ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие эмоциональной устойчивости в психологии
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
1.3. Суицидальное поведение подростков
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Основные этапы исследования
2.2. Ход исследования взаимосвязи эмоциональной устойчивости и суицидального поведения в подростковом возрасте
2.3. Выводы и рекомендации
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие в нашей стране негативные изменения в системе ценностей, напряженная и неустойчивая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении молодого поколения. Подростки в силу своих психологических особенностей наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам.
В связи с этим становится актуальным изучение эмоциональной устойчивости как фактора риска суицидального поведения подростков. Негативные тенденции в форме деформации моральных устоев, напряженности социальных отношений, конфликтных отношений с родителями приводят к единственному, по их мнению, выходу из сложившейся трудной ситуации, – суициду. Средним возрастов детей, совершающих попытки суицида, является период от 14 до 17 лет, когда отмечается наиболее неустойчивое психоэмоциональное состояние.
Недостаточное внимание к проблеме эмоционального благополучия в подростковом возрасте является фактором риска дезадаптации подростков. Возрастной кризис обусловливает в этом возрасте уязвимость психической организации подростка, которая характеризуется частой сменой настроений, повышенной тревожностью, легким возбуждением и возникновением страхов, неустойчивостью самооценки и т.д. Всё это является фактором временного ослабления устойчивости психоэмоционального здоровья в подростковом возрасте, снижает устойчивость психики подростков к воздействиям внешних факторов.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемой изучения суицидального поведения в подростковом возрасте занимались такие ученые как А.Г. Амбрумова, А.М. Волкова, Е.М. Вроно, Л.Я. Жезлова, Я.И. Гилинский, А.А. Колмаков, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, В.А. Скачкова, В.А. Тихоненко, Э. Дюркгейм, К. Меннингер, Н. Фарбероу, З. Фрейд, Э. Шнейдман и многие другие.
Проблема эмоциональной устойчивости является одной из наиболее сложных и актуальных в современной науке. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показывает, что мнения исследователей в определении понятия эмоциональной устойчивости носят разноречивый характер. Широкое распространение получили работы, в которых эмоциональная устойчивость рассматривается как характеристика эмоциональной сферы личности, устойчивость эмоций, эмоциональная
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие эмоциональной устойчивости в психологии
В настоящее время не существует общепринято определения понятия «эмоциональная устойчивость». Это обусловлено различным пониманием его содержания разными авторами, существующей путаницей в терминах, обозначающего его.
В психологии понятие эмоциональной устойчивости используется в одном ряду, часто отождествляется с такими понятиями как:
– «стрессоустойчивость» (О.А. Ахвердова, И.В. Боев);
– «психологическая устойчивость» (В.В. Аршинова, С.А. Шувалова);
– «психическая устойчивость» (М.Ф. Секач);
– «эмоционально-волевая устойчивость» (В.Ф. Власов, И.И. Рудской);
– «эмоциональная стабильность» (Г. Айзенк).
Это свидетельствует о том, что понятие эмоциональной устойчивости представляет собой сложный феномен.
Понятие устойчивости предполагает способность поддерживать работоспособность на оптимальном уровне и эффективность деятельности в напряженной ситуации; а также способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии на нее негативных факторов.
Комплексный подход к понятию эмоциональной устойчивости представлен в работе Н.И. Бережной, которая рассматривает стрессоустойчивость как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:
– психофизиологический (свойства, тип нервной системы);
– эмоциональный компонент – эмоциональный опыт личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;
– мотивационный (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость);
– волевой компонент, который предполагает сознательную саморегуляцию действий, приведения их согласно требованиям ситуации;
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Основные этапы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь между эмоциональной устойчивостью и суицидальным поведением в подростковом возрасте.
Объект исследования: суицидальное поведение и эмоциональная устойчивость подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоциональной устойчивости и суицидального поведения в подростковом возрасте.
Контингент испытуемых: подростки в возрасте 15-16 лет.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе осуществлялся подбор диагностических методик исследования, формирование выборки испытуемых.
На втором этапе было проведено исследование эмоциональной устойчивости и суицидального поведения у подростков посредством тестирования.
На третьем этапе была проведена математико-статистическая обработка данных, формулирование выводов.
Методы исследования:
– диагностические: методика «Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера (в адаптации Ханина); методика «Шкала депрессии» А. Бека;
– статистические: критерий линейной ранговой корреляции
r-Спирмена.
Гипотеза исследования: существует связь между эмоциональной устойчивостью и суицидальным поведением в подростковом возрасте.
База исследования: исследование проводилось на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Минска».
Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 37 человек в возрасте 14-16 лет (из них в возрасте 14 лет – 5 человек; в возрасте 15 лет – 14 человек; в возрасте 16 лет – 18 человек). Все испытуемые являлись учащимися 9-11 классов. Из 37 испытуемых: мальчиков – 17, девочек – 20.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что на сегодняшний день в психологической науке не существует общепринятого понимания понятие «эмоциональная устойчивость». Эмоциональная устойчивость – это устойчивость эмоций, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, способность сохранять оптимальное психическое состояние в сложных условиях. Эмоциональная устойчивость – это качество личности, которое представлено совокупностью эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных аспектов личности. Эмоциональная устойчивость предполагает наличие напряженных условий, которые сказываются на адекватном функционировании эмоциональной сферы человека. Особое место при анализе эмоциональной устойчивости исследователями отдается подростковому возрасту.
Психологическими особенностями подросткового возраста является развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. Подросток стремиться к самоутверждению своей самостоятельности и индивидуальности через трудности во взаимоотношениях со взрослыми, негативизм, упрямство, протест против диктата взрослых. В подростковом возрасте отмечается склонность к интеллектуализации, к анализу и самоанализу, склонность к подростковой депрессии и суицидальному поведению. Подростков, в силу возрастных особенностей, часто относят к группе риска. Подростковый возраст – это период повышенной эмоциональности, проявляющейся через возбудимость, частую смену настроений, психоэмоциональную неустойчивость.
Суицидальное поведение – это внутренние и внешние формы психических актов, которые направляются представлениями о лишении себя жизни; включает суицид, суицидальные попытки, суицидальные мысли, представления, замыслы и намерения. Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности подростков в связи с переживанием внутреннего и внешнего конфликта. Подростки, склонные к суициду, характеризуются наличием внутренних переживаний: безнадежностью, депрессией, опустошенностью, беспомощностью, отсутствие временной перспективы, чувством неполноценности и незначимости, чувством одиночества и изоляции. В подростковом возрасте особенностями суицидального поведения является: не совсем адекватная оценка всех последствий своих действий, подражательный характер, мотивы суицидального поведения характеризуются несерьезностью, мимолетностью и незначительностью, связано с определенными видами девиантного поведения.
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Монография / Л.М. Аболин. – Казань: КазГУ 1987. – 262 с.
2. Абрумова, А.Г. Диагностика суицидального поведения / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. – М.: Просвещение, 1980. – 55 с.
3. Алимова, М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция / М.А. Алимова. – Бараул: БРМИУ, 2014. – 100 с.
4. Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
5. Валюте, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Валюте – М.: Смысл, 2000. – 420 с.
6. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии / Б.Х. Варданян. – М.: Просвещение, 1983. – 456 с.
7. Васильева, О.С. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты / О.С. Васильева, И.Е. Андрущенко // Журнал практического психолога. – 2000. – № 3. – С. 182-200.
8. Векшина, О.В. Гендернеы различия в проявлении эмоциональной устойчивости подростков / О.А. Векшина // Вестник ЧГПУ. – 2013. – № 12-2. – С. 115-119.
9. Волкова, А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей-суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. – № 2. – С. 12–14.
10. Грачева, А.В. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте / А.В. Грачева, А.А. Бажина // Территория науки. – 2016. – № 4. – С. 51-55.
11. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельный подход) / Л.Г. Дикая. – М.: Ин-т психологии РАН, 2003. – 318 с.
12. Емельяненко, А.А. Эмоциональная устойчивость как фактор успешности учебной деятельности курсантов военных вузов: гендерный аспект / А.А. Емельяненко // Вестник ТГУ. – 2012. – № 12 (116). – С. 128-132.
13. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243–246.
14. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Новосибирск, 1990. – 295 с.
15. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
16. Масагутов, Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков / Р.М. Масагутов // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 35-43.
17. Пичиков, А.А. Половые различия суицидального поведения подростков: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.01.05 / А.А. Пичиков. – СПб., 2015. – 18 с.
18. Руженкова, В.В. Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте / В.В. Руженкова, В.А. Руженков // Научные ведомости БелГУ. – 2011. – № 22 (117). – С. 124-128.
19. Скачкова, В.А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста / В.А. Скачкова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 1-5.
20. Турдиматова, И.Г. Факторы суицидального поведения / И.Г. Турдиматова // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – № 9-10. – С. 74-85.
21. Шнейдман, Э. С. Душа самоубийцы / Э. Шнейдман. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.