Введение
Глава 1. Теоретические аспекты коллективного труда дошкольников
1.1 Понятие коллективный труд дошкольников
1.2 Способы организации коллективного труда дошкольников
1.3 Методика руководства коллективным трудом дошкольников
Глава 2. Экспериментальное изучение коммуникативных умений детей дошкольного возраста
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
2.2 Организация коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников
2.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является коммуникативная функция речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимало значительное место в системе обучения. Особое внимание этой работе уделяется в дошкольных учреждениях образования.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, поэтому вопросам развития речи дошкольников необходимо уделять особое внимание не только со стороны учителя-дефектолога, но и родителей [11].
Анализ теории и практики особенностей формирования коммуникативных навыков дошкольников со стёртой дизартрией свидетельствует о ее существенных недостатках. Недостаточно изучена структура коммуникативных навыков дошкольников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных навыков таких детей.
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых таких, как: А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, Я. Л. Коломинского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, П. М. Якобсона, Я. А. Яноушека и других [15, с. 34].
Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр.), навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки.
Глава 1. Теоретические аспекты коллективного труда дошкольников.
1.1. Коллективный труд дошкольников.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Этот период представляет большие возможности для физического и умственного развития, закладываются основные черт характера и моральные качества личности.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к родине.
Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – коллективному труду [6, с. 84].
На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации.
Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач. Дети работают «рядом», но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время. Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к коллективному труду [8].
Глава 2. Экспериментальное изучение коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
2.1 Методика и организация экспериментального исследования.
Нами был проведён эксперимент, в котором мы определили цель и задачи нашего исследования.
Цель работы: изучить коммуникативные умения у дошкольников.
В эксперименте принимало участие 15 детей возраст которых 5-6 лет (Приложение А) [5; 19].
Нами были отобраны методики для изучения коммуникативных навыков старших дошкольников (Приложение Б) [20]:
1)Методика определения ведущей формы общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина).
2)Методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман).
Перед начало выполнения диагностических заданий, каждому ребёнку была объяснен инструкция и пример выполнения задания, для ребёнка создавали условия, в которых он чувствовал бы себя комфортно и уверенно, так же мы убрали отвлекающие игрушки.
На гистограмме 1 (см. Рис. 2.1.) можно увидеть результаты выполнения методики для определения ведущей формы общения ребенка со взрослым.
Проблема формирования и развития коммуникативных умений актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет в дальнейшем обучение детей в школе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что большое количество исследователей обращают внимание на тему «коммуникативные умения». Многие работы опираются на необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных путей развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Так же мы изучили речевые возможности, так как эти трудности оказывают влияние на формирование полноценного речевого общения.
Общение - решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок и от уровня развития коммуникативных навыков. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - с взрослым и со сверстником.
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми этого возраста.
1. Андреева, В. А. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе // Дошкольное воспитание. 2009. № 11. – 135 c.
2. Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе. – М.: Просвещение, 2006. – 134 c.
3. Буре, Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре. – М.,1980. – 216 с.
4. Буре, Р. С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. – 3-е изд., испр., доп. – М., 1983.
5. Васильева, М.А. Трудовое воспитание дошкольников // Сб. \"Трудовое воспитание детей дошкольного возраста" / Сост. Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 2001. – 377 с.
6. Воспитание дошкольника в труде / Под. ред. В. Г. Нечаевой. – М.: 2003. – 108 с.
7. Епифанцева, Т.Б., Киселенко Т.Е. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
8. Комарова, Т.С.: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
9. Кулигина, Е.А., Кислякова, Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера». – 65 с
10. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 276 с.
11. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, – М.: Владос, 2002.
12. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им.А.И. Герцена. // Дефектология. – 1986. – № 2.
13. Лысенко, В. Д. Приобщаем детей к труду/ В. Д. Лысенко. – Мозырь ООО ИД “Белый ветер”, 2004.
14. Маркова, Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы. – М.: АРКТИ, 2002. – 78 с.
15. Петрова, В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого - социальный институт, 1998. – 104 с.
16. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. / Под. ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1950.
17. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д. В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.
18. Сергеева, Д. В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников / Д. В. Сергеева. — М., 1980.
19. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы. Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1984. – 204 с.
20. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2010. – 291 с.
21. Усова, А.П. Обучение в детском саду. – М.: 2000. – 69 с.