. Одновременно от общества требуется беспрекословное соблюдение прав данной категории населения, что, в конечном итоге, предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности [20].
2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (НА ПРИМЕРЕ УО «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ»)
2.1 Изучение социальных проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов
Поскольку мы рассматриваем особенности социальной помощи для семей, воспитывающих детей-инвалидов, нельзя не сказать о важности семейного воспитания. Семья для ребенка с ограниченными возможностями становится важным аспектом будущей социализации в обществе. Отметим, что с возрастом влияние семьи на ребенка несколько снижается, но не утрачивается полностью, несмотря на то, что уже сформированы некоторые личностные качества. Вместе с тем, на протяжении всей жизни семья, в которой воспитывается инвалид, осуществляет социализацию личности, помогает концентрировать усилия по физическому, нравственному и трудовому воспитанию. Если рассматривать конкретные функции семьи в воспитании детей-инвалидов, то можно выделить следующие аспекты:
− обеспечение преемственности традиций;
− осуществление гражданского и патриотического воспитания;
− определение в профессии.
Можно выделить факторы, которые способствуют грамотному воспитанию детей-инвалидов в условиях семьи:
− социально-демографические факторы (полнота семьи; наличие в семье других инвалидов);
− адаптационные (образовательные характеристики семьи; желание родителей организовывать образовательную среду);
− возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов;
− социально-средовые факторы.
Для изучения реабилитационного потенциала семьи и детей, которые в ней воспитываются, необходимо тщательное изучение взаимодействия семьи с социальной средой, а также учет биологических и психологических характеристик.
Выделяют следующие уровни реабилитационного потенциала: высокий, удовлетворительный и низкий. Оценка уровня проводится на основании выраженности показателей ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Восстановление утраченных ребенком-инвалидом связей с природой, с обществом, с самим собой через возвращение веры в себя, в свои силы и возможности, в способность самостоятельного преодоления проблемных ситуаций, возможно только с учетом налаженной работы специальных служб и семьи.
2. Социально-реабилитационная деятельность регламентируется рядом нормативно-правовых актов и рассматривается как целенаправленный процесс возвращения ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье, в продуктивную и полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также комплекса психотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие его как личности в пределах психофизических возможностей.
3. Рассматривая возможности УО «Гомельский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» для социальной реабилитации детей-инвалидов и их семей, мы можем говорить о том, что оно осуществляется через развитие способностей детей к самостоятельной социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации и общественной интеграции. В учреждении ребенок имеет возможность реализовать собственный потенциал в различных творческих мероприятиях, например, художественных выставках и презентациях.
1. Адамицкий, В. Работа с детьми, имеющими физические отклонения / В.А. Адамицкий // Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 36-38
2. Алейнік, Л.В. Роля сям'і ў сацыялізацыі дзіцяці (на прыкладзе аповесці А. Федарэнкі «Ціша») / Л. Алейнік // Полымя. – 2015. - №10. - С. 117-122.
3. Алексеенко, Т.Ф. Концептуализация социально-педагогической поддержки семей с детьми-инвалидами / Т.Ф. Алексеенко // Адукацыя і выхаванне. – 2014. - №12. - С. 67-73.
4. Ананьев, В.Л. Правовые проблемы социальной реабилитации инвалидов Республики Беларусь (на примере инвалидов по зрению) / Валерий Ананьев // Юстиция Беларуси. – 2016. - №7. - С. 22-26.
5. Анищенко, О.А. Выдвижение идеи социальной помощи детям и начало ее практического воплощения / О. А. Анищенко // Веснік адукацыі -Вестник образования. – 2012. - №7. - С. 39-46.
6. Арпентьева, М.Р. Инвалиды в обществе: инклюзия как взаимопомощь / М.Р. Арпентьева // Весці Беларускага дзяржаўнага педагагічнага універсітэта. Серыя 2, Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. – 2016. - №3. - С. 36-43.
7. Ватерс, Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: Сборник упражнений для специалистов и родителей/ М. Ланзинд, Э. Шонглер – Минск: Издательство БелАПДИ, 1997. – 18 с.
8. Голиков, Н.А. Отношение к детям-инвалидам: реалии и перспективы / Николай Алексеевич Голиков // Народное образование. – 2015. - №3. - С. 47-54.
9. Голиков, Н. Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Н. Голиков // Учитель. – 2006. – №1. – С. 22-24.
10. Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
11. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года 1224-XІІ О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.11.2010 г.)
12. Законе «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. №395-III (в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 №427-З).
13. Закон РБ о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов от 17 октября 1994 г. №3317-XІІ (по состоянию на 1 ноября 2007 года)
14. Змушко, А.М. Инклюзивное образование в системе образования Республики Беларусь / А.М. Змушко // Спецыяльная адукацыя. – 2014. - №5. - С. 9-19.
15. Змушко, А.М. Специальное образование в Республике Беларусь: от интеграции к инклюзии / А.М. Змушко // Кіраванне ў адукацыі. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2012. - №5. - С. 4-9.
16. Каленникова, Т.Г. Инклюзивное образование: содержание и перспективы развития / Т.Г. Каленникова // Веснік адукацыі / Вестник образования. – 2016. - №5. - С. 57-60.
17. Калягин, В.А. Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления / В.А. Калягин // Социальная политика и социальное партнерство. – 2016. - №9. - С. 5-9.
18. Карпова, Г.Г. Инвалиды и культурная политика: проблемы доступности / Г.Г. Карпова // Социологические исследования. – 2010. - №10. - С. 74-79
19. Козлова, С.В. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: (из опыта работы) / С.В. Козлова // Адукацыя і выхаванне. – 2015. - №8. - С. 70-73.
20. Коновалова, Е.Ю. Условия и механизмы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому / Е.Ю. Коновалова // Воспитание школьников. – 2012. - №9. - С. 17-21.
21. Лазарева, О. Об успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Лазарева // Дошкольное воспитание. – 2012. - №9. - С. 47-50.
22. Лушагина, И. Дети – инвалиды осваивают компьютерные профессии: Социальная адаптация и реабилитация – особо трудная и благородная задача / И. Лушагина // Народное образование. – 2002. – №9 – С. 231-233.
23. Любавина, Н.В. Инклюзивное и интегрированное обучение для детей с ограниченными возможностями: проблемы и условия эффективности / Н.В. Любавина // СОЦИС. – 2013. - №9. - С. 64-69.
24. Указ Президента РБ от 14 декабря 2007 г. №638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения».