Введение
Глава 1. Задержание как мера уголовно-процессуального принуждения
1.1. Общая характеристика мер уголовно-процессуального принуждения
1.2. Понятие, значение и сущность задержания в уголовном процессе
Глава 2. Характеристика отдельных видов задержания в уголовном процессе
2.1. Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления
2.2. Задержание обвиняемого при предъявлении обвинения
2.3. Задержание обвиняемого на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс, до заключения его под стражу
Глава 3. Гарантии законности при производстве задержания
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что задержание представляет собой отдельную меру уголовно-процессуального принуждения, при этом оно также является своего рода начальной стадией привлечения лица, которое совершило уголовно-наказуемое правонарушение, к уголовной ответственности. Задержание является наиболее распространенной мерой принуждения. Связано это, в первую очередь, с тем, что на сегодняшний день в нашем государстве наблюдается постепенный спад преступности. Только за период с января по сентябрь 2017 г. в нашем государстве зарегистрировано всего 64 949 преступлений. В сравнении с аналогичным периодом 2016 г. их количество уменьшилось на 8,6 процентов. Наибольшее число преступлений совершается в Минской области (12 420 случаев), наименьшее – в Гродненской (6 327 случаев преступлений) [1].
Целью курсовой работы является исследование института задержания в уголовном процессе Республики Беларусь.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику мер уголовно-процессуального принуждения;
- охарактеризовать понятие, значение и сущность задержания в уголовном процессе;
- рассмотреть порядок и основания задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;
- охарактеризовать виды задержания;
- определить понятие и содержание гарантий законности задержания;
- рассмотреть порядок уведомления о задержании и освобождении задержанного;
- исследовать гарантии реализации прав и законных интересов задержанного.
Глава 1. Задержание как мера уголовно-процессуального принуждения
1.1. Общая характеристика мер уголовно-процессуального принуждения
Уголовно-процессуальное законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность и необходимость применения к лицам, которые подозреваются либо обвиняются в совершении преступлений, мер уголовно-процессуального принуждения. Посредством таких мер обеспечивается быстрое и эффективное раскрытие и расследование преступлений, что в конечном итоге должно обеспечить законность и укрепление правопорядка в государстве. Однако с другой стороны, применение таких мер влечет за собой вторжение в частные интересы посредством их ограничения либо лишения. Процессуальное принуждения представляет собой один из видов государственного принуждения, под которым в теории государства и права понимается психологическое, материальное, физическое воздействие уполномоченных органов и их должностных лиц на личность в целях заставить ее действовать в рамках воли властвующего субъекта, в интересах государства [3, с. 132].
Рассматривая непосредственно меру в целом, отметим, что под ней понимается единица измерения, продел проявления чего-либо, средство осуществления [4, с. 349]. Соответственно, мера принуждения – это предел применения принуждения как метода осуществления государственной власти в правовом регулировании определенных групп общественных отношений, то есть это определенное правовое средство принудительного воздействия на субъекты правоотношений.
Глава 2. Характеристика основных видов задержания в уголовном процессе
2.1. Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления
Ст. 108 УПК регламентировано задержание лица по непосредственно возникшему подозрению в совершении им преступления.
Это наиболее распространенный вид задержания, который применяется на «передней стороне борьбы с преступностью», по общему правилу, по «горячим следам», в связи с чем оно нередко обеспечивает получение достоверных доказательств. Суть такого рода задержания состоит в том, что задерживается лицо, которое подозревается в совершении преступления. При этом такое задержание вправе осуществить лишь уполномоченные органы уголовного преследования и лишь при наличии предусмотренного законом основания [8, ч. 1 ст. 108].
Как уже отмечалось, задержание подозреваемого может быть осуществлено лишь при наличии предусмотренных в законе оснований, а именно:
- если лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения [8];
- если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, которое непосредственно пострадало от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние либо захватят его в порядке, предусмотренном ст. 109 УПК [8]. В таком случае задержание является возможным, когда имеется именно очевидец преступления.
Глава 3. Гарантии законности при производстве задержания
В последние годы политика государства направлена на улучшение правового положения задержанного. Этому, в частности, способствует совокупность юридических гарантий.
Задержание должно осуществлять ровно таким образом, чтобы оно не нарушало прав человека и гражданина без законных на то оснований. Ст. 25 Конституции Республики Беларусь установлено, что «ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом» [18, ст. 25]. Иными словами, задержание должно быть основано на принципе законности.
Одна из самых важных юридических гарантий является правосудие, которое состоит в деятельности судов, которая направлена на рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных дел с целью всемерного укрепления законности. Органы внутренних дел – это составная часть механизма законности, они призваны обеспечивать защиту личности, безопасность общества и государства.
Следует отметить, что в 2016 году был проведен мониторинг общественного мнения о работе органов внутренних дел Республики Беларусь. В опросе приняло 39 тысяч человек, занятых в различных сферах деятельности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высоком уровне доверия к органам внутренних дел со стороны общества. Так, уровень доверия составил 65,2 процента.
Из 100 процентов опрошенных 79,9 процентов сказали об их удовлетворенности оперативностью реагирования нарядами милиции на поступающие по телефону «102» сообщения о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях [19].
Заключение
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы и предложения:
Меры уголовно-процессуального принуждения представляют собой предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, которые применяются уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами при наличии оснований и в установленном законодательством порядке в отношении отдельных участников уголовного процесса. Такие меры всегда либо ограничивают, либо вовсе лишают участника уголовного судопроизводства прав и свобод, однако осуществляется это исключительно на законных основаниях.
Задержание – это мера уголовно-процессуального принуждения, которая состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. Наиболее распространенным видом задержания является задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления. Для такого задержания требуется наличие предусмотренных в законе оснований.
Условиями задержания по непосредственно возникшему подозрению являются следующие: лицо попыталось скрыться с места преступления; оно не имеет постоянного места жительства либо проживает в другой местности; его личность не установлена.
1. Общая статистика за 2017 год [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=162163.
2. Юсупкадиева, С. Н. Проблемы применения мер уголовно-процессуального принуждения / С. Н. Юсупкадиева, А. К. Баширова // Соблюдение прав человека и гражданина в деятельности сотрудников органов внутренних дел : м-лы Всероссийской заочной конференции с международным участием. – Краснодар, 2014. – С. 250–253.
3. Корельский, В. М. Теория государства и права / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – М. : Норма, 2002. – 616 с.
4. Капинус, Н. И. Понятие и система мер уголовно-процессуального принуждения / Н. И. Капинус // Вестник академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2007. – № 1. – С. 46–53.
5. Пикалов, И. А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс) : учебное пособие / И. А. Пикалов. – М. : Норма, 2005. – 374 с.
6. Якимчукова, В. В. Меры уголовно-процессуального принуждения как меры превенции / В. В. Якимчукова // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб. ст. – 2002. – С. 78–80.
7. Уголовный процесс : учебник для бакалавриата юридических вузов / О. И. Андреева [и др.] ; под общ. ред. О. И. Андреевой. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 445 с.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 18 июля 2017 г. – Минск : Академия МВД, 2017. – 343 с.
9. Гриненко, А. В. Уголовный процесс : учебник / А. В. Гриненко. – 2-е изд., перераб. – М. : Норма, 2009. – 496 с.
10. Дадаев, Х. М. Уголовная ответственность за незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей : автореф. дисс… канд. юрид. наук / Х. М. Дадаев; Чеченский гос. ун-т. – Грозный, 2007. – 37 с.
11. Белоусов, О. И. Задержание подозреваемого в уголовном процессе Украины : монография / О. И. Белоусова, С. М. Смоков. – Киев : Одесский гос. ун-т им. И.И. Мечникова, 2009. – 112 с.
12. Кукреш, Л. И. Уголовный процесс. Общая часть : учебное пособие / Л. И. Кукреш. – Минск : Академия МВД, 2017. – 433 с.
13. Пурс, А. Г. Поиск решений терминологических проблем института задержания в уголовном процессе / А. Г. Пурс // Проблемы управления. – 2008. – № 3 (28). – С. 119–123.
14. Федоров, Г. Прикладные аспекты правовой природы и сущности задержания / Г. Федоров, А. Дроздов // Судовы веснiк. – 2008. – № 1. – С. 72–75.
15. Васильева, Е. Г. Меры уголовно-процессуального принуждения : монография / Е. Г. Васильева. – Уфа : Изд-во БашГУ, 2003. – 136 с.
16. Уголовный процесс : учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский [и др.] ; под общ. ред. А. В. Смирнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2008. – 704 с.
17. Шостак, М. А. Уголовный процесс : учебное пособие / М. А. Шостак. – Минск : Амалфея, 2006. – 559 с.
18. Уголовный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 18 июля 2017 г. – Минск : НЦПИ РБ, 2017. – 320 с.
19. Мытник, П. В. Уголовный процесс : судебные стадии : лекции / П. В. Мытник. – Минск : Тесей, 2001. – 288 с.
20. Модельный Уголовно-процессуальный кодекс государств-участников СНГ 1996 г. [Электронный ресурс] / Электронный фонд. – Минск, 2018. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901914840.
21. Луговец, Н. В. Задержание подозреваемого и иные меры процессуального принуждения : дис. канд. юрид. наук : 12.00.09 / Н. В. Луговец. – М. : Сарат. юрид. ин-т МВД РФ, 2003. – 203 с.
22. Сергеев, А. И. Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, по советскому уголовно-процессуальному закону / А. И. Сергеев. – Горький : ВШ МВД СССР, 1976. – 32 с.
23. Ольшевский, А. В. Задержание подозреваемого как комплексный правовой институт : дис. канд. юрид. наук : 12.00.09 / А. В. Ольшевский. – М., 2006. – 211 с.
24. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2011. – 48 с.
25. Люди знают, кому доверяют [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа : http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=347033.
26. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г. : одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г. : текст Кодекса по состоянию на 24 октября 2016 г. – Минск : Академия МВД, 2017. – 155 с.
27. Уголовно-процессуальный кодекс Украины [Электронный ресурс] / Pravo.ua. – 2017. – Минск, 2018. – Режим доступа : https://juristoff.com/resyrsi/kz/ugolovno-protsessualnyj-kodeks/5383-statya-213-soobshheniya-drugix-lic-o-zaderzhanii.