Введение
Глава 1 Общие положения о земельном участке
1.1 Понятие земельного участка
1.2 Правовое регулирование земельного участка в Республике Беларусь
Глава 2 Характеристика продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь
2.1 Порядок продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь
2.2 Особенности продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь
3.1 Проблемы продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что институт экологического права является одним из важнейших мест в системе современного экологического права Республики Беларусь. Формы правового регулирования и их совершенствование – необходимость, вызванная в том числе процессами, происходящими в современном мире, современной ситуации в экологии, складывающейся не только в Республике Беларусь, но и во всем мире. Ценность экологических прав проявляется в том, что они позволяют удовлетворить потребности человека, обеспечивая при этом эффективное и рациональное использование природных ресурсов. Представляя Закон об охране окружающей среды, который впервые в практике нашего государства определяет правовые рамки охраны окружающей среды, правила использования природных ресурсов, законодатель стремился установить некоторые принципы, общие для всех секторов природных ресурсов, с тем, чтобы обеспечить рациональное природопользование. Новая редакция Закона «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 года сохранила нормы о праве природопользования, поместив их в отдельную главу. В то же время многие аспекты природопользования регулируются природно-ресурсным законодательством, а Закон «Об охране окружаю-щей среды» содержит только базовые нормы. Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с продажей земельных участков.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с продажей земельных участков.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с продажей земельных участков.
Цель работы образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие земельного участка;
- проанализировать правовое регулирование земельного участка в Республике Беларусь;
- определить порядок продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь;
- проанализировать особенности продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь;
- определить проблемы продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь;
- проанализировать пути совершенствования продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Глава 1 Общие положения о земельном участке
1.1 Понятие земельного участка
Следует отметить, что легального определения земли в законодательстве на сегодняшний день не существует, что, безусловно, связано с многозначностью данного термина. Например, в экономическом плане под землей (англ. land) понимается «ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог; один из основных компонентов, факторов производства (другие компоненты: труд, капитал, природные ресурсы)». В сельском хозяйстве земля – главное средство производства, данное самой природой. Ее основное свойство, образующее потребительскую стоимость земли и обусловливающее функционирование ее одновременно в качестве средства и предмета труда, – плодородие, то есть способность обеспечивать растения теми питательными веществами, которые необходимы для их роста. В Конституции земля рассматривается как одна из разновидностей природных ресурсов, которая может находиться во всех формах собственности.
Более детальное описание понятия «земля» содержится в КоЗ, где первый принцип земельного законодательства связан с учетом значения земли как основы жизни и деятельности человека, вследствие чего земля рассматривается как:
1) природный объект – важнейшая составляющая часть природы;
2) природный ресурс – средство производства в сельском и лесном хозяйстве, а также основа осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории;
3) недвижимое имущество – объект права собственности и иных прав на землю.
Природные ресурсы – это «компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность». В литературе, под природными ресурсами понимаются «в широком смысле все при-родные блага, предназначенные для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей человека и общества; в узком – естественные источники удовлетворения материального производства» [11].
Глава 2 Характеристика продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь
2.1 Порядок продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь
Земельные участки можно приобрести на первичном (через аукцион) и вторичном рынке. Сделки, связанные с приобретением и отчуждением земельных участков, имеют ряд ограничений. Особенно это касается незастроенных участков. Для целей данного исследования целесообразно раз-делить земельный участок на два типа - встроенный и незастроенный. Земельные участки могут быть предметом договоров купли-продажи, обмена, дарения, аренды, аренды, ипотеки и наследования. Права на земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома: имущество, пожизненное наследуемое владение, аренда. Отчуждение незастроенного земельного участка, находящегося в частной собственности и предназначенного для строительства и (или) обслуживания капитальных зданий, возможно только в том случае, если та-кой участок приобретен на аукционе по продаже земельных участков в частную собственность. Более того, продажа незастроенной земли, приобретенной на аукционе с целью строительства и содержания жилого дома, возможна только один раз. У нового владельца такой возможности не будет.
Рассмотрим этот процесс более подробно. Таким образом, продавец выставляет земельный участок в форме публичного предложения на рынке. Он может сделать это самостоятельно, размещая предложения на специализированных сайтах, а также в периодических изданиях, но он может воспользоваться услугами организации по недвижимости. Покупатель также может искать интересующий его сайт самостоятельно или с помощью риэлтора. После того, как продавец и покупатель согласовали все ключевые вопросы, происходит процесс составления и подписания договора купли-продажи земельного участка. В соответствии с ГК, происходит процесс составления и подписания договора купли-продажи земельных участков сторонами в письменной форме. Право удостоверять договор купли-продажи земельного участка имеют нотариусы и регистраторы не-движимости. Передача прав собственности в соответствии с ГК подлежит обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок осуществляется в территориальной организации государственной регистрации и земельного кадастра по месту нахождения объекта.
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь
3.1 Проблемы продажи земельных участков гражданам Республики Беларусь
В соответствии с п. 2 ст. 246 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь) [3] и ч. 2 ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле 2008 г. (далее – Кодекс о земле) [2] имущество (земельный участок) может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Таким образом, для общей собственности на земельный участок характерны единство объекта (земельный участок, принадлежащий всем собственникам) и наличие нескольких субъектов (на общий земельный уча-сток). По общему правилу, общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законодательными актами допускается образование совместной собственности на это имущество (п. 3 ст. 246 ГК Республики Беларусь).
Каждый вид общей собственности имеет особенности правового регулирования, обусловленные взаимоотношениями между его участниками. Долевая собственность характеризуется тем, что каждому собственнику принадлежит определенная доля в праве собственности на общий земельный участок. Размеры этих долей могут быть различными, но независимо от этого каждый собственник пользуется равным объемом прав к общему земельному участку. Названная доля не выделяется в натуре (на местности). Она выражается в виде конкретных арифметических долей, определенных участниками или судом в самом праве на общий земельный уча-сток. Подчеркнем, что участники общей собственности имеют право не на долю в стоимости общего имущества или на долю в самом имуществе, а право на долю в самом праве собственности на общее имущество [4, с. 359].
Владение и пользование земельным участком, находящимся в доле-вой собственности, осуществляется по соглашению всех его участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом. В то же время участник долевой собственности имеет право получить во владение и пользование часть земельного участка, соразмерную его доле, без выделения ее на местности. При этом долевая собственность сохраняется, поскольку сохраняется общий объект (земельный участок).
Заключение
В юридической науке не выработан единый подход к определению понятия права природопользования.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что закон об управлении окружающей средой рассматривается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле закон об природопользовании представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области использования и охраны природных ресурсов. В субъективном смысле право на природу это совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта права природы при использовании и охране природных ресурсов. Большое практическое значение имеет классификация права на использование общего и специального пользования. Различие между общим и специальным пользованием возможно на основе разрешительного характера специального использования. Объем прав и обязанностей природопользователей определяется природным законодательством. В целом, стоит отметить, что разделение экологических прав на общие и частные необходимо для поддержания баланса интересов общества в экономической и экологической сферах. Конечно, разновидностей правонарушений в Республике Беларусь, в особенности в сфере природопользования действительно много, однако некоторые из них являются проблематичными как для науки, так и для законодателя, так как некоторые правонарушения являются довольно-таки серьезными и требуют даже криминализации, а некоторые совершаются по неосторожности и вообще не требуют привлечения к административной ответственности за них. Правонарушения в области природопользования в Республике Беларусь могут принимать самый различный вид и зависеть как от самого вида правонарушения, так и от тяжести совершенного деяния и иных критериев, так, в большинстве случаев, прекращение дел об административных правонарушениях по малозначительности не представляется возможным ввиду тяжести совершенного правонарушения, а также последствий, которые возникли ввиду совершения того или иного правонарушения в рассматриваемой сфере. Порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области природопользования действительно достаточно урегулирован в Республике Беларусь процессуальным законом. Немаловажным также является и процесс пресечения таких правонарушений, так как считается, что предупредить правонарушение проще, чем после устранять его последствия, особенно это касается правонарушений в области природопользования, так как экологическое состояние нашего государства является особой проблемой как для законодателя, так и для органов власти ввиду как катастрофы на Чернобыльской АЭС, так и иных происшествий, а также большого количества производств, загрязняющих атмосферу.
Таким образом, административные правонарушения против экологической безопасности и установленного порядка природопользования являются особыми для законодательства нашего государства, а также требуют особого рассмотрения, в том числе учета при вынесении решения иного законодательства в виде кодексов и законов.
1. Гражданский организации кодекс Республики Беларусь организации [Электронный ресурс] : 7 дек. организации 1998 г., № организации 218-З : принят организации Палатой представителей 28 организации окт. 1998 г. организации : одобр. фактически Советом Респ. особенно 19 ноя. 1998 особенно г. : в при том ред. Закона Респ. Беларусь от организации 09.01.2018 г. // организации ЭТАЛОН. Законодательство Республики организации Беларусь / Нац. центр правовой тогда информ. каждая Респ. Беларусь. каждая – Минск, 2019.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях организации [Электронный ресурс] : 21 апр. организации 2003 г., № организации 194-З : принят организации Палатой представителей 17 организации дек. 2002 г. организации : одобр. фактически Советом Респ. особенно 2 апр. 2003 особенно г. : в при том ред. За-кона Респ. Беларусь от организации 08.01.2018 г. // организации ЭТАЛОН. Законодательство Республики организации Беларусь / Нац. центр правовой тогда информ. каждая Респ. Беларусь. каждая – Минск, 2019.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях организации [Электронный ресурс] : 20 дек. организации 2006 г., № организации 194-З : принят организации Палатой представителей 17 организац09 нояб. 2006 г. организации : одобр. фактически Сове-том Респ. особенно 01 дек. 2006 особенно г. : в при том ред. Закона Респ. Беларусь от организации 08.01.2018 г. // организации ЭТАЛОН. Законодательство Республики организации Беларусь / Нац. центр правовой тогда информ. каждая Респ. Беларусь. каждая – Минск, 2019.
4. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 июля 2016 г. № 408-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г. № 1982-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2017 г. № 51-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой ин форм. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Административное право. Словарь-справочник / под ред. И.Л. Бачило, Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой. – М. : Институт государства и права. – 589 с.
7. Ананьев, Д.В. Административное право: Учебно-методическое пособие / Д.В. Ананьев, С.М. Забелов. – Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 365 с.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
9. Конин, Н.М. Административное право Российской Федерации / под ред. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2006 – 456 с.
10. Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов /А.Н.Крамник. – Мн.: Тесей, 2004. – 288 с.
11. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2002.
12. Кудрявцев, В.Н. Закон, поступок, ответственность / В.Н. Кудрявцев. – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 1986. – 228 с.
13. Кудрявцев, В.Н. Причины правонарушений / В.Н. Кудрявцев. – М.,1986. – 256 с.
14. Малеин, Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / Н.И. Малеин. – М.: Юристь, 1985. – 305 с.
15. Мурзилов, А. И. Преступление и административное правонарушение / А.И. Мурзилов. – М., 1985. – 258 с.
16. Оксамытный, В.В. Правомерное поведение личности / В.В. Оксамытный. – Киев, 1985. – 283 с.
17. Печеницын, В.А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел / В.А. Печеницын. – Хабаровск, 1988. – 416 с.
18. Пирогов, В. Ю. Критерии признания административного правонарушения малозначительным / В.Ю. Пирогов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2013. – №3. – С. 67-74
19. Россинский, Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2009. – 928 с.
20. Тархов, В.А. Гражданские права и ответственность / В.А. Тархов. – Уфа, 1996. – 222 с.