Введение
1. Проблемно–тематическое своеобразие малой прозы А. П. Чехова
2. Тема семьи в малой прозе А. П. Чехова
2.1. «Семейный вопрос» глазами писателя
2.2. Образ семьи в малой прозе Чехова
Заключение
Список использованных источников
Введение
Творчество А.П. Чехова привлекает читателей обыденностью жизненных ситуаций, изображенных в произведениях писателя, и авторской глубиной их философского осмысления. А это, в свою очередь, невозможно без ощущения ускоренности Чехова русской и мировой культуре. В творчестве А.П. Чехова преобладала малая проза. Его рассказы и повести поднимают вопросы такой же величины и значимости, как роман. Малая проза – условное название для прозаических произведений, объем которых интуитивно определяется автором и читателем как меньший, чем типичный для национальной литературы данного периода [4, с. 122]. Ранние рассказы, отражая поиски писателем своего стиля, позволяют увидеть, как в процессе самоидентификации А.П. Чехов пробует реанимировать популярные некогда жанры, воплощая в рассказах основные жанрообразующие компоненты. Изображая в ранних рассказах жизнь современного ему человека с самых разных сторон, Чехов композиционно и стилистически строит свои произведения так, что незамысловатые сцены приобретают особое эстетическое значение в контексте художественных достижений мировой литературы и культуры. Рассказы 1883-85 гг. позволяют увидеть это особенно отчетливо. В формировании взглядов на тему семьи, большую роль сыграла семья, в которой воспитывался А. П. Чехов.
Цель работы – выявить особенности реализации темы семьи в малой прозе А. П. Чехова.
Задачи:
– охарактеризовать проблемно–тематическое своеобразие малой прозы А. П. Чехова;
– описать особенности темы семьи в малой прозе А. П. Чехова.
Основой для исследования послужили труды таких известных ученых–литературоведов как Ю. М. Лотман («О русской литературе»), В. В. Набоков («Лекции по русской литературе»), А. П. Скафтымов («Нравственные искания русских писателей»), В. И. Тюпа («Художественность чеховского рассказа»), Н. Е. Юшманова «А. П. Чехов: уроки нравственности» и др.
1. Проблемно–тематическое своеобразие малой прозы А. П. Чехова
Еще Пушкин отметил, что точность и краткость являются первыми преимуществами прозы. На этих принципах строится чеховская проза, которая сумела точно и кратко передать правду об обыденной, повседневной жизни, увидеть, как трагические столкновения проявляются в, казалось бы, спокойном потоке реальности, в ее мелочах [1, с. 4201].
Как отмечает Н.М. Войнова, А.П. Чехов – очень разносторонний писатель. У него есть пьесы с глубоким философским содержанием, есть лирические рассказы, есть также наброски, наполненные юмором. Но все, что им написано, всегда талантливо. Любая, даже самая известная история, которая, как в школьной программе, так и в университете, кажется избитой, читается с большим удовольствием. Точность в описании персонажа, ненавязчивый и легкий юмор очаровывают читателя любого возраста. Чехов – тонкий психолог, знаток человеческой натуры. Он всегда знает, как дать своему персонажу полную характеристику, только назвав его имя или фамилию (Мерзляков, Назарыч, Очумелов и т. д.). Но в то же время Чехов безразличен к истории. Сюжет с ярко выраженной интригой его не интересует. «Необходимо описать жизнь как можно более простой», – таково кредо писателя. Его сюжеты – это истории из жизни обычного простого человека, в судьбу которого писатель пристально вглядывается. [8, с. 45]. До прихода А.П. Чехова в русскую литературу казалось достоверным, что маленькая эпическая форма была «фрагментом» крупной (романской) формы: «голова вырвалась из романа», как говорил В. Г. Белинский об истории. [2, с. 45]. Но в тоже время современной русской литературной критикой в последние десятилетия сильно подчеркивалось отличие Чехова от предшествующей традиции русского реализма. Между тем становится все более очевидным, что Пушкин и Чехов являются связующим звеном не только эстетической, но и этической цепи, представляя начало и конец одной литературной парадигмы (И. Сухих). [5, с. 35]. Малая проза – довольно условное название для прозаических произведений, объем которых интуитивно определен автором и читателем как менее типичный для национальной литературы того периода. А. П. Чехов вошел в литературу в начале 80–х годов XIX века. Это время Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова–Щедрина. В это время традиция романа преобладала в русской литературе. Целые поколения русских читателей и литературоведов воспитывались на произведениях Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского.
2. Тема семьи в малой прозе А. П. Чехова
2.1. «Семейный вопрос» глазами писателя
Тема любви и семейных отношений не нова в литературе. Она встречается уже в древнегреческих мифах и в древнерусской литературе (например, «Песнь Олега», в которой упоминается любовь жены и мужа), в средневековой русской и зарубежной литературе. В XVII, XVIII, XIX веках данная тема была актуальна для таких писателей и поэтов, как Шекспир, Байрон, Кэннон, Лермонтов и многие другие. Тема любви и тема семейных отношений, тема дома есть у каждого писателя и поэта. И Антон Павлович Чехов не исключение.
Прежде чем рассказать о «семейном вопросе» глазами А. П. Чехова, следует сказать пару слов о семье, в которой родился и воспитывался писатель. О том, что сформировало его взгляды на такие вопросы, как: семья, брак, отношения мужчины и женщины. Семья, в которой вырос А. П. Чехов, была большая, детей было шестеро.
Об отце Чехов отзывался как о суровом человеке. Его отец, Павел Егорович, считал, что детей для их же пользы нужно наказывать, пороть, а дети не представляли себе, что бывает иначе. На всю жизнь запомнил Чехов чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказывал его. Много лет спустя он говорил, что не мог простить отцу, что он сек его в детстве. И все–таки, несмотря ни на что, он любил и за многое уважал отца. Чем старше он становился, тем больше понимал, что отец не мог поступать по–другому, что поступал он так только потому, что любил детей, хотел им добра и видел, что так же учили детей во многих семьях. Дети пели в церковном хоре, в ремесленном классе научились шить себе штаны и жилеты. При своих очень скудных средствах отец всем детям дал образование в гимназии, учил музыке, а старших детей – даже иностранному языку [9, с. 126]. Можно представить себе, сколь гнетущей была атмосфера в семье, где домочадцы жили в постоянной зависимости от настроений, прихотей и капризов главы семейства, сколь пагубно влияла она на впечатлительную детскую душу. Это оказало большое влияние на взгляды писателя по такому вопросу как семья [9, с. 126].
Заключение
Чехов написал много историй и по праву считается мастером коротких рассказов, ему удается ставить и раскрывать огромные проблемы, с которыми человечество вечно сталкивается, такие как проблемы человеческого счастья, истинной любви, накопления и безразличия, на расстоянии двадцати страниц. Чехов выявляет публичные язвы и кипит, показывает их всему миру во всей его отвратительной сущности. Писатель хочет разбудить в человеке все лучшее, иногда спит под густой твердой коркой безразличия, эгоизма и мещанства. Чехов вошел в русскую литературу как замечательный мастер новых жанровых форм. Его рассказы и рассказы, относительно небольшие по объему, были построены на строгом отборе жизненно важного материала, на использовании новых методов сюжета, новых принципов художественного повествования. Эпизодичность, фрагментация, неполнота сюжета становится не методом, а структурным принципом чеховской прозы, особенно в зрелый период его творчества. Художественный стиль Чехова построен в определенной степени по принципу сборки. Он широко использует так называемые изменения различных планов: общего, среднего и крупного (что стало основой кинематографа в 20–м веке). В дочеховской литературе чаще всего можно найти чередующиеся общие и второстепенные планы, в то время как Чехов показал фундаментальную важность использования крупного плана. Поэтому он подает детали «крупно», чтобы они были заметны. Детали в творчестве Чехова становятся структурообразующим фактором, они всегда значимы, иногда они даже превращаются в символ (например, пальто Очумелова в галошах «Хамелеон» и зонтик Беликова и т. Д.). В Чехове вещи, предметы, конкретные детали, как правило, помогают понять человека, несут отпечаток личности владельца (в этом случае развитие гоголевских традиций может быть отменено). В деталях может быть суть характера или ситуации. Мы знакомимся с произведениями Чехова, написанными более 100 лет назад, но не устаревшими, не потерявшими своей актуальности сегодня. Читая Чехова, вы узнаете много нового, и это заставляет задуматься о своей жизни. А. П. Чехов, при всей оригинальности своего творчества, развивался в русле национальных традиций русской литературы. Это нарушает установленные нормы жанра. Тема семейных отношений присутствует не только в драматических произведениях А. П. Чехова («Вишнёвый сад», «Три сестры» и др.), но ярко раскрывается и в малой прозе писателя. Любовные переживания персонажей показывают злобу и жестокость характера людей, отсутствие культуры эмоциональной идентификации, уважения и понимания для других.
1. Бочмага, М. Я. Особенности воплощения темы семьи в творчестве А.П. Чехова 1880-х гг. / М.Я. Бочмага, Е.В. Яскевич // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4201–4205.
2. Бялый, Г.А. Чехов и русский реализм. Очерки / Г.А. Бялый. – Л. : Сов. писатель, 1981. – 400с.
3. Иванов, Г. В. Сто великих писателей / Г. В. Иванов, Л. С. Калюжная – М.: Вече, 2005. – С. 363-368.
4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – 687 с.
5. Лотман, Ю. М. О русской литературе: статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы / Ю.М. Лотман – СПб.: «Искусство-СПБ» – 945 с.
6. Набоков, В.В. Лекции по русской литературе / Набоков В.В. – М. : Прогресс, 1999. – 217 с.
7. Одесская, М. М. Были ли идеалы у господина Чехова? / М.М. Одесская // Вестник Российского государственного университета. – 2008. - №11. – С. 219-227.
8. Русские писатели / Н. М. Войнова [и др.] – М. : РОСМЕН-ПРЕСС, 2003 – 352 с.
9. Русские писатели : библиографический словарь в 2-х ч.; ч. 2. М-Я. / под ред. П. А. Николаева – М. : Просвещение, 1990. – 448 с., ил.
10. Скафтымов, А.П. Нравственные искания русских писателей / А.П. Скафтымов – М. : Просвещение, 1972. – 543 с.
11. Словарь афоризмов русских писателей / под ред. А.Н. Тихонова. – М. : Русский язык–Медиа, 2004. – 144 с.
12. Тукаев, Р.Д. Психотерапевтический анализ пьесы А. П. Чехова «Чайка» / Р.Д. Тукаев // Психотерапия. – 2006– №5– С. 15–20.– С. 15
13. Тукаев, Р.Д. Психотерапевтический анализ пьесы А. П. Чехова «Чайка» / Р.Д. Тукаев // Психотерапия. – 2006– №5– С. 15–20.– С. 15.
14. Тюпа, В.И. Художественность чеховского рассказа / В.И.Тюпа – М. : Просвещение, 1989. – 135 с.
15. Чехов, А.П. О литературе / А.П.Чехов – М. : Просвещение, 1975. – 160 с.
16. Чехов, А.П. Рассказы. Пьесы / А.П. Чехов – М. : АСТ: Олимп, 1996.– 640 с.
17. Чехов, М. П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления. Е. М. Чехова. Воспоминания /М. П. Чехов, Е. М. Чехова – М. : Художественная литература, 1981 – 355 с.
18. Юшманова, Н. Е. А. П. Чехов: уроки нравственности / Н.Е. Юшманова. – М. : Знание. – 1985. –С.38.