Введение
1. Теоретические аспекты изучения особенностей семейных конфликтов в подростковом возрасте
1.1 Понятие семейного конфликта в психологии
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Причины семейных конфликтов в подростковом возрасте
2. Эмпирическое исследование факторов семейных конфликтов в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования факторов семейных конфликтов в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы отмечается тенденция к установлению отчужденных и конфликтных отношений с родителями подростков и юношей, в основе которых лежит отсутствие взаимопонимании и эмоционального контакта между ними. Так называемые кризисные или конфликтные формы поведения возникают лишь при таких условиях воспитания, когда не учитываются изменившиеся требования детей к взаимоотношениям, когда нарушается соответствие между сложившимися и характерными для предыдущего этапа способами взаимоотношений со взрослыми и резвившимися в течение этого периода новыми возможностями детей.
Проблема семейных конфликтов в подростковом возрасте в настоящее время является актуальной. Детско-родительские отношения выстраиваются на фоне подросткового кризиса и психологических особенностей этого возраста. Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и поэтому наиболее конфликтный представляет собой критический возраст в развитии детско-родительских отношений. На этой возрастной стадии детско-родительские отношения перестраиваются на базе признания родителями самостоятельности и взрослости подростка в связи с трансформацией прежних отношений к самому себе и окружающим.
Подростки сталкиваются и с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Также, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость. Это все выступает в качесвте основного фактора семейных конфликтов в подростковом возрасте.
Изучением семейных конфликтов занимались такие ученые как Л.Г. Абатурова, Н.А. Коваль, С.Н. Куравская, М.С. Москаленко, Н.И. Олифирович, А.С. Пуговкина, В.А. Сысенко, В.М. Целуйко и др.
Психологические особенности подросткового возраста анализировали А.Ю. Ефремов, А.В. Колодина, Т.Д. Крико, В.К. Макаров, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.Г. Соколова, К.Д. Хломов, Э. Эриксон и др.
Однако, проблема изучения особенностей семейных конфликтов в подростковом возрасте остается недостаточно освещенной.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие семейного конфликта в психологии
В современной психологии под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [2, с. 27].
В зависимости от природы возникновения конфликты подразделяются на: социальные, организационные, семейные и личностные. Семейный конфликт – это столкновение противоположно направленных целей и тенденций между супругами [28, с. 184]. По определению Н.А. Лобана, семейные конфликты – это конфликты, возникающие между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям [10, с. 114].
Ситуация семейного конфликта рассматривается как ограниченный пространственными, временными, информационными рамками фрагмент жизненного процесса, представляющий собой совокупность противоречивых условий и обстоятельств, связанных со значимыми событиями семьи, несовместимыми личностными характеристиками и поведением действующих лиц, а также напряженными межличностными отношениями [21, с. 48].
В основе конфликтной ситуации лежит противоречие. Уровень и глубина противоречия позволяют определить степень или ступень развития конфликта, выявить круг проблем, которые служат источником возникновения конфликтов. Семья проходит в своем развитии ряд этапов, следовательно, можно предполагать, что переход с одного уровня развития на другой сопровождается появлением критических точек. Противоречия, возникающие в эти моменты в семье, определяют содержание конфликтов в данный период и относятся к группе противоречий развития. Для своего разрешения они требуют изменения основных базовых характеристик партнеров. Кроме названной группы, выделяют противоречия функционирования, разрешение которых не требует качественного изменения структуры личности каждого члена семьи. Они вносят вклад в поддержание равновесия и стабилизации семьи [27, с. 163].
Ситуация семейного конфликта характеризуется особым содержанием, формой, структурой и динамикой. Содержание представлено несовместимостью целей, намерений и ценностей членов семьи; напряжением, враждебными чувствами; непониманием. Форма - открытым или скрытым выражением враждебных чувств по отношению друг к другу, стремлением подавить соперника, изгнать его или уйти самому. Структура - участниками столкновения; соответствующими условиями, т. е. ситуацией и конфликтным взаимодействием как основным способом разрешения конфликтной ситуации в семье. Динамику ситуации семейного конфликта можно представить как чередование этапов разворачивания объективной ситуации [14, с. 51].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить причины семейных конфликтов в подростковом возрасте.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование факторов семейных конфликтов в подростковом возрасте с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялся обработка и анализ результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: факторами семейных конфликтов в подростковом возрасте является директивность и неустойчивость родительского отношения по отношению к подросткам.
База исследования: исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Гимназия г. Белоозерска». В исследовании приняли участие 30 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет, из них 15 мальчиков и 15 девочек. В выборку вошли подростки из конфликтных семей.
Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Тест описания поведения К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [23].
Назначение методики: изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, определение способов реагирования на конфликтные ситуации. С помощью методики можно выявить следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
В опроснике К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.
Обработка и интерпретация результатов теста. За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-эмпирического исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
Рассмотрено понятие семейного конфликта в психологии. В современной психологии семейный конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей и тенденций между супругами. Сущность семейного конфликта заключается в обострении противоречий при рассогласовании взглядов, несовпадении мотивов поведения членов семьи. Семейный конфликт представляет собой совокупность противоречивых условий и обстоятельств, связанных со значимыми событиями семьи, несовместимыми личностными характеристиками и поведением его участников, а также напряженными межличностными отношениями. Семейные конфликты возникают в разных сферах и обусловлены различными причинами. Они могут быть как деструктивными, так и конструктивными.
Рассмотрена психологическая характеристика подросткового возраста. Подростковый возраст является кризисным и самым сложным в жизни каждого человека. Подростковый возраст предоставляет собой возрастной период, который характеризуется изменением социальной ситуации развития, интенсивным развитием гормональных и телесных изменений, когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии, которая становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков. На вершину иерархии системы ценностей поднимаются интимно-личностное общение, самостоятельность, автономия от родителей. Особенно ярко в подростковом возрасте является потребность в самоутверждении.
Определены причины семейных конфликтов в подростковом возрасте. Семейные конфликты подростков с родителями связаны с подростковым кризисом. Непонимание между родителем и подростком обусловлено психологическими особенностями подросткового возраста, его кризисным характером, деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в семейном воспитании. Основными причинами семейных конфликтов с родителями подростков являются: отсутствие доверительных отношений и неумение понимать внутренний мир, непонимание особенностей подросткового возраста, неготовность принять происходящие изменения с их ребенком, проблемы друг друга, отсутствие стремления идти на компромисс, недостаточный жизненный опыт подростков.
Выявлены факторы семейных конфликтов в подростковом возрасте. В конфликтной ситуации подростки из конфликтных семей склонны преимущественно реагировать на конфликтную ситуацию с использованием стратегии соперничества, которая предполагает активную борьбу за свои интересы в ущерб интересам других. Вторым по преобладанию способом реагирования на конфликт у подростков из конфликтных семей является избегание, что заключается в отсутствии стремления уйти от конфликта, достижения собственных целей, избегании ответственности и принятий каких-либо решений. Реже всего в ситуации конфликта подростки склонны идти на сотрудничество и компромисс. Подростки из конфликтных семей характеризуются высокой личностной предрасположенностью к конфликтам.
1. Абатурова, Л.Г. Семейные конфликты: пути их предупреждения и разрешения / Л.Г. Абатурова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 25. – С. 129-132.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2007. – 534 с.
3. Арендачук, И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И.В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
4. Ефремов, А.Ю. Психологические особенности причин семейных конфликтов в подростковом возрасте / А.Ю. Ефремов // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов. – М., 2016. – С. 127-128.
5. Зритнева, Е.И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни : теория и практика : монография / Е.И. Зритнева. – Ставрополь : СКИПКРО, 2005. – 208 с.
6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
7. Коваль, Н.А. Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях / Н.А. Коваль // Вестник Тамбовского университета. – 2007. – Вып. 3. – С. 133-142.
8. Колодина, А.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и стратегий поведения в конфликте у родителей подростков / А.В. Колодина, Т.Д. Крико // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности : материалы II Всерос. научно-практ. конф. – Омск, 2016. – С. 111-113.
9. Куровская, С.Н. Типология конфликтов в семье, воспитывающей подростков / С.Н. Куровская // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2010. – № 57-1. – С. 115-120.
10. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
11. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров, Е.А. Борисова // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С . 71-79.
12. Москаленко, М.С. Психолого-педагогические условия эффективного преодоления детско-родительских конфликтов в семье подростка / М.С. Москаленко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. – № 3. – С. 15-17.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
14. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 563 с.
15. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) // Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В. В. Сонин. – СПб., 2004. – С. 169-178.
16. Повалихина, Д.О. Изучение самооценки подростка / Д.О. Повалихина // Научные открытия 2017: материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
17. Пуговкина, А.С. Особенности конфликтов в детско-родительских отношениях / А.С. Пуговкина // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 2 (5). – С. 158-160.
18. Рапацкий, Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
19. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
20. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
21. Соколова, В.Г. Особенности поведения подростков в конфликтах с родителями / В.Г. Соколова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 6-3 (22). – С. 113-114.
22. Сысенко, В.А. Устойчивость брака : проблемы, факторы, условия / В.А. Сысенко. – М. : Смысл, 2001. – 541 с.
23. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина : в 2 т. М., 2001. Т .2. С. 69-77.
24. Федоров, И.Э. Родители и дети : особенности взаимоотношений в современном обществе/ И.Э. Федоров // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 1. – С. 96-97.
25. Хломов, К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 1-9.
26. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2004. – 463 с.
27. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М. : Владос, 2004. – 287 с.
28. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни / В.П. Шейнов. – Минск : Амалфея, 1997. – 218 с.
29. Шуман, С.Г. Конфликты в молодой семье : причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – Мн. : Университетское, 2003. – 80 с.
30. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.