ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПИТИРИМ СОРОКИН: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ЕГО ТРУДЫ
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ ПИТИРИМА СОРОКИНА
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ ПИТИРИМА СОРОКИНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
П. Сорокин является одним из ярких представителей не только российской. американской, но и мировой социологии. Его работы до сих пор привлекают внимание не только социологов, философов, политологов, культурологов, но и обычных обывателей.
Безусловным достоинством его научных трудов является разработка собственной типологии культур и цивилизаций, а также собственной авторской концепции социальной и культурной динамики. Именно поэтому изучение наследия этого исследователя представляется актуальным и в настоящее время.
Цель работы – выявление особенностей понимания П. Сорокиным типологии культуры и концепции социальной и культурной динамики.
Объект исследования – труды П. Сорокина. Предмет исследования – особенности его типологии культур и концепции социальной и культурной динамики.
Для того, что достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности биографии и научных трудов ученого.
2. Охарактеризовать специфику типологизации культур и цивилизаций П. Сорокина.
3. Выявить особенности концепции социальной и культурной динамики П. Сорокина.
Основные методы, которые были использованы в данной работе являются метод анализа и синтеза, метод контент-анализа, метод экспертной оценки, сравнительно-типологический метод.
ГЛАВА 1. ПИТИРИМ СОРОКИН: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ЕГО ТРУДЫ
Исследованиями биографии этого выдающегося философа, социолога, культуролога в разные времена занимались разные исследователи. Примечательно, что очень много работ, посвященных анализу биографии, связи основных ее фактов с развитием научных взглядов Сорокина занимались не только советские исследователи, но и американские. Этот факт доказывает значение П. Сорокина в развитии не только социологии, но и философии, культурологии и даже политологии.
Интересен тот факт, что до сих пор существует несколько версий того, где же именно родился Питирим Сорокин. Подробно данный вопрос рассматривается А. В. Липским и П. П. Кротовым [9]. К примеру, Энциклопедический философский словарь а качестве места рождения этого ученого называют село Жешарт, ныне Коми. Однако Л. Г. Ионин называет эту деревню чувашской. А вот исследователь А. Ю. Согомонов пишет о том, что П.ж Сорокин родился в г. Великий Устюг Вологодской области. Профессор И. А. Голосенко в свою очередь говорит о том, что место рождения ученого – д. Турья.
Сам П. Сорокин в «Дальней дороге» («Долгом пути») говорил о д. Турья как о месте своего рождения. Вместе с тем стоит отметить, что в других автобиографических и мемуарных исследованиях данное название больше не фигурирует. Кроме того, П. Сорокин, создавая описание своей малой родины, говорит о ряде городов и сел (Великом Устюге, Котласе, Яренске, Гаме, Жешарте, Римье). К примеру, в «Листках из русского дневника» ученый пишет, что его родина – это район между Великим Устюгом и Котласом.
А. В. Липский и П. П. Кротов нашли свидетельство, которое служит в пользу д. Турья как места рождения Сорокина, причем оно было сделано рукой самого П. А. Сорокина.
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ ПИТИРИМА СОРОКИНА
В 1992 г. в России был издан сборник трудов П.А. Сорокина под названием «Человек. Цивилизация. Общество» [13]. В его состав вошли существенные для типологии культуры работы, а именно «Социальная стратификация и мобильность», «Социокультурная динамика» и «О так называемых факторах социальной эволюции».
П. Сорокин использовал в своих исследованиях работы ведущих мыслителей XIX и XX вв., оказавших большое влияние на его теорию: О. Шпенглера, И. Тэна, К. Маркса, О. Конта, Г. Спенсера, В. Парето, М. Вебер, 3 Фрейд, И. Павлова и т.д. Сорокин рассматривал культуру в качестве интегрированной системы, которая поддерживается и основана на ряде определенных ценностей. П. Сорокин также различал несколько уровней интеграции, а именно, горизонтальный и вертикальный [13]. В соответствии с этим обстоятельством разрабатывалась и его типология культуры, которая в итоге стала также двухуровневой. Горизонтальный уровень был представлен самостоятельными культурно-историческими типами или локальными цивилизациями. Каждый из этих типов имел свои собственные ценности, которые четко отличали его от других типов культуры. В целом, П. Сорокин использовал классификацию локальных цивилизаций, которая преобладала после работ Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Вебера и т. д. Другими словами, Сорокин придерживалась того же убеждения о разнообразии культур, что и они, как отмечает Л. М. Марцева [10].
Все культурно-исторические типы формировались под влиянием определенных условий, главными из которых, по мнению самого ученого и других исследователей, можно назвать следующие:
природно-климатические,
национально-этнические,
религиозно-мировоззренческие,
цивилизационные (формы социально-политической и хозяйственно-экономической деятельности) [10, с. 16]
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ ПИТИРИМА СОРОКИНА
В своем труде «Социальная и культурная динамика» П. А. Сорокин описал динамику трех типов культурных систем – чувственной, идеациональной и идеалистической. Все особенности чувственной культуры, по его мнению, следуют из убеждения в том, что реальность сенсорна, а все особенности идеациональной культуры - из убеждения в сверхчувственности реальности. Эти убеждения, по П.А Сорокину, укоренены в ментальности как основании соответствующей культуры. Обратим внимание на то, что типы культур выделены по признаку фундированности конкретным философским убеждением. Ментальность культур фиксируется именно в философском измерении. Поэтому социокультурная динамика человечества рассматривается с точки зрения философского детерминизма. Поскольку П. А. Сорокин описывает тины и социокультурную динамику философских культур и основанных на них типах социальности, то представляется возможной интерпретация его концепции как метафилософской, применяющей квантитативные методы для анализа процессов в истории западной философии и обусловленной ими эволюции общественных отношений. На философские критерии выделения и философское содержание типов культурных систем, описанных П.А. Сорокиным, внимание практически не обращается. Редким исключением является замечание Б.В. Джонстона о том, что в основе логико-смысловой характеристики культурных типов находится «эхпистомологический принцип», исходя из которого социальная группа организует реальность, формирует институты и культуру [4, c.16]. Действительно, критерий разделения чувственной, идеациональной и идеалистической культур является по своей природе эпистемологическим. Указание на эпистемологию ориентирует на уточнение дисциплинарных оснований философской импликации культурной и социальной динамики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
П. Сорокин имел насыщенную и интересную биографию, факты которой в значительной степени повлияли на его дальнейшую судьбу и, что важнее, на научную деятельность. Так или иначе, его научные взгляды формировались не только под влиянием представителей окружения и научного сообщества, в которое он был вхож, но и под влиянием определенных исторических событий, свидетелем которых он становился.
П. Сорокин разрабатывает собственную типологию культур, основываясь на достижениях философов, которые были сделаны до него. Примечательно, что он разрабатывает данную типологию сразу на 2 уровнях – горизонтальном и вертикальном. Также отметим, что типология культур у Сорокина является циклической.
Прежде всего, П.А. Сорокин является пионером социокультурного исследования феномена философии. С позиции логического детерминизма он рассматривает философию как фундаментальный фактор, определяющий динамику' форм культуры и социальности. На протяжении 2,5 тысячелетней истории западного мира П.А. Сорокин фиксирует устойчивость разнообразия философских культур. Это не позволяет, на его взгляд, предсказывать окончательное исчезновение конкурирующих с античности тех или иных альтернативных философских направлений. С учетом долговременной тенденции роста влияния эмпиризма и действия закономерности колебательной динамики социокультурных процессов в исторической перспективе следует ожидать наступления контртенденции, то есть повышения влияния рационализма. При этом будет сохраняться общее доминирование идеациональнй философской культуры с некоторым увеличением значимости философских ориентаций, характерных для чувственной культуры (материализма, детерминизма, темпорализма, номинализма).
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая, под ред. В.И.Добренькова . – Ростов н/Д, 2000. – 257с.
2. Волков Ю.Г. Социология: Курс лекций: Учебное пособие / Ю.Г.Волков [и др.]. – Ростов-на-Дону, 1999. – 174 с.
3. Волков Ю.Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков [и др]. – Ростов н/Д, 1999. – 345 с.
4. Джеймс, У. Прагматизм / У. Джеймс // Воля к вере. – М.: Республика, 1997.
5. Джонстон, Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социс. – 1999. – № 6. – С. 14 - 24.
6. Дойков, Ю. Питирим Сорокин. Человек вне сезона. Биография. Т. 1. (1889-1922) / Ю. Дойков. – Архангельск, 2008. – 432 с.;
7. Дойков, Ю. Питирим Сорокин. Человек вне сезона. Биография. Т. 2. (1922-1968) / Ю. Дойков. – Архангельск, 2009. – 488 с.
8. История социологии: Учеб. пособие / под ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 1997. – 328 с.
9. Липский, А. В. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина / А. В. Липский, П. П. Кротов // Социологическое наследие. – 1990. – С. 117-134.
10. Марцева, Л. М. Типология культуры в социологии Питирима Сорокина / Л. М. Марцева // Омский научный вестник. – 1999. - № 3. – С. 16-17.
11. Питирим Сорокин: Новые материалы к научной биографии: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Отв. ред. Ефременко Д.В., Кротов П.П. – М., 2012. –232 с.
12. Сорокин, П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика / П. А. Сорокин. – СПб, 2000.
13. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: пер. с англ. – М., 1992. – 741 с.
14. Сорокин, П. Дальняя дорога: Автобиография / П. Сорокин; пер. с англ., общ. ред., сост., предисл. и примеч. А. В. Липского. – М.: Изд. центр «Терра»: Моск. рабочий, 1992. – 302 с.
15. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений = Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships / П. Сорокин; Пер. с англ. В. В. Сапова. – Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. – 1054 с.
16. Сорокин, Питирим Александрович / Сапов В. В. // Сен-Жерменский мир 1679 – Социальное обеспечение [Электронный ресурс]. – 2015. – С. 715-716. – (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 30).
17. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2006. – 736 с.
18. Тюгашев, Е. А. П.А. Сорокин о социокультурной динамике философии / Е. А. Тюгашев // Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития II 32 XXI века (к 125-летию со дни рождения) : Международная научная конференция, Сыктывкар, 21-22 августа 2014 г. : сборник научных трудов / редкол.: И.Е. Фадеева, отв. ред.; В.Л. Сулимов, J1.B. Гурлснова. - Сыктывкар : Изд-во СыктГУ, 2014. – С. 499-511.
19. Философия : учебное пособие / В. К. Лукашевич, В М. Белокурский и др.; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск : БГЭУ, 2001. – 431 с.
20. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей [Текст] / Под ред. Т.П.Матяш.Ростов н/Д, 2006.
21. Философия: курс лекций / Л. Е. Лойко. – Минск : Академия МВД, 2011. – 245 с.
22. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Мировова, А. В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Трикста, 2004. – 688 с.
23. Философия: учебное пособие / А. А. Козел, Л. Е. Лойко, И. А. Рябков, А. И. Татарников. – Минск: Академия МВД РБ, 2006. – 416 с.
24. Шушляева, О. Н. Понятие динамики культуры в трудах Питирима Сорокина / О. Н. Шушляева // Ценности и смыслы. – 2016. – № 4. – С. 50-53.