Введение
Любая система для сохранения устойчивого состояния обязана конкретное образом быть отрегулирована. В случае неустойчивости внутренних сил системы и внешнего влияния она подвергается риску выхода из условия баланса и переходит к новой, измененной форме существования.
Общество людей как социальная система состоит из огромного количества людей, имеющих и общие сплачивающие связи, и отличающийся, иногда противоположные и разрушительные интересы, взгляды на жизнь, ценности, личные качества. И у этой системы, непрерывно находясь под влиянием внутренних и внешних сил, также есть потребность в механизмах, стабилизирующих его. Еще в древние времена первые группы людей начали самоорганизовываться, первоначально для выживания, и затем для развития в более сложных и гармоничных социальных структурах, разработав общие правила поведения для каждого участника. Социальные нормы хранились в обычаях и традициях, которые люди приспособили в результате взаимодействия друг с другом, и с миром. В процессе развития социальных систем их интеграции и осложнения, требовались новые формы и способы их организации и регулирования, которое были бы четкими для всех, являлись бы эффективными и соответствующими текущему состоянию. Чтобы заменить правила жизни, установленные в обычаях, в высокоразвитых культурах стали формироваться письменные правила поведения и взаимоотношения, которые начали обретать систематизированную структуру и стройную форму.
Изменения, происходящие в течение развития белорусского общества, стимулируют исследования в области государства и права. Такие социальные явления, как государство и право представляют объект пристального интереса с практической точки зрения. Они играют очень важную роль в жизни определенного человека и общества в целом. Правовые отношения в
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ
Правовые нормы - одна из наиболее молодых структур в системе социальных норм, которая стала возможной только с развитием института государства, так как, согласно одному из определений, правовыми нормами являются общеобязательные, установленные или санкционируемые и охраняемые государством правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством, документально оформленные и обеспеченные различными формами государственного воздействия и принуждения.
Здесь необходимо отметить, что такие формы не обязательно должны ограничиваться силовым принуждением. Однако на заре цивилизации, в период первоначального становления предгосударственных образований, норм права в современном их значении ещё не существовало, так как их место занимало (хотя и постепенно развиваясь) обычное право. Примерами тому служат многие древние правовые памятники.
Норма права приобретает своё общеобязательное значение не в силу принудительности, обеспеченности возможность государственного принуждения, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся, встречающиеся социальные процессы, причинно-следственные связи, образцы поведения. Норма права - это правило не только для единичного случая, но для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается её большая социальная ценность.
Право представляет собой сложную юридическую систему норм. Слова «норма» (Лат. norma) обозначает начало, величина, масштаб, образец.
Среди учёных - юристов нет единого понимания нормы права. По мнению В.К. Бабаева, «юридическая норма (норма права) – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно - властного предписания и
ГЛАВА 2
СТРУКТУРА ПРАВОВЫХ НОРМ
При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.
«Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. В совокупности все эти элементы могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление» [7, с. 245].
В классическом виде норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и права санкцию, которые и являются ее основными структурными элементами.
Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.
Санкция - это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Санкции - это не просто общие порицания нарушителей: как правило, они имеют форму мер ответственности (наказания, взыскания, возмещение ущерба и пр.).
Как отмечает С.С. Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличии от макроструктуры подразделение права на отрасли и институты
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Применение норм права - одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь [17, c. 42].
Путем применения норм права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:
а) организацию выполнения правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;
б) охрану и защиту права от нарушения.
На этом основании в литературе выделяются две формы применения норм права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения норм права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.
Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.
Заключение
Таким образом, из всего выше сказанного можно заключить, что, право – это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему общеобязательных формально - определённых правил поведения (юридических норм), установленных и/или санкционированных, а так же гарантированных государством, созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями, направленные на регулирование общественных отношений, определяющие меру свободы лица в обществе. Право объективно только тогда, когда не зависит от воли конкретных субъектов. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства.
Норма права является важной составляющей. Она выражает желание государства видеть определённое поведение от субъектов правоотношений. Именно поэтому в различные определения разных авторов схожи. А также возможность подобия признаков данной нормы, которые мы можем наблюдать в работах различных авторов, как нашего времени, так и глубокой древности.
В то время, когда государство регулирует общественные отношения, правовые нормы - это регулятор саморазвития общества. Благодаря правовым нормам право изучается с различных сторон. Таким образом, правовая норма - это элементарная единица права, конкретный образец (правило) поведения, которой присущи определённые признаки, а именно общеобязательное, обеспеченное в использовании принудительными средствами государства, направленное на регулирование общественных отношений, не персонифицированное, установленное или санкционированное государством и охраняемое правило поведения.
1. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в двух томах. Москва. 1981. том I. Общая теория права. В двух томах. Т. I – М.: Юрид. лит. 1981. – 361 с.
2. Алексеев С. С. Теория права. − М.: Издательство БЕК. 1995. — 320 с.
3. Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред.: Бабаев В.К. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. - 544 c.
4. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики / Баранов В.М.; Под ред.: Байтин М.И. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - 400 c.
5. Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе / Е.В. Бурлай. - Киев: Наукова думка, 1987. – 90 с.
6. Вишневский, А.Ф. Общая теория права и государства: учебник /А.Ф.
7. Вишневский, Н.А. Горбатов, В.А. Кучинский. - М.: Изд-во деловой и учебной лит-ры, 2004. - 640 с.
8. Горбаток, Н. А. Общая теория государства и права: ответы на экзаменационные вопросы: практическое пособие: [для курсантов, слушателей и студентов] / Н. А. Горбаток; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД. — Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. — 207 с.
9. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2004. – 48 с.
10. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. - М.: Юридическая литература, 1981. - 144 с.
11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
12 Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт.1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб.1998 г.: в ред. от 09.01.2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. Лучин, В. О. Конституционные нормы и правоотношения: Учеб.пособие для вузов / В. О. Лучин. – М.: Закон и право, 1997. – 159 с.
14 Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 19.06.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15 Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. от 26 окт. 2016 г // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Общая теория государства и права: учебник / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – Минск: Академия МВД, 2013. – 478 с.
17. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с.
18. Правоведение; Учебник для военных вызов / Под ред О. Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2015.- 464 с.
19. Лазарев В.В. Применение советского права / В.В. Лазарев. — Казань: Издательство КГУ, 1972. - 200 с.
20. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, — 776 с. 2003
21. Специфика конституционных норм и особенности их реализации [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Минск: Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY, 16 октября 2005. - Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/russianlaw/readme.php?subaction=showfull&id=1129476199&archive=1460291502&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 25.05.2017.
22. Актуальные проблемы права в современном обществе: материалы II ежегодной региональной научной конференции студентов, магистров и аспирантов, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации, 12 декабря 2013 года / отв. ред. А.В. Майоров. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 117 с.
23. Миносьянц Автор: Миносьянц Ю.В. Особенности реализации конституционных норм // Конституция и конституционная законность. Материалы V-й Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции / Ю.В. Миносьянц / Изд-во Владикавказ. ин-та управления. -2008 г. – С. 180-186