ВВЕДЕНИЕ
После прекращения существования СССР и образования СНГ отношения между Беларусью и странами СНГ стали строиться на основе многосторонних соглашений.
26 июня 1992 г. между Республикой Беларусь и Российской Федерацией были установлены дипломатические отношения.
21 февраля 1995 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, вступивший в силу 11 августа 1995 г.
14 мая 1995 г. на основе первой Конституции Республики Беларусь как суверенного государства, был проведен республиканский референдум, где рассматривался один из вопросов «Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?». Граждане Республики Беларусь поддержали предложение Президента и 83,3%проголосовали за, против – 12,5 % избирателей.
2 апреля 1996 г. был заключен Договор о создании Сообщества Беларуси и России (ратифицирован Верховным Советом Республики Беларусь 4 мая 1996 г.), вступившим в силу 29 августа 1996 г.
Сообщество Беларуси и России основывалось на принципах суверенитета и равенства Сторон, демократии и уважения, прав человека, общепринятых принципов и норм международного права, в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов двух государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.
2 апреля 1997 г. Сообщество Беларуси и России было преобразовано в Союз, который был оформлен Договором о Союзе Беларуси и России и Уставом, подписанным президентами двух стран 23 мая 1977 г., вступившим в силу 11 июня 1997 г.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с Союзом Беларуси и России.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с Союзом Беларуси и России.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с Союзом Беларуси и России.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть белорусско-российские отношения после распада СССР;
- проанализировать становление и развитие Союза;
- определить конституционно-правовой статус Союза Беларуси и России.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
ГЛАВА 1 БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
Участники Союза свой государственный суверенитет, территориальную целостность и независимость Союза сохраняли: укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего содружества в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях; повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности; закреплялись задачи в политической, экономической, социальной, правовой сферах, в сфере обеспечения безопасности.
Уставом устанавливалось гражданство Союза, которым обладали только граждане Республики Беларусь и Российской Федерации, закреплялись полномочия Союза и его органов (Высшего Совета Союза, Парламентского Собрания Союза и Исполнительного Комитета Союза).
В январе 1999 г. в Беларуси и России были созданы рабочие группы по подготовке проекта Договора о создании союзного государства, а уже 8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства, который был ратифицирован Республикой Беларуси 24 декабря 1999 г.
Отношения России с Беларусью ближе, чем с любой другой бывшей советской республикой. В середине 1990-х гг. был предложен процесс реинтеграции, в качестве возможной цели которого было предусмотрено создание союзного государства Россия-Беларусь. Обе страны использовали этот процесс для защиты Беларуси от усилий Европейского союза (ЕС) и США по распространению влияния Запада в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Сегодня тесные отношения между Россией и Беларусью противостоят внешним силам.
Евроинтеграция особенно после «холодной войны» рассматривается учеными как географическая составляющая волны демократии. Согласно этой концепции, режимы, расположенные в регионах, в которых демократия является доминирующей формой правления, окажутся все более подверженными либерализации своих политических систем, поскольку все больше государств начинают или завершают переход к демократии. Классическим примером этого процесса была Восточная Европа в конце 1980-х гг., когда Польша начала процесс евроинтеграции, другие коммунистические государства присоединились к ней, что, в свою очередь, создало «эффект домино» во всем регионе. В 1990-е гг. посткоммунистические государства осуществили переход к демократии, так как обратный путь привел бы их к изоляции в Европе. Однако Л. Уайтхед выявил ряд проблем в этом процессе [11, с. 6].
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЮЗА
Беларусь также экономически изолирована от Европы. США и ЕС наложили ограничения на финансовую помощь Минску, а торговля между ЕС и Беларусью минимальна. проблемы на производственной базе Беларуси ограничивают возможности Беларуси экспортировать на Запад. Отсутствие твердой валюты также мешает Беларуси импортировать многие продукты с Запада. Во-вторых, с точки зрения торговых партнеров экономическая судьба Беларуси настолько тесно связана с Россией, что ее отношения с Западом являются отдаленной, второстепенной задачей. Беларусь занимает третье место (после Германии и Италии и в равной степени с Украиной) среди торговых партнеров России, а для Беларуси Россия занимает 50-60% торговли, а также 90% ее поставок энергии. Торговые отношения между Беларусью и Россией также несбалансированны в пользу Беларуси: она в основном импортирует топливо и сырье из России и экспортирует готовые товары. Как итог возможности Запада использовать экономическое давление против Минска А. Лукашенко ограничены.
В дополнение к своим торговым отношениям Россия сыграла важную роль в обеспечении устойчивости Беларуси посредством экономической помощи. Без этого экономическая система Беларуси просто не смогла бы выжить. Российская помощь также компенсирует отсутствие западной иностранной помощи. Это происходит в двух формах: энергетические субсидии и выгоды от союза. Во-первых, Россия в значительной степени субсидирует поставки нефти и природного газа в Беларусь, что, в свою очередь, субсидирует уровень жизни в Беларуси и снижает затраты на ее экспорт в Россию, что делает их более конкурентоспособными, чем обычно. Более того, Россия отменила большую часть долга Беларуси, особенно от экспорта энергоресурсов. В целом на российские субсидии приходится около 20% ВВП Беларуси. Во-вторых, российско-белорусский таможенный союз, «продукт» союзного процесса, помогает Беларуси гораздо больше, чем России, учитывая различия в размерах и рынках. Более того, Беларуси разрешено использовать в своих отношениях с российским бизнесом бартер, а не валюту, что позволяет ей продавать гораздо больше своих продуктов, чем в конкурентной торговой связи. Россия также предоставила Беларуси кредит на сумму около 200 млн долл.
Расширение НАТО на запад еще больше изолировало Беларусь. Хотя альянс имеет меньший членский состав, чем СЕ или ЕС, расширение НАТО представляет собой де-факто стратегическое и военное объединение Европы в рамках одной организации. А. Лукашенко был критиком альянса, называя его коварным и ужасным монстром [11, с. 10]. Общий уровень сотрудничества Беларуси с альянсом был минимальным. С вступлением Польши в альянс в 1999 г. и Латвии, и Литвы в 2004 г. западные и северные границы Беларуси теперь являются границами НАТО.
ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ
После обмена ратификационными грамотами прекратили действие Договор об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г. и Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. Ранее принятые акты в рамках Сообщества и Союза продолжают действовать в части, не противоречащей Договору о создании Союзного государства.
В договоре определены цели Союзного государства:
- обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
- создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
- неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
- формирование единой правовой системы демократического государства;
- проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
- укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
В договоре особо подчеркнуто, что каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Каждое государство сохраняет членство в ООН, возможность участия в международных организациях и объединениях определяется государствами-участниками по взаимной договоренности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог рассмотрению ключевых проблем взаимодействия Союзного государства России и Беларуси с ЕС, представляется целесообразным особо подчеркнуть, что в условиях нарастания транснациональных вызовов и угроз и Союзное государство, и ЕС, как никогда, заинтересованы в укреплении взаимодействия в таких сферах, как противодействие терроризму и организованной преступности, борьба с нелегальной миграцией и незаконным оборотом наркотических веществ. Кроме того, исключительную значимость для Союзного государства и ЕС представляет налаживание и поддержание конструктивного и равноправного диалога по ключевым политическим проблемам современности – например, по вопросам разрешения региональных этно-конфессиональных конфликтов на Ближнем Востоке (в частности, в Сирии), в Афганистане и в целом ряде других регионов мира.
Признавая наличие наметившейся в последнее время позитивной динамики во взаимоотношениях Союзного государства и ЕС, следует тем не менее отметить целый ряд сохраняющихся между сторонами проблем и противоречий, затрагивающих широкий спектр внешнеполитических, экономических, социальных и гуманитарных вопросов. Ключевыми проблемами во взаимоотношениях между Союзным государством и ЕС на сегодняшний день следует назвать следующие: несовпадение оценки причин и последствий украинского кризиса и разные подходы к урегулированию данного вопроса; сохраняющийся санкционный режим в отношении целого ряда как российских, так и белорусских субъектов; разногласия по поводу конфликта в Сирии и общей стратегии борьбы с международным терроризмом; энергетический фактор; разность в подходах к вопросу защиты и соблюдения прав человека в рамках ЕС и Союзного государства.
Однако, несмотря на значимость и глубину вышеуказанных противоречий между Союзным государством и ЕС, в перспективе каждая из означенных проблем имеет конструктивное решение при условии наличия должной политической воли и рационального подхода к анализу имеющихся противоречий. В этой связи представляется целесообразным приложить максимум усилий как со стороны Союзного государства, так и со стороны ЕС для поиска взаимовыгодного компромисса и последующего выхода на траекторию устойчивого поступательного развития взаимоотношений между рассматриваемыми сторонами.
1. Беларусь и страны мира: стат. сб. / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. Минск, 2016. – 388 с.
2. Государственное регулирование институционального развития экономики Беларуси / Т. В. Садовская [и др.]; под науч. ред. Т. В. Садовской; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. – Минск: Беларуская навука, 2017. – 299 с.
3. Доклад о целях в области устойчивого развития, 2017 г. [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2017. – Режим доступа: https://unstats.un.org/sdgs/files/report/2017/ TheSustainableDevelopmentGoalsReport2017_Russian.pdf.
4. Затраты и источники финансирования научных исследований и разработок: информ.-стат. материал. – М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016. – 298 с.
5. Затраты на науку в России и ведущих странах мира [Электронный ресурс] / Ин-т стратег. исслед. и экономики знаний НИУ ВШЭ. 2016. 20 сент. // Институт стратегических исследований и экономики знаний: [сайт]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2016/09/20/1123278216/NTI_N_19_20092016.pdf.
6. Индикаторы науки: 2015: стат. сб. / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 320 с.
7. Кажлаева, А. А. Совершенствование механизма управления научными организациями: автореф. дис. … канд. экон. Наук / А.А. Кажлаева. – Махачкала, 2011. – 26 с.
8. Как платят профессорам? Глобальное сравнение вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко; пер. с англ. Е. В. Сивак под науч. ред. М. М. Юдкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 439 с.
9. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.stat.gov.kz.
10. Курс тенге // Курсы валют в Казахстане: [сайт]. – Режим доступа: http://kurstenge.kz/archive/usd/.
11. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. – Минск, 2016. – 141 с.
12. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. – Минск, 2015. – 321 с.
13. Национальная статистическая служба Республики Армения: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.armstat.am/ru.
14. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.stat.kg/ru.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: офиц. сайт. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
16. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2016 году: стат. бюл. / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. – 115 с.
17. Ориоль, Л. Доктора наук: карьера, востребованность, международная мобильность / Л. Ориоль // Форсайт. – 2010. – Т. 4. – № 4. – С. 26–41.
18. Основные производные показатели динамики обменного курса рубля // Центральный банк Российской Федерации: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/.
19. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон, ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. Внешняя политика стран СНГ. / Ред.-сост. Д.А. Дегтерев, К.П. Курылев. – М.: «Аспект Пресс», 2017. – 496 с.