ВВЕДЕНИЕ
Права человека – одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, эстетической мысли. В современном понимании права человека – это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, то есть возможность совершать действия, не запрещенные законом. Права человека принадлежат каждому члену общества, и составляет одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию. Институт прав человека представляет собой совокупность принципов, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества. Отсюда особое юридическое качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство не могут ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав человека. Современный этап конституционного развития Республики Беларусь характеризуется переменами, происходящими в жизни общества и государства. Одной из наиболее значимых идей современности является обеспечение прав и свобод личности как естественного, неотъемлемого и соответствующего человеческой природе свойства каждого индивида. Действующее законодательство Республики Беларусь создало легитимную основу государственности, построенную на демократических принципах, заложил новую систему отношений между государством и личностью. Большое значение придается основным правам и свободам человека и гражданина, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. К таким правам относится и право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Личные конституционные права и свободы граждан являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют степень цивилизованности общества и государства. В числе личных конституционных прав, принадлежащих человеку, одно из ведущих мест занимает право на свободу и личную неприкосновенность, которое вместе с другими естественными правами составляет основу конституционного статуса личности и образует важнейший принцип осуществления всякой государственной деятельности.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
Проблема статуса личности издавна привлекает внимание многих ученых и остается актуальной в современных условиях, так как здесь идет речь о человеке, его положении в обществе и государстве. Тем не менее, несмотря на, казалось бы, основательную проработку темы, некоторые вопросы все еще понимаются авторами не вполне однозначно, что затрудняет их восприятие читателем. Как в научной, так и в учебной юридической литературе существуют различные подходы и имеются мнения по вопросам понятия правового статуса, его структурных элементов, принципов. Рассматривая обозначенную тему, необходимо иметь в виду, что в юридической литературе и законодательстве наряду с понятием «личность» применяются и близкие ему по содержанию понятия «человек» и «гражданин». Тем не менее, все они имеют разное значение, то есть являются нетождественными и их следует разграничивать. В понятии «человек» отражается его естественная природа как индивида с присущими ему физиологическими свойствами, так и представителя живого мира с его материальными, духовными и иными потребностями. Иными словами, понятие «человек» характеризует его с биологической стороны. Понятие «личность» раскрывает социальную сторону человека как обладающего способностями пользоваться предоставленными ему правами и свободами, а также исполнять обязанности перед другими участниками правоотношений, в том числе перед обществом и государством в целом. Следовательно «личность» должна обладать праводееспособностью, что не всегда присуще «гражданину» (например, при признании его судом недееспособным вследствие психического заболевания). При этом следует отметить, что категории «личность» характерно и второе значение, связанное с индивидуальностью, неповторимостью, внутренним достоинством, местом и ролью в обществе и государстве. Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны как имеющего устойчивую правовую связь с конкретным государством (государствами – при наличии многогражданства). Рассматривая дифференциацию указанных понятий, необходимо отметить, что ей в значительной степени присуща определенная условность. Например, понятие «личность» всегда согласуется с понятиями «человек» и «гражданин». В то же время и последние могут отождествляться с «личностью». Таким образом, следует согласиться с мнением С. А. Авакьяна, отмечающего, что в конституционно-правовом смысле понятие «личность» шире понятия «человек» и «гражданин» и охватывает оба последних [1, с. 498]. Таким образом, термин «личность» из числа рассмотренных наиболее приемлемо. В пользу подобного подхода свидетельствует и тот факт, что термин «личность» имеет конституционное закрепление и применен в названии второго раздела Основного Закона Республики Беларусь.
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ
Личные, либо гражданские, права направлены на обеспечение свободы человека, в первую очередь от незаконных посягательств в ее личную жизнь. Данные права в юридической науке принято рассматривать как абсолютные, неотъемлемые, прирожденные права. Основным назначением личных прав человека является обеспечение приоритета индивидуальных возможностей каждого человека. Личные права и свободы человека закреплены в Основном законе Республики Беларусь. Рассмотрим данные права и свободы более подробно. Каждый имеет право на жизнь. Государство предпринимает все возможные меры для защиты жизни человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Данное право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека как неотъемлемое право человека. Статья 24 Конституции воспроизводит основные положения статьи 3 Всеобщей декларации прав человека. В статье указывается: «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» [12]. Это право провозглашается большинством конституций современных государств. Говоря о такой мере наказания как смертна казнь, отметим, что проведенный в 1996 году Республике Беларусь референдум показал, что более 80 процентов граждан являются сторонниками сохранения в нашем государстве смертной казни, что не позволило белорусскому государству отойти от жестокой карательной политики. Конечно же, такое наказание как смертная казнь противоречит норме Конституции о праве каждого на жизнь, так как две данные нормы, объединенные в одной статье Основного закона, являются абсолютно противоречащими друг другу. Многие ученые-правоведы уже не раз указывали государству на данное противоречие. Закрепление данной меры наказания должно предполагать под собой устрашение совершения преступниками противоправных деяний под страхом применения к ним такого тяжкого наказания. Однако практика свидетельствует о том, что с каждым годом в Беларуси возрастает число применения данной исключительной меры наказания. Данная проблема затрагивается уже достаточно давно. Э. А. Саркисова в 2002 году привела статистику применения смертной казни за период с 1985 года по 2001 год. Так, в 1985 году было 174 случая применения смертной казни, а в 2001 году количество таких случаях составило 474 случая.
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
Эффективность государственной защиты прав личности во многом определяется тем, насколько совершенны средства, способы, формы и процедуры защиты. Они не являются неизменными, а совершенствуются, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни общества и в целом составляют единый механизм, обладающий признаками социальной системы. Понятие «механизм» ученые обычно связывают с внутренним устройством системы, совокупностью состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление [27, с. 262]. Иначе говоря, механизм – это совокупность взаимосвязанных друг с другом элементов, составляющих определенную систему, находящуюся в движении. Как отмечает А. С. Мордовец: «механизм есть способ функционирования, система средств взаимодействия» [28, с. 92-93]. Такой подход представляется оправданным, поскольку позволяет охватить все явления государственной защиты прав граждан, представить их в динамике, раскрыть структуру, выяснить соотношение и взаимосвязь элементов, определить эффективность действий каждого из них. Государственный механизм защиты прав личности является самостоятельной социальной системой с множеством связей как внешних, так и внутренних, что подразумевает его зависимость от самых различных политических, экономических, социальных факторов. Это комплексная система, которая включает в себя множество более мелких подсистем (государственно-правовые институты, процедуры и т.д.). В своем взаимодействии они обеспечивают гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Данный механизм представляет собой целостное образование, которое включает согласованные по сфере воздействия подсистемы более частного порядка и может восприниматься как с точки зрения узкого, так и широкого подходов. В узком смысле под исследуемым механизмом следует понимать функционирование конкретных государственных органов, приоритетной задачей которых является защита прав личности. На сегодняшний день здесь можно указать правозащитную деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, систему нижестоящих судов, Прокуратуры Республики Беларусь, ОВД, и другие. С точки зрения широкого подхода, государственный механизм защиты прав личности воспринимается как система, которая включает не только государственные органы, но и организационно-правовые средства. Последние в исследуемом механизме играют роль подсистемы, при условии, что государственный механизм защиты прав личности рассматривается в качестве института защиты прав человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовой статус представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов человека и гражданина, которые признаются и гарантируются государством. Личные права и свободы граждан являются наиболее фундаментальными. Они отнесены к категории неотъемлемых прав человека и гражданина. Политические права граждан Республики Беларусь закреплены в статьях 34-40 Конституции Республики Беларусь. Данная группа прав непосредственно связана с гражданством. Конституционные обязанности, как права и свободы человека являются таким же неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса личности, наряду с ними концентрируя важнейшие конституционные ценности белорусского государства верховенство права, ценность человека его прав и свобод, стремление к сохранению духовно-культурного наследия, здоровой окружающей среды, государственного суверенитета. В силу уровня своего особого нормативного закрепления конституционные обязанности обладают рядом квалификационных характеристик, обособляющих их от иных юридически закрепленных обязанностей человека. Широкий характер конституционных обязанностей предопределяет не только их юридическое, но и нравственное содержание. В силу важности реализации таких обязанностей особая роль должна отводиться не только обеспечению их юридическими механизмами, но и повышению общей и правовой культуры общества. Вместе с тем следует признать, что при безусловном принятии принципа прямого действия конституционных норм, а соответственно, и прав, свобод и обязанностей их отраслевая конкретизация выступает важной гарантией реализации норм данного института. Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией». Основные гарантии государства на свободу личности и личной неприкосновенности граждан закреплены в Конституции, которые подразумевают под собой: свобода, неприкосновенность и достоинство личности; неприкосновенность жилища; свобода передвижения и выбор места жительства; право на определение отношения к религии; свобода мнений и убеждений; право на национальную принадлежность, пользование родным языком; право на судебную защиту; право на юридическую помощь; право на защиту международных организаций.
1. Авакьян, С. А. Конституционное право России : учеб. курс : в 2 т. / С. А. Авакьян. – М. : Юристъ, 2005. – Т. 1. – 719 с.
2. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Веремеенко, В. М. Конституционное право : учеб. пособие / В. М. Веремеенко, М. Д. Веремеенко. – Минск : Изд-во Грецова, 2014. – 488 с.
4. Алексеев, С. С. Теория государства и права / С. С. Алексеев, С. И. Архипов. – М. : Норма, 2005. – 496 с.
5. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие / А. В. Малько. – М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 352 с.
6. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский ; под общ. ред. А. Ф. Вишневского. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Тесей, 1999. – 560 с.
7. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
8. Петров, А. П. Конституционное право : учеб. пособие / А. П. Петров. – Минск : Амалфея, 2011. – 688 с.
9. Кодавбович, В.А . Конституционное право Республики Беларусь / В. А. Кодавбович, В. А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2007. – 528 с.
10. Подупейко, А. А. Конституционное право Республики Беларусь : курс лекций / А. А. Подупейко. – Минск : Акад. МВД, 2008. – 256 с.
11. Кивель, В. Н. Понятие правового статуса личности : вопросы теории / В. Н. Кивель // Вестник БГУ. – Серия 3. – 2014. – № 1. – С. 57-61.
12. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Минск, 2019. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
13 Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
14. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 20 сент. 2009 г., № 49-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Васильева, Л. А. Институт гражданства в Республике Беларусь : вопросы реализации / Л. А. Васильева, В. Е. Шунтов. – Минск : Тесей, 2004. – 96 с.
18. О гражданстве Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
19. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц : Указ Президента Респ. Беларусь, 15 окт. 2007 г., № 498 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. Об обращениях граждан и юридических лиц : Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21. О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц : Постановление Совета Мин. Респ. Беларусь, 23 июля 2012 г., № 667 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. Аристотель Политика / Аристотель ; пер. с греч.: С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова. – М. : АСТ, 2002. – 393 с.
23. Об общественных объединениях : Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-XІІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
24. О политических партиях : Закон Респ. Беларусь, 5 окт. 1994 г., № 3266-XІІІ // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
25. О массовых мероприятиях в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 1997 г., № 114-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
26. Мороз, Е. Н. Понятие прав человека с точки зрения нормативно-ценностного подхода / Е. Н. Мороз // Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – № 2. – С. 23-27.
27. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – Т. 2. К-О. – 736 с.
28. Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / под ред. Матузова Н. И. ; М-во внут. Дел РФ. Сарат. Высш. Шк. – Саратов, 1996. – 287 с.
29. Лопатин, В. Н. Проблемы реализации права человека по защите своих прав и свобод в современной России / В. Н. Лопатин // Право и права человека в условиях глобализации. – М., 2006. – С. 104.
30. Уваров, А. А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина / А. А. Уваров // Гос. и право. – 2005. – № 7. – С. 82.
31. Саидов, А. Х. Международное право прав человека / А. Х. Саидов. – М., 2002. – 208 с.
32. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 2. Кн. 1. «Наши задачи»: Статьи 1948-1950гг. / И. А. Ильин ; [сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы]. – М. : Русская книга, 1993. – 493с.
33. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.