Введение
На понятие «кризис» в современной литературе имеется множество взглядов. Рассматривая проблему кризиса необходимо обратить внимание, что в отечественных исследованиях критических возрастов, можно обнаружить, что часто понятие «кризис» заменяется представлением о возрастном переходе.
Впервые в отечественной психологии в 1930-е годы о возрастном кризисе заговорил П.П. Блонский, в дальнейшем его раскрывал Л.С. Выготский. Позже идеи Л.С. Выготсткого развивались в работах Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной, Д.Б. Эльконина.
Сложным многоаспектным кризисом является подростковый кризис. Рассмотрение подросткового кризиса тесно связано с концепциями периодизации психического развития. Деление онтогенеза на определенные периоды можно обнаружить в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ж Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона.
Изучение подросткового кризиса является актуальной темой в силу значимости данного периода в развитии личности подростка. Во время подросткового кризиса в потребностно-мотивационной сфере подростка происходят качественные изменения.
В подростковом возраста приобретает свою актуальность желание доказать свою самостоятельность, заявить о ценности своей личности во взрослом мире, другими словами, возникает потребность в самоутверждении. Самоутверждение является сложным понятием, связанным с такими явлениями как поиск своего Я, самоактулизация, самопрезентация и др.
Феномена самоутверждения заключается в том, что человек сам утверждает себя в себе. Проблеме изучения самоутвредения подростков посвятили свои работы такие исследователи как Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова; В.Н. Куницына и др
Анализ литературы показал, что проблема подросткового кризиса является достаточно изученной в отечественной психологии. Однако, исследований, направленных на выявление взаимосвязей между различными аспектами самосознания подростков недостаточно.
Объект исследования: потребностно-мотивационная сфера учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования: подростковый кризис.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между самооценкой и самоутверждением подростков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить, уточнить и методологически обосновать проблему кризиса в подростковом возрасте;
2) рассмотреть динамику и выявить внутренние противоречия, обуславливающие кризис подросткового возраста;
В современной психологической литературе не существует общепринято определения понятия «Возрастной кризис». Так, в отечественной литературе можно встретить такие определения понятия «возрастной кризис» как:
– норма онтогенеза, особый период преобразования социальной ситуации развития, когда новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой (Л.С. Выготский);
– свидетельство не совершившегося своевременно перехода ребенка в новую систему отношений, который состоит в смене ведущей деятельности; где кризис – неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) (А.Н. Леонтьев).
– смена ведущий деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития (Д.Б. Эльконин).
Возрастной кризис характеризуется социальной ситуацией развития, новообразованием и ведущей деятельностью.
Социальная ситуация развития – это специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью.
Новообразования представляют собой психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.
Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой [1].
К.Н. Поливанова считает, что содержанием кризиса психического развития является субъективация новообразования стабильного периода, т. е. возникновение новообразования проходит два этапа: формирование новообразования (в стабильный период) и его субъективация (в кризисе). Под субъективацией автор понимает превращение новообразования в способность самого действующего субъекта [2, с. 54].
В отечественной литературе сложилась традиция классифицировать возрастные кризисы на следующие виды:
– кризисы детства, включающие кризис новорожденного, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет;
– кризисы отрочества подростковый кризис или кризис 13 лет;
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе УО «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Лида.
В исследовании приняли участие 20 учащихся 9-ых классов в возрасте 14-15 лет. Выборка исследования представлена в приложении А.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе проводился теоретический анализ научной литературы относительно характеристик протекания возрастного кризиса (подросткового кризиса); подготавливался инструментарий для тестирования испытуемых.
На втором этапе непосредственно осуществлялось экспериментальное исследование. Были собраны и систематизированы исследовательские материалы.
На третьем этапе проведена статистическая обработка данных, осуществлен анализ и интерпретация результатов исследования, сформулированы выводы.
Экспериментальное исследование проводилась при использовании апробированных, достаточно надежных и валидных методик.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между самооценкой и самоутверждением подростков.
Гипотеза исследования: Н1 – между самооценкой и самоутверждением существует взаимосвязь.
Для проведения исследования и проверки гипотезы были подобраны следующие методики:
1. «Методика исследования самооценки» Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
2. Методика «Стратегии самоутверждения личности» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова).
3. Критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
Краткое описание методик.
1. «Методика исследования самооценки» Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [16]. Назначение: исследование самооценки личности. Тест Т.В. Дембо первоначально разрабатывался с целью изучения представления о счастье. С.Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив её на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации. А.М. Прихожан ввела иные шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы:
Теоретический анализ литературы показал, что «возрастной кризис» является особенным периодом онтогенеза, преобразования социальной ситуации развития, когда происходит ломка старых психологических структур и образуются новые. Возрастные кризисы делятся на следующие виды: кризисы детства, включающие кризис новорожденного, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет; кризисы отрочества подростковый кризис или кризис 13 лет; кризисы взрослости. Каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, новообразованием и ведущей деятельностью и имеет свои специфические особенности.
Специфические особенности в протекании подросткового кризиса: формирование самооценки, характера; формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции); центральное личностное новообразование – возникает «чувство взрослости»; страх потери идентичности.
Самоутверждение подростков, с одной стороны, представляет собой внутреннюю побудительную силу личности, самостоятельная потребность, стремление, находится в мотивационной сфере личности, а с другой – самоутверждение подростков является формой форма поведения, в результате чего происходит снятие напряжения, возникновение чувства удовлетворенности собой, обеспечение соответствующего уровня самооценки. Существуют гендерные различия в стратегиях самоутверждения: для девочек более свойственное конструктивное самоутверждение, для мальчиков – деструктивное. Подростки с преобладанием конструктивного самоутверждения, отличаются интернальным локусом контроля, адекватной самооценкой, высоким самоуважением и самоуверенностью, самопониманием и самоинтересом.
Проведено экспериментальное исследование самооценки и самоутверждения у подростков. В результате исследование самооценки поулчены низкие баллы по уровню притязаний и уровню самооценки были получены у 5% подростков, средние баллы – у 45%, высокий балл был получен у 25% подростков, очень высокие баллы обнаруживаются по уровню притязаний и уровню самооценки у 25% подростков. Большинство подростков (70%) подростков имеют реалистический уровень притязаний и адекватную самооценку. Такой уровень притязаний соответствует способностям подростков. Адекватная самооценка у подростков проявляется в способности объективно оценивать себя и свои способности, иметь адекватные представления о важности своей личной деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках. В результате исследования самоутверждения было установлено, что большая часть подростков (50%) характеризуются преобладанием
1 Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 39-51.
2 Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов /
К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
3 Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М.И. Лисина // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – Москва. – 1978. – С.119-120.
4 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 1996. – 580 с.
5 Никитюк, Б.А. К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах / Б.А. Никитюк, P.C. Черкасова // Труды ученых ГЦОЛИФКА: 75 лет: ежегодник. – М.: Смысл, 1993. – С. 252-260.
6 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 390 с.
7 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
8 Возрастная психология / сост.: Л.А. Семчук, А.И. Янчий. – Гродно: ГрГУ, 2006. ‑ 226 с.
9 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 346 с.
10 Корчагина, Г.И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Г.И. Корчагина. – Калуга, 2000. – 19 с.
11 Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка /
Н.Е. Харламенкова. – М.: ИП РАН, 2007. – 384 с.
12 Перевозчикова, Л.С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема / Л.С. Перевозчикова // Сибирский пед. журнал. – 2007. – № 1. – С. 46-49.
13 Киреева, Е.А. Психология конструктивного самоутверждения у подростков / Е.А. Киреева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 2-9.
14 Дубровина, И.В. Практическая психология образования: учебное пособие. / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
15 Киреева, Е.А. Психологическая поддержка конструктивного самоутверждения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.А. Киреева. – Самара, 2015. – 20 с.
16 Прихожан, А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина. – М.: АПН СССР, 1988. – C. 110–128.
17 Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
18 Каменская, Е.Н. Психологическая компетентность преподавателя вуза: понятие и структура / Е.Н. Каменская // Вестник ТИУИЭ. – 2009. – № 1. – С. 143-148.
19 Егорова, И.А. Структура и факторы психологической компетентности / И.А. Егорова // Вестник ТИУИЭ. – 2014. – № 1 (19). – С. 13-19.
20 Леонтьева, Т.В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии / Т.В. Леонтьева // Вестник КГУУиИ. – 2014. – № 2. – С. 1-4.