Введение
Глава 1 Теоретические основы изобразительной деятельности как средства развития зрительного восприятия у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью
1.1 Возможности использования изобразительной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками для развития зрительного восприятия
1.2 Особенности изображений объектов и явлений природы выполненных дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.
Глава 2 Практические аспекты занятий изобразительной деятельности у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью
2.1 Содержание деятельности на коррекционно-развивающих занятиях
2.2 Наглядные материалы и методические рекомендации по использованию изобразительной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Проблема изучения особенностей восприятия у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью является актуальной на сегодняшний день, так как с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение психических процессов детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью необходимо для определения правильного подхода к обучению и воспитанию этих детей.
Целенаправленная работа по развитию восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится на всех возрастных этапах, начиная с младшего дошкольного возраста, и выстраивается с учетом характера нарушения и потенциальных возможностей ребенка. Изучение и коррекция восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью очень важна, так как она оказывает влияние на будущую успешность обучения.
Проблемой изучения восприятия занимались такие известные ученые как А.Г. Маклаков, Т.Д. Марцинковская, Р.С. Немов и др.
Однако, проблема изучения особенностей восприятия детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью является недостаточно освещенной. На сегодняшний день остается открытым вопрос, касающийся определения психолого-педагогических условий развития восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, актуальность исследования основных характеристик восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлена недостаточной разработанностью как теоретических, так и практических аспектов проблемы.
Глава 1 Теоретические основы изобразительной деятельности как средства развития зрительного восприятия у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью.
1.1 Возможности использования изобразительной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками для развития зрительного восприятия.
Восприятие является одной из фундаментальных тем в психолого-педагогических исследованиях. В отечественной науке проблемами восприятия занимались такие известные ученые как: А.Г. Маклаков [17], Т.Д. Марцинковская [19], Р.С. Немов [21] и др.
Восприятие рассматривается А.Г. Маклаковым [17] как познавательный психический процесс, который обеспечивает целостное отражение предметов и событий, возникая при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. С позиций Т.Д. Марцинковской [19], восприятие выступает в качестве выделения наиболее характерных для предмета или ситуации качеств (информативных точек), составление на их базе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение данных образов – эталонов с предметами окружающего мира.
Восприятие всегда является совокупностью ощущений, а ощущение – составной частью восприятия. Но восприятие – не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания с характерными ей особенностями. Согласно А.Г. Маклакову [17], основным и главным условием возникновения восприятия является воздействия предметов и явлений внешнего мира на органы чувств, что не снижает значения активности субъекта.
По мнению Р.С. Немова [21], восприятие, в отличие от ощущений, не всегда является субъективно соотносимым с оформленной в виде предметов, вне существующей действительностью для субъекта. В результате восприятия образуется образ, который включает совокупность разного рода взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету или процессу. Восприятие некоторого объекта или явления предполагает совершение индивидом какой-либо встречной активности, направленной на его изучение, построение образа. При этом, образ, сформированный в результате процесса восприятия, обязательно предполагает одновременное взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них функционирует активнее, получает наиболее значимые признаки, указывающие на свойства воспринимаемого объекта, различают виды восприятия – зрительное, слуховое, осязательное [21].
Глава 2 Практические аспекты занятий изобразительной деятельности у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Содержание деятельности на коррекционно-развивающих занятиях.
Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.
Важную роль искусства в коррекционной работе отметили такие представители зарубежной педагогики, как Е. Сегуин, Дж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Экжанова, Т. С. Комарова и др. Эти исследователи изучили художественную активность детей, которая обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационную и ответственную сторону их продуктивной деятельности и способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики рук и общения.
Исследования в области художественной психологии и педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями развития познавать мир во всем его многообразии и посредством художественной деятельности учиться его трансформировать.
Коррекционные возможности зрительной деятельности по отношению к ребенку с нарушениями развития связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, генерирует новые творческие потребности и способы их удовлетворения, развивает познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности является реализацией социально-педагогической функции искусства.
Участие ребенка с интеллектуальной недостаточностью в совместной визуальной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, развивает возможности для взаимодействия в совместной деятельности, обеспечивает исправление нарушений.
Коррекционные и развивающие возможности зрительной деятельности связаны с предоставлением ребенку с интеллектуальной недостаточностью практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждении и познании своего «я».
Заключение.
Восприятие, в отличие от ощущений, не всегда является субъективно соотносимым с оформленной в виде предметов, вне существующей действительностью для субъекта. В результате восприятия образуется образ, который включает совокупность разного рода взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету или процессу. Восприятие некоторого объекта или явления предполагает совершение индивидом какой-либо встречной активности, направленной на его изучение, построение образа. При этом, образ, сформированный в результате процесса восприятия, обязательно предполагает одновременное взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них функционирует активнее, получает наиболее значимые признаки, указывающие на свойства воспринимаемого объекта, различают виды восприятия – зрительное, слуховое, осязательное.
В своем творчестве дошкольник проходит через следующие этапы:
I – накопление изначальных представлений. Во время приобретения социального опыта ребенок отделяет самое важное и изображает его. Нужно обучить детей выбирать тему рисунка, сюжет, объекты. Педагог организует экскурсии, занятия, игры, а также использует методы знакомства: наблюдение, рассказы.
II этап –возникновение замысла. При уточнении сюжета следует отталкиваться от замысла, который выбрал ребенком, и при необходимости в доброжелательной форме помочь ему в выделении главного героя, места действия, деталей, сюжета и пр.
III этап – реализация замысла. На данном этапе проводится отбор и применение художественных средств. В данном случае педагог оказывает помощь дошкольнику в поиске тех средств, в наибольшей степени соответствующие его способностям и замыслу.
IV этап – этап конечной оценки результатов и их обработки, при необходимости.
1. Бажин, К.С. Искусство и техническое творчество глазами молодых ученых: анализ результатов исследования / К.С. Бажин // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – №11. – С. 218-222.
2. Безруких, М. М. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет [Текст] / М. М. Безруких // Физиология человека. – 2009. – № 6. – С. 37-42.
3. Богомазова С.В., Особенности восприятия у глухих дошкольников / С.В. Богомазова, В.А. Дегальцева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 91-92.
4. Бубарева, Е.В. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте / Е.В. Бубарева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 2, № 6. – С. 137-140.
5. Горбатова, Е. В. Художественное развитие детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. В. Горбатова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2012. – 72 с.
6. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева // Академия – 1997. – 344 с.
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М, 1999. – 344 с.
8. Доскин, В.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации в современных условиях / В.А. Доскин // Проблемы младенчества: нейропсихолого – педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практ. конференции – 1999. – C. 130-131.
9. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью: Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: автореф. дис. доктора пед. Наук / Е.А. Екжанова. – 2003. – Москва, 2003. – 372 c.
10. Еременко, И.Г. Олигофренопедагогика / И.Г. Еременко // Издательского объединения Вища школа – 1995. – 416 с.
11. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. – Издательство «Институт практической психологии», 1998.
12. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 256 с.
13. Калачева, М.В. Значение работы по развитию слухового восприятия в познании окружающего мира глухими детьми / М.В. Калачева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2011. – № 6. – С. 120-124.
14. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. ––М. : БУК-МАСТЕР, 1993. – 191 с.
15. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
16. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. – СПб.: 2006. – 320 с.
17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб. : 2008. – 583 с.
18. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2006. – 400 с
19. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Смысл, 2009. – 258 с.
20. Махмутова, А. Д. Исследование особенностей социального функционирования школьников с недостатками слуха [Текст] / А. Д. Махмутова // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 133-138.
21. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2002. – Кн. 3. – 640 с.
22. Полякова, Е. М. Опыт работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения [Текст] / Е. М. Полякова // Дефектология. – 2014. – №4. – С. 16-19.
23. Программа «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» // Просвещение – 1991.
24. Прыскина, Е.А. Принцип «эстетичности форм» в художественном образовании в зарубежных школах середины XIX – начала XX веков // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» / Е.А. Прыскина. – 2015. – №5.
25. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития // (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Б.П.Пузанова // Издательский центр Академия – 2001. – 272 с.
26. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с.
27. Савенкова, Л. Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества / Л.Г. Савенкова // Педагогика. – 2006. – №5. – С. 17–23.
28. Статьев, С.И. Психофизическое развитие глухих детей младшего школьного возраста / С.И. Статьев // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2011. – № 2. – С. 115-117.