Введение
Право связано с государством – важнейшим институтом (органом) политики. Государство и право развиваются вместе и не могут быть свободными друг от друга. Государство проводит свою внутреннюю и внешнюю политику с помощью права. Все функции государства, которые выполняются с помощью права, являются политическими.
Исторически право возникло гораздо раньше политических явлений. Изначально человек осуществляет свои права на жизнь, свободу, собственность на инстинктивном уровне, чтобы развиваться и совершенствоваться, и начинает это делать сознательно. Под политикой издавна понималось искусство управления людьми в цивилизованном обществе, участие классов, социальных групп и их организаций в управлении государством, в делах государства.
Политика определенно связана с правом: акты регулируют основные политические нормы и правила, устанавливают пределы и полномочия деятельности правительственных структур и оппозиции.
Но с точки зрения самостоятельности существования, формирование политики и права подчинено влиянию множества социальных и общественных факторов и не может зависеть лишь от взаимного воздействия друг на друга.
Общее между политикой и правом заключается в том, что это регулирующие, взаимозависимые системы общества. Их взаимосвязи характеризуются различными способами регулирования общественного порядка и технологиями применения государственной власти. Поэтому различия между ними заключаются в том, что они представляют собой разные системы регулирования.
Известный голландский юрист Г. Гроции считал, что «предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза».
Политика характеризуется защитой интересов различных социальных групп. Государство в свою очередь заинтересовано в укреплении позиций группы, контролирующей власть, предполагая использование для этого всех имеющихся у него ресурсов. Система нормативного регулирования изначально ориентирована на регулирование всего социального пространства в целом, без выделения приоритетов группы.
Актуальность данной темы, заключается в том, что добившись соединения регулятивных возможностей политики и права, государственная власть сможет сформировать законодательную базу, закрепляющую основные цели и ценности политически лидирующих групп, приобретет необходимую стабильность, ограждая общество от крайностей политической конкуренции.
Глава 1 Понятие и сущность права
Право – это наиболее уникальная социальная ценность, высокоэффективный и целесообразный общесоциальный регулятор общественных отношений. Благодаря ему действиям людей придается организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. В цивилизованном обществе только право может обеспечить организованность общественной жизни, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность государственного управления [1, с. 147].
Вопрос о том, что такое право, в чем состоит его сущность, всегда рассматривается в юридической науке в качестве основного. Однако со временем понятие права менялось. Так, к примеру, Аристотель понимал право как это политическую справедливость, средневековые ученые под правом понимали божественное установление, Ж. Ж. Руссо определил право как общую волю. Л. Петражицкий под правом понимал веление, приказ государства и тому подобное [2, с. 69].
По духу и значению право ближе всего к понятиям «правда» и «справедливость».
Современная юридическая наука понятие «право» употребляет в различных значениях.
Во-первых, право есть социально-правовые притязания людей (например, право человека на жизнь). Такие притязания обусловлены непосредственно природой человека и общества и являются естественными правами.
Во-вторых, право – это система юридических норм. С такого ракурса право есть право в объективном смысле, нормы права создаются и действуют независимо от конкретных лиц.
В-третьих, правом обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. В данном случае право рассматривается в субъективном смысле.
В-четвертых, понятие права зачастую используется для обозначения системы всех правовых явлений, которое включает естественное право, право в объективном и субъективном смысле.
Термин «право» также употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, которые возникают на основании обычаев, и так потом.
А. С. Пиголкин рассматривал право как особый вид социальных норм поведения, а также взаимосвязанных с ним прав и обязанностей участников социального общения и представлений общества о таких нормах, правах и обязанностях [3, с. 83].
Термин «принцип» (от лат. principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cuiuque rei) [11, с. 222].
В принципах выражается сущность права, его содержание и назначение в обществе. Они выражают закономерности права и имеют вид общих норм, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Нормы либо закреплены в законе, либо выводятся из смысла закона. Поскольку общество развивается и совершенствуется, происходит и совершенствование права [12, с. 70].
По мнению С. А. Боголюбова, принципы объединяют в себе основные положения и подходы к решению вопроса, мероприятию, к содержанию, концепции, целям и задачам его.
Принципы в науке играют огромную роль, поскольку, будучи закреплены в законах, становятся «законными», «законодательными», обязательными. Принципы – это «каркас», на котором строится все «здание» права и осуществляется вся многогранная деятельность в области экологических отношений [13, с. 33].
Наиболее широко понятие «принципы права» раскрыто в работе М. М. Бринчука [14].
Он отмечает, что «принципы права – это основополагающие, исходные положения, обусловливающие и определяющие юридически значимые подходы к регулированию общественных отношений, содержание воздействия права на эти отношения и выступающие критериями его научно обоснованного формирования и осуществления при реализации полномочий субъектами права. Принципы права выражают и характеризуют самые главные черты права как регулятора общественных отношений, являются стержнем, который объединяет нормы права и который придает определенную заданность правотворческим и правоприменительным органам.
Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.
Глава 3 Соотношение права и политики
Проблема соотношения политики и права носит непростой характер. В решении этой проблемы допускались и допускаются разного рода перекосы и крайности. Можно выделить две противоположные точки зрения.
Этатизм – одна из концепций, которая господствовала в нашей стране на протяжении десятилетий. Право в этом случае рассматривалось как «атрибут, инструмент, орудие, рычаг власти, способ юридического оформления партийно-политических решений… Незыблемым был тезис о примате политики над правом, власти над законом». Обществу внушалась идея о второстепенной и нерешающей роли права. Главное – это экономика, политика, идеология, а право чаще всего воспринималось как приказ «начальства», указание политических вождей, предписание сверху.
Другой крайностью является констатация того, что право абсолютно свободно от политики. Однако аполитичность права – это иллюзия. Право – одно из самых политизированных явлений. По мнению А. И. Экимова, только «неискушенные в политике люди думают, что существует некая чистая правовая истина, независимая от политических интересов».
Политика и право – категории, имеющие исключительно социальный характер. Они порождены, функционируют и эволюционируют в соответствии с законами развития общества. Таким образом, для того чтобы определить соотношение политики и права, необходимо разобраться с тем, что представляет собой общество.
Существуют две основные концепции общества – атомистическая и органистическая. Первая сводит общество к простой совокупности отдельных индивидов, которые по своему усмотрению создают все коллективные институты. Вторая концепция определяет общество как структуру безличных отношений между социальными статусами.
И. Л. Честнов предлагает решить эту антиномию на основе использования диалогической методологии, то есть он определяет «общество (и все его стороны, моменты) как систему связей между социальными статусами, воспроизводящимися конкретными действиями персонифицированных людей» [22, с. 9].
Политика и право – общественные явления, они есть стороны, части общества. При этом понять политику и право вне общественно-исторического контекста невозможно.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели понятие и сущность права, принципы права, а также соотношение права и политики.
Из всего вышесказанного нам хотелось бы сделать следующие выводы.
Право – это наиболее уникальная социальная ценность, высокоэффективный и целесообразный общесоциальный регулятор общественных отношений. Благодаря ему действиям людей придается организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность.
При определении сущности права выделяют два основных подхода: классовый и общесоциальный. Кроме этих подходы выделяют и другие – религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права. В сущности права в связи с теми или иными историческими условиями первостепенным может быть любое из перечисленных начал.
Принципы права представляют собой общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, для которых свойственна универсальность, общая значимость, высшая императивность, которые определяют содержание правового регулирования и выступают критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений.
Принципы права могут быть классифицированы по различным основаниям. Основная их классификация состоит в делении их на общие, отраслевые и межотраслевые. Функции принципов права также могут быть разделены на виды, основные их них: регулятивная, систематизирующая, правотворческая, интегративная.
Политика – сложное многоаспектное явление, которое представляет собой часть (сторону, элемент) общества и включает в себя политические субъекты, политические общественные отношения, политические институты, политические нормы, политическую культуру, политическое сознание, политическую деятельность и так далее.
Политика находится и развивается в правовом русле, осуществляется правовыми средствами, отвечает идеалам права, то есть и по своей форме и по содержанию является правовой, то вполне возможно сосуществование политики и права, как союзников, тесно взаимодействующих между собой, помогающим друг другу в достижении общих социальных целей. Право, в свою очередь, тоже может оказывать благотворное влияние на политику, ее формирование и осуществление путем ее ограничения рамками единого общероссийского правового пространства.
Следовательно, сущность проблемы заключается в том, чтобы всякий раз уметь находить разумный, выверенный баланс в сочетании политики и права ради достижения общих социальных целей. А такими основными целями являются: нормальное функционирование общества, мирная и достойная жизнь людей, уважение и защита прав человека, свободное развитие личности. В достижении этих целей политика и право должны дополнять друг друга. Понятная социуму политика, тщательно подготовленные законы, справедливое право и активное поведение гражданина – вот те необходимые слагаемые, которые в диалектическом единстве могут обеспечить необходимый результат во взаимодействии политики и права.
1. Василевич, Г. А., и др. Общая теория государства и права : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Книжный Дом, 2006. – 320 с.
2. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства : учебник / В. В. Лазарев // 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
3. Пиголкин, А. С. Общая теория права : учебник для юридических вузов / А. С. Пиголкин // 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – 384 с.
4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров // 3-е изд. – М. : Юриспруденция, 2000. – 528 с.
5. Алексеев, С. С., Архипов, С. И. Теория государства и права / С. С. Алексеев, С. И. Архипов. – М. : Норма, 2005. – 496 с.
6. Вишневский, А. Ф., Кучинский, В. А. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский, В. А. Кучинский. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
7. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права : учебник / В. Н. Хропанюк. – М. : Издательство «Интерстиль», 2008. – 384 с.
8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Оникс, 2010. – 499 с.
9. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Юристъ, 2004. – 512 с.
10. Григорьева, И. В. Теория государства и права : учебное пособие / И. В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. – 304 с.
11. Бабаев, В. К. Теория государства и права : учебник / В. К. Бабаев. – М. : Юристъ, 2003. – 630 с.
12. Петренко, А. В. Теория государства и права : конспект лекций / А. В. Петренко. – М. : 2010. – 160 с.
13. Барак, А. Судейское усмотрение / А. Барак. – М., 1999. – 376 с.
14. Бринчук, М. М. Принципы экологического права : монография / М. М. Бринчук. – М. : Издво «Юрлитинформ», 2013.
15. Алексеев, С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. – М., 1989. – 410 с.
16. Синюков, Н. В. Принципы механизма регионального правотворчества / Н. В. Синюков // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики : межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 4. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2010. – С. 83-91.
17. Цыбулевская, О. И. Нравственные основания современного российского права : автореф. дис. … докт. юрид. наук. / О. И. Цыбулевская; Сарат. Гос. академ. права. – Саратов, 2004. – 58 с.
18. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права / Л. И. Спиридонов. – Спб. : Эктон, 2003. – 374 с.
19. Алебастрова, И. А. Конституционные принципы : проблемы юридической природы и эффективности реализации / И. А. Алебастрова // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 7. – C. 15-19.
20. Умнова (Конюхова), И. А., Алешкова, И. А. Применение Конституции Российской Федерации судами общей юрисдикции : актуальные вопросы теории и практики. – М., 2016. – 184 с.
21. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. Честнов, И. Л. Онтологический статус юриспруденции в современном мире / И. Л. Честнов // Место юриспруденции в системе общественных наук (Первые спиридоновские чтения) : труды теоретического семинара юридического факультета СПбИВЭСЭП. – СПб., 2000. – Вып. 3. – 71 с.
23. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит // Антология экономической классики. – М., 1993. – 570 с.
24. Чердянцев, А. Ф. Теория государства и права : Учебник для вузов / А. Ф. Чердянцев. – М. : Юрайт-М, 2002. – 432 с.
25. Ирхин, Ю. В., Зотов, В. Д., Зотова, Л. В. Политология : Учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. – М. : Юристъ, 2002. – 511 с.
26. Антанович, Н. А. Политика и право : проблемы взаимодействия в современном обществе // Новейшая история (1991-2006 гг.) : государство, общество, личность : материалы науч.-теорет. конф. / Нац. Акад. Наук Беларусии. – Минск, Белорус. Наука, 2006. – 702 с.
27. Гришнова, Е. Е. Политика и право : вектор взаимодействия / Е. Е. Гришнова // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 3.
28. Теория государства и права : Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 776 с.