Актуальность исследования состоит в том, что гражданство представляет собой такую правовую связь, целью установления и реализации которой является не только достижение блага для конкретной личности в силу обладания полным объемом прав и свобод, гарантируемых государством, но и в глобальном смысле, достижение социального блага для всего общества, совершенствование государственного управления и административно-управленческих решений, благополучие и процветание государства. Достичь указанных целей можно только путем установления отношений взаимного равного партнерства и взаимодействия между государством и гражданами, которые предполагают активное участие во всем многообразии государственных отношений каждого лица, обладающего гражданством, как представителя единственного источника власти в стране, и обеспечение со стороны государства условий для такого участия, способствующих максимальной вовлеченности граждан в процессы управления делами государства [10, с. 34].
Республика Беларусь, исходя из Всеобщей декларации прав человека, в ст. 15 которой указано, что каждый человек имеет право на гражданство, стремится к устранению и предотвращению не только двойного гражданства, но и безгражданства.
Цель исследования – изучить основания приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь.
Предмет исследования – нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие приобретение и прекращение гражданства Республики Беларусь.
Исходя из цели и объекта исследования, нами были поставлены следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие и принципы гражданства;
- рассмотреть правовое регулирование гражданства в Республике Беларусь;
- изучить основания и процедура приобретения гражданства Республики Беларусь;
- изучить основания и процедура прекращения гражданства Республики Беларусь;
- раскрыть основные направления совершенствования законодательства Республики Беларусь о гражданстве.
В научной литературе термин «гражданство» употребляется в трех значениях:
- как субъективное право каждого гражданина иметь гражданство.
В соответствии со Всеобщей декларации прав человека «Каждый человек имеет право на гражданство» [1, ст. 15];
- как правоотношение между лицом и государством, в котором стороны связаны между собой взаимными правами и обязанностями;
- как институт конституционного права.
Все эти три понятия тесно связаны между собой, но не исключаются и различия между ними.
Ряд авторов (С.А. Терешков, В. Самусев, А.В. Мицкевич и др.) определяют гражданство как связь лица с определенным государством. Аналогичным образом оно определено в законах Республике Беларусь о гражданстве. Другие авторы, исследующие взаимосвязь «гражданство – общество, главный упор делают на политико-правовую общность, охватывающую граждан или социальную, нравственную, психологическую и политико-юридическую общность личности и государства [15, с. 11]. Имеется третья группа авторов, которая в основу понимания гражданства на первое место ставит принадлежность лица к государству.
Четвертая группа ученых в определении гражданства объединяет «принадлежность лица к государству» с «устойчивой связью» с ним, причем «принадлежность» ставит на первое место.
Широкое распространение в науке получило определение гражданства как конституционно-правового отношения. Кроме перечисленных позиций существуют определения гражданства, исходящие из субъективного права, правоспособности или правового положения граждан.
При многообразии подходов к пониманию гражданства большинство авторов все же признают в качестве важнейших признаков наличие стабильной, двусторонней политико-правовой связи между государством и гражданином, принадлежность его к государству, особое правовое состояние и наличие комплекса взаимных прав и обязанностей. Имеющиеся же расхождения в исходных положениях определений говорят о многообразии данного понятия и
Статьей 12 Закона № 136-З [7] предусматриваются следующие основания приобретения гражданства:
- по рождению;
- в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
- в порядке регистрации;
- по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь.
Важным способом вхождения в гражданство Республики Беларусь является его приобретение в силу рождения.
Оно основывается на двух общих принципах: «jus sanguinis» («право крови, происхождения»), что означает приобретение родившимся ребенком гражданства родителей, и «jus soli» («право земли, почвы») – приобретение гражданства государства, на территории которого ребенок родился. Анализируемые принципы являются традиционными, давно сложившимися и укоренившимися в праве, неразрывно связанными с историческим развитием государства.
Приобретение гражданства на основе «права почвы» или «права крови» может быть как безусловным, так и зависящим от каких-либо дополнительных условий. Условное приобретение гражданства на основе «права почвы» или «права крови», значение одного из них связывается с влиянием условий территориального или национального характера.
В соответствии с изложенным, можно выделить несколько вариантов сочетаний «права почвы» и «права крови», в том числе и с применением дополнительных условий, которые встречаются в ст. 9-12 Закона № 136-З [7].
Как отмечает О.И. Чуприс, сочетание этих двух принципов может быть двух видов:
- идеальное сочетание – приобретение белорусского гражданства ребенком, родившимся на территории нашего государства от родителей – граждан Беларуси;
- простое сочетание характеризуется приобретением гражданства Беларуси ребенком, родившимся на ее территории от родителя – белорусского гражданина, когда другой – апатрид или неизвестен [24, с. 2].
Рассмотрев предусмотренные законодательством Республики Беларусь основания и процедуры приобретения и прекращения гражданства, были выявлены следующие пробелы.
Закон № 136-З [7] не в полной мере защищает от безгражданства детей, родившихся на территории Республики Беларусь. Например, не будет предоставлено гражданство Республики Беларусь по рождению детям, родители (родитель) которого не состоят (не состоит) в гражданстве Республики Беларусь и при этом не проживают (не проживает) постоянно на территории Республики Беларусь. В случае, если таким детям не будет предоставлено по рождению гражданство другого государства, они останутся лицами без гражданства. В подпункте а) пункта 1 статьи 1 Конвенции о сокращении безгражданства [3] государствам-членам предлагается предоставлять их гражданство всем рожденным на их территории лицам, которые в противном случае стали бы апатридами.
В статье 3 указанной Конвенции предусмотрено, что для целей определения обязанностей договаривающихся государств, согласно Конвенции, рождение на судне или летательном аппарате считается имевшим место соответственно на территории того государства, под флагом которого плавает судно, или на территории того государства, в котором зарегистрирован летательный аппарат. Подобная норма в законодательстве Республики Беларусь отсутствует, что допускает безгражданство ребенка при одновременном стечении следующих обстоятельств: он родился на судне, плавающем под флагом Республики Беларусь, или на воздушном корабле, зарегистрированном в Республике Беларусь; его родители (единственный родитель) постоянно проживают (проживает) на территории Республики Беларусь и являются (является) лицами (лицом) без гражданства либо иностранными гражданами, а государства, гражданами (гражданином) которых они являются (является), не предоставляют ребенку своего гражданства [19, с. 23].
Прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется лишь в отношении лиц, достигших 18-летнего возраста, удовлетворяющих требованиям, содержащимся в абз. 2-6 ч. 1 ст. 14 Закона № 136-З [7] при наличии их желания и при условии подачи соответствующего заявления. Одним из таких требований является проживание на территории республики
Рассмотрев основания и процедуры приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь, нами были сделаны следующие выводы:
1. в научной литературе существуют различные трактования понятия гражданства. В обобщенном виде гражданство можно определить как особое общественное отношение между государством и человеком, при котором государство признает его принадлежность к своим гражданам (соотечественникам), наделяет правовым статусом гражданина, что влечет за собой установление между ними политико-правовых связей, обуславливающих его постоянный, длящийся и устойчивый характер. Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 гражданством Республики Беларусь признается устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека;
2. вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь, в настоящее время рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь», Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утв. Указом Президента от 17 ноября 1994 г. № 209, другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь.
В ряде таких актов, как Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» и др., конкретизируются основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства, сроки и органы, принимающие решения по вопросам гражданства, правовой статус лиц без гражданства, а также иностранных граждан, постоянно проживающих, временно проживающих, временно пребывающих на территории Республики Беларусь, гражданство детей, союзное гражданство, двойное гражданство, иные вопросы, связанные с гражданством;
3. гражданство может приобретаться по рождению; в результате приема в гражданство Республики Беларусь; в порядке регистрации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь. Процессуальный порядок подачи заявления, а также список прилагаемых документов определяется Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утв. Указом Президента от 17 ноября 1994 г. № 209;
1. Всеобщая декларация прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. – Дата доступа : 19.05.2017.
2. Европейская конвенция о гражданстве, Страсбург, 6 ноября 1997 г. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://hrlibrary.umn.edu/euro/Rets166.html. – Дата доступа : 19.05.2017.
3. Конвенция о сокращении безгражданства, принята 30 августа 1961 г. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/statelessness.shtml. – Дата доступа : 19.05.2017.
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
5. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства : Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 : в ред. Указа от 10 апреля 2017 г. № 112. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 12.04.2017, 1/17003.
6. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г., № 278-З : принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.; одобрен Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона от 24 октября 2016 г. № 439-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. О гражданстве Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З : в ред. Закона от 20 июля 2016 г. № 414-З. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 26.07.2016, 2/2411.
8. О гражданстве Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 18 октября 1991 г. № 1181-XІІ : в ред. Закона от 18 июня 2001 г. № 33-З. – утратил силу Законом от 1 августа 2002 г. № 136-З. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.08.2002, 2/885.
9. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З : в ред. Закона от 24 октября 2016 г. № 439-З. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 11.11.2016, 2/2437.
10. Бабурина, В.Л. К определению российского гражданства : история вопроса и современное понимание / В.Л. Бабурина // Вестник ВГУ. – Серия : Право. – 2016. – С. 28-37.
11. Василевич, Г.А. Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь и Союзного государства / Г.А. Василевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2006. – № 3. – С. 38-46.
12. Веремеенко, В.М. Конституционное право: учеб. пособие / В.М. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск, Изд-во Грецова. 2014. – 488 с.
13. Кодавбович, В.А., Круглов, В.А. Конституционное право Республики Беларусь : учебное пособие / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2012. – 532 с.
14. Конституционное право Российской Федерации / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафнн – М. : Юристъ, 1996. – 480 с.
15. Косаков, С. Гражданство в советской федерации (Конституционные вопросы): Автореф. дис. ... канд. юр. наук / С. Косаков. – Алма-Ата, 1980. – 49 с.
16. Михалева, Т.Н. Правопреемство Республики Беларусь по вопросам гражданства физических лиц / Т.Н. Михалева // Юридический журнал. – 2007. – № 3. – С. 67-71.
17. Мицкевич, А.В. Комментарии законодательства государств-участников СНГ о гражданстве / А.В. Мицкевич – М.: Юрид. литература, 1996. – 272 с.
18. Самусев, В. О гражданстве Республики Беларусь / В. Самусев // Юстиция Беларуси. – 1998. – № 2. – С. 18-21.
19. Сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года: научно-исследовательская работа [Электронный ресурс] // Международное общественное объединение по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие». – Электронный ресурс. – Режим доступа: <http://evolutio.info/images/pdf/research_papers/1961_convention_analysis_final_russian.pdf>. – Дата доступа: 19.05.2017.
20. Терешков, С.А. Принципы гражданства Республики Беларусь / С.А. Терешков // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XI международной научной конференции, Минск, 17 мая 2008 г. / Минский ин-т управления; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Г.А. Хацкевича. – Минск, 2008. – С. 241.
21. Толкачева, И. Прекращение гражданства в Республике Беларусь, Российской Федерации и Украине : сравнительно-правовой анализ / И. Толкачева // Закон и жизнь. – 2013. – № 9/3. – С. 230-233.
22. Тыкоцкая, Н.Г. Правовые механизмы предотвращения и сокращения безгражданства в Республике Беларусь / Н.Г. Тыкоцкая // Журнал международного права и международных отношений. – 2011. – № 3. – С. 55-59.
23. Черниченко, С.В. Международно-правовые вопросы гражданства / С.В. Черниченко. – М. : Между народные отношения, 1968. – 160 с.
24. Чуприс, О.И. Гражданство детей в Республике Беларусь / О.И. Чуприс. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/23243/1/8_%D1%87%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81.pdf. – Дата доступа : 19.05.2017.