Введение
Актуальность темы исследования. Проблема психологического сопровождения на сегодняшний день является весьма актуальной в современной психологической науке и практике. Психологическое сопровождение занимает одно из важнейших мест в работе психолога со спортсменами. В последние годы отмечается психологического аспекта в структуре спортивной тренировки. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности соревновательной деятельности спортсменов является организация и проведение психологического сопровождения. Особенно актуально это для спортсменов в системе силовых видов спорта, в частности, тяжелой атлетики.
Современный спорт представляет собой соревновательную деятельность, направленную, прежде всего, не на достижение высоких результатов, а на реализацию личностного потенциала спортсмена. Такое новое смещение акцента с результатов на потенциал личности требует изменений и в подходе к анализу и организации всего учебно-тренировочного процесса.
Анализ научно-методической литературы показал, что проблема психологического сопровождения в спорте является весьма актуальной, но в то же время и недостаточно разработанной. Так, разработки в этом направлении носят общий характер, отсутствуют технологичность и практичность их применения в определенных видах спорта и на конкретных этапах спортивной деятельности, отсутствуют конкретные пути его практической реализации.
Степень разработанности проблемы.
Значительный вклад в разработку проблемы психологического сопровождения внесли И.В. Бельский, Г.Д. Горбунов, Т.Т. Джамгаров, С.Н. Костромина, С.В. Петров, В.В. Смирнова, Н.Б. Стамбулова, С.Н. Шихвердиев, Б.П. Яковлев и другие.
Анализ литературы показал, что существует недостаток исследований, направленных на изучение проблемы психологического сопровождения в соревновательный период в таком виде спорта как тяжелая атлетика.
До исследования А.А. Бабаян личностные факторы психической готовности тяжелоатлета к соревновательному периоду до настоящего времени не изучались. А.А. Бабаян впервые выявил личностные критерии психической готовности тяжелоатлета к достижению высоких результатов в ответственных соревнованиях, раскрыл их взаимосвязи в структуре психорегулирущего механизма готовности.
Спортивная деятельность была и остается объектом теоретического анализа. Вместе с тем, многие теоретические проблемы до сих пор являются нерешенными. Наличие неточностей и пробелов в теории становится барьером, препятствующим решению прикладных проблем подготовки
1. Предпосылки изучения психологического сопровождения спортсменов в соревновательный период
1.1 Понятие «психологическое сопровождение»
В современной психологической науке и практике не существует единого методологического подхода к определению понятия «психологического сопровождение». Различными авторами рассматриваемое понятие определяется в качестве:
– профессиональной деятельности практического психолога (Р. М. Битянова);
– общего метода работы психолога (Н. С. Глуханюк);
– одного из направлений и технологии профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова).
По мнению Р. М. Битяновой психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание и поддержание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в процессе школьного взаимодействия [1, с. 94].
Так, Н. С. Глуханюк под психологическим сопровождением понимает метод создания условий с целью принятия оптимального решения в разных ситуациях жизненного выбора. Субъект развития – это человек, ситуация жизненного выбора предполагает многие проблемные ситуации, разрешая которые, он определяет для себя путь развития, который может быть прогрессивным и регрессивным [2, с. 147].
Согласно Р. В. Овчаровой, психологическое сопровождения – это комплекс мер, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены и представлены различными психологическими методами и приемами, осуществляемые с целью обеспечения оптимальных социально-психологических условий, направленных на сохранение психологического здоровья семьи, полноценного развития личности детей в семье [3, с. 132].
Итак, психологическое сопровождение можно определить как направление деятельности психолога, а также как совокупность условий и мер, направленных на обеспечение оптимального развития личности или.
Сопровождение является сложным процессом взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, который протекает в уникальной ситуации, требующей определенного решения.
Психологическое сопровождение как технология (целенаправленный процесс с конкретным содержанием, методами и формами работы, которые соответствуют задачам конкретного случая или проблемы) имеет свои специфические особенности, которые отличают его от психоконсультирования или психокоррекции:
2. Проблема психологического сопровождения спортсменов в соревновательный период (тяжелая атлетика)
2.1 Психологические особенности спортсменов в соревновательный период (тяжелая атлетика)
В период спортивных соревнований происходит максимальная реализация возможностей спортсменов и спортивных команд, сопоставление уровня их подготовленности, достижение наивысших результатов, победы, установления рекордов. Соревновательный период характеризуется наличием конкуренции между участниками соревнований. При этом, соперничество возникает не только между спортсменами, но и тренерами. Этот период характеризуется интенсивными и яркими эмоциональными переживаниями, насыщенностью эмоций, нервно-психическим напряжением.
Эмоции в спорте являются важнейшим условием положительного влияния спортивной деятельности на личность человека. Однако, эмоциональные переживания в спорте могут носить стенический и астенический характер и оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на психику и поведение человека.
В соревновательный период спортсмены действуют на фоне сильного нервно-психического напряжения, который характерен для любого силового вида спорта. Тяжелая атлетика не является исключением.
Как отмечает И.В. Бельский, тяжелоатлеты во время тренировок та выступлений в соревновательный период воспринимают большой объем информации о намерениях и действиях штанги. В связи с этим мастера в данном виде спорта обладают исключительно тонким восприятием настроя своего тела, точным расчетом дистанции, умением находить необходимый момент для разных ситуаций, оптимальным распределением мышечных усилий, а также точным тактическим мышлением [17, с. 75].
По данным Т.Т. Джамгарова, для упражнений тяжелой атлетики характерно проявление спортсменами преимущественно «монофронтальной» психической активности, которая направлена на повышение продуктивности специальную настройку непосредственно перед выходом на старт, приемы самоконтроля за основными элементами техники упражнений, помехоустойчивостью [16].
Личностные свойства тесно связаны со специфическими особенностями вида спорта. По мнению А.Ц. Пуни, наиболее значимые свойства личности, определяющие эффективность и надежность соревновательной деятельности являются следующие:
– в мотивационно-волевой сфере – соревновательная мотивация, саморегуляция волевой, самоконтроль, решительность;
Заключение
В результате проведенного теоретического исследования выявлено, что в современной литературе понятие «психологическое сопровождение» определяется как: вид комплексной системы психологической помощи и социальной поддержки, которые осуществляются в рамках деятельности психологической службы; интегративная технология, которая направлена на создание условий для развития, саморазвития личности в контексте выполнения субъектом наиболее эффективно его основных функций; процесс особого рода межличностных отношений между сопровождающим и сопровождаемым.
Психологическое сопровождение как длительный сложный процесс реализуется в несколько этапов, включая такие компоненты как: общая психологическая подготовка; психологическая подготовка к конкретным соревнованиям; немедленное психологическое вмешательство и психологическая подготовка к многолетнему тренировочному процессу. Функциями психологического сопровождения являются: психодиагностика сущности возникшей проблемы; поиск информации о проблеме, путей ее решения; психоконсультирование на этапе принятия решения и выработки плана проблемы; первичная психологическая помощь на этапе реализации плана решения, а также социальная поддержка.
Психологическое сопровождение осуществляется на всех этапах спортивной карьеры: на этапе подготовки к соревнованиям, на этапе высших достижений, на этапе завершения спортивной карьеры. На каждом этапе психологическое спор вождение имеет свои цели, задачи, направления и формы работы.
Основными психологическими качествами тяжелоатлетов принято считать: тревогу и тревожность; перевозбуждение; социальную изоляцию. Структура психологической готовности спортсменов-тяжелоатлетов представлена следующими компонентами: перспективное и этапное целеполагание; уверенность в достижении успеха; показатели мобилизации исполнительных функций; субъективно-психологические характеристики личностных качеств; способность к саморегуляции психических состояний в экстремальных условиях спортивной деятельности; психологические показатели технико-тактического мастерства.
Сущность психологического сопровождения спортсменов в соревновательный период (тяжелая атлетика) заключается в том, что оно является системой взаимодействия тренера, спортсмена и психолога, которая направлена на совершенствование и оптимизацию учебно-тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей и резервов психики спортсмена. Способами психологического сопровождения спортсменов в соревновательный период в тяжелой атлетике являются: психодиагностика, психопрофилактика, психологическое просвещение, психокоррекция,
1 Битянова, Р.М. Организация психологической работы в школе / Р.М. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
2 Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 590 с.
3 Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
4 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
5 Швецова, М.Н. Понятие и сущность социально-психологического сопровождения / М.Н. Швецова // Вестник МПГУ. – 2012. – № 12. – С. 1-8.
6 Яковлев, Б.П. Психологическая нагрузка в спорте: теоретические и практические аспекты / Б.П. Яковлев. – Великие Луки: Б.И., 2002. – 195 с.
7 Пивень, А.Б. Оптимизация психологической подготовки юных тяжелоатлетов в подготовительном периоде / А.Б. Пивень, В.Ю. Джим // Актуальные проблемы спортивных единоборств в вузах. – 2015. – № 11. – С. 115-119.
8 Смирнова, В.В. Соотношение компонентов психологического сопровождения спортивной деятельности / В.В. Смирнова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 10. – С. 89-94.
9 Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 207 с.
10 Ловягина, А.Е. Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена / А.Е. Ловягина // Вестник СПбГУ. – 2013. – № 1. – С. 29-36.
11 Петров, С.В. Психологическое состояние спортсменов перед основными соревнованиями / С.В. Петров, А.Н. Несин, Р.А. Венжега // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 6. – с. 135-138.
12 Костромина, С.Н. Модель психологического сопровождения подготовки борцов высокой квалификации / С.Н. Костромина, В.В. Смирнова // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 2-2. – С. 67-77.
13 Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова. – СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. – 368 с.
14 Городничев, Р.М. Теоретические и практические аспекты спортивной борьбы: монография / Р.М. Городничев, Е.Ю. Андриянова, Н.А. Скляр. – Великие Луки: Б.И., 2008. – 136 с.
15 Шихвердиев, С.Н. Задачи психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру и эффекты его реализации / С.Н. Шихвердиев // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. - № 6 (54). – С. 113-117.