Введение
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация среднего образования. Следовательно, социальный профессиональный заказ требует совершенствования информационной подготовки школьников уже в стенах образовательного учреждения.
Образование современного школьника должно обеспечивать не только его умения и навыки, но и способствовать его социальной адаптации, умению перерабатывать полученную информацию. В ходе учебной деятельности у школьника возникает информационный дефицит как недостаток информации, проблемы с ее поиском, отбором, оценкой, переработкой и т.д. Центральное место в составе документного массива, предназначенного для данной категории пользователей, принадлежит информации.
При выборе направлений и форм формирования информационной культуры школьника, необходимо учитывать все особенности: возраст, увлечения, предпочтения в литературе, психологическое состояние и т.д. Библиотеке в данном вопросе принадлежит ведущая роль.
Цель курсовой работы –разработать рекомендации по формирования информационной культуры у школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
проанализировать литературу по теме исследования;
уточнить понятие «информационная культура школьников»;
рассмотреть направления и формы формирования информационной культуры школьников на примере детской библиотеки;
разработать рекомендации по формированию информационной культуры школьников на базе детской библиотеки-филиала им. А.С.Пушкина г.Могилёва.
Объект исследования – информационная культура школьников.
Глава 1 Информационная культура: теоретический аспект
1.1. Анализ литературы по теме исследования
Такое понятие как «информационная культура» сегодня становится все более привычным и распространенным, и как явление «информационная культура» входит в предметное поле изучения многих наук: «культурологии», «социологии», «психологии», «педагогики», «социальной философии» и многих других наук, с которыми она перекликается. Каждая дисциплина раскрывает свой конкретный аспект информационной культуры. Изучая историю разработки данного понятия «информационная культура», стоит отметить следующее: что одними из первых, кто попытался обратился к проблеме исследования «информационной культуры», были именно разработчики концепций информационного общества. В трудах исследователей «информационная культура» рассматривается как необходимый механизм формирования информационной цивилизации. Такой подход носит в большей степени методологический, общефилософский характер, который вооружает исследователей методологией изучения информационного общества в целом. К таким работам можно отнести труды известных зарубежных авторов, таких как Д. Белла, М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера и многих других, кто занимался исследованием понятия «информационная культура».
Формирование информационной культуры личности – одни из основных вопросов работы школьных библиотек на современном этапе. Множество публикаций по данной теме исследования принадлежит Н.И. Гендиной.
В отдельном спецвыпуске «Школьная библиотека» за 2014, № 9-10, в котором 160 с., все публикации посвящены знаменательному событию в жизни школьных библиотек и всей Российской школьной библиотечной ассоциации – Всемирному форуму Международной ассоциации школьных библиотек ИАСЛ – 2014, который проходил в Москве 25 – 30 августа 2014 г. в журнале помешены выступления представителей ИАСЛ из разных стран, и все они посвящены одной теме – воспитанию информационной культуры личности. Как отметила в своём выступлении Н.И. Гендина, можно насчитать «…86 видов грамотности, это не совсем нормальное явление. Глубоко убеждена, что кризис мировой системы образования связан с информационной природой, с тем, что те потоки информации, которые преподавателям нужно транслировать, а учащимся осваивать, становятся столь большими, что мы с ними не справляемся…. Русской ментальности ближе не примитивный навык, грамотность, понимаемая как примитивное умение читать и писать, а более сложное явление – культура». Поэтому библиотеки всех уровней и призваны воспитывать и развивать целостную современную информационную картину, а не делить её на отдельные сектора.
Глава 2 Формирование информационной культуры учащихся школ
2.1. Формы и методы формирования информационной культуры школьников в детской библиотеке
В предыдущей главе речь шла о феномене «информационная культура» и о специалистах, которые занимались и продолжают заниматься исследованиями в области его изучения, и данная тема была и остается по сей день актуальной. Но не менее актуальной темой для изучения выступает и формирование информационной культуры как в целом личности, так и конкретной группы, категории. В нашем случае – это категория школьники.
Стоит отметить тот факт, что «информационная культура учащихся» вошел в педагогический лексикон в 1958 году, однако в понимании самого термина «информационная культура школьника» и в его употреблении и использовании по настоящее время нет однозначного понимания.
В современных условиях, в которых стремительно растет поток информации, нынешнему человеку остро необходима способность не только выбирать и реализовывать на практике удобные и адекватные способы получения данной информации, но и стремиться быть информационно-грамотной личностью в социуме.
Как показывает практика, то исследователи педагоги, школьные учителя активно выделяют резко возросшую информированность большинства современных детей.
Если раньше для ребенка учитель и школа были основными источниками для получения информации о мире, человеке, обществе, природе и т.д., то сегодня средства массовой информации выступают существенным и весомым фактором формирования у подрастающего поколения картины мира.
Несомненное преимущество у современных детей – это расширение кругозора, высокий уровень IQ, высокий рост эрудиции. Если верить мнению современных педагогов, то уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать и применять современные возможности – инновационные образовательные технологии, которые формируют умения работать с информацией, и исключением не являются информационно-коммуникационные технологии, информационный потенциал просторов сети Интернет, разнообразные дистанционные формы обучения и многие другие.
Заключение
«Информационная культура» явление не молодое, но в тоже время и не до конца изученное. Огромное множество специалистов изучают «информационную культуру», примеряя ее к различным группам и категориям людей, начиная от школьников и заканчивая пожилыми людьми (пенсионерами). Актуальность исследования данной темы остается и по настоящее время.
«Информационная культура» – это специфическая характеристика поступательного развития человеческой цивилизации: на каждом этапе исторического развития человечество сталкивается с определенным уровнем информационной культуры, но на всех этапах этого развития она (информационная культура) не только органически вплетена в реальную ткань социальной жизни, но и создает ее новое качество. Именно эта особенность в условиях формирования информационного общества настоятельно и объективно требует от каждого человека обладать знаниями об информационной среде и закономерностях ее функционирования, овладевать современными информационными технологиями, т.е. исторически новым уровнем культуры обращения с информацией.
Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.
Одной из ведущей задач современной библиотеки является формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, формирование информационной культуры, культуры чтения, куда входит:
- Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
- Владение навыками самостоятельного выбора книг;
- Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных школьниками на библиотечных уроках.
1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф.Абдеев. – Москва :Владос, 1994. – 336 с.
2. Абитова, Г.Т. Формирование основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. педагогич. наук: 13.00.05 / Г.Т.Абитова. – СПб., 2015. – 26 с.
3. Агафонова, Л.А. Что такое библиотечный каталог? / Л.А.Агафонова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 8. – С. 62 - 66.
4. Барановская, В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности: урок ББЗ, из опыта работы ГУО «СШ №4 г.Держинска» / В.Барановская // Бібліятэка прапануе. – 2014. – №1. – С.12-14.
5. Белова, С.Н. С информацией на «ты»: библиографическая игра / С.Н. Елова, Е.Е.Плинто // Школьная библиотека. – 2011. – № 4. – С. 89 - 92.
6. Блинова, О.Ф. Интегрированный урок по литературному чтению в 3-м классе:по программе дополнительного образования детей “Учимся работать с информацией” (система Л.В.Занкова) / О.Ф.Блинова, Т.П.Данильчук // Школьная библиотека. – 2016. – №9. – С.57-61.
7. Борисов, Т.В. Воспитание информационной культуры младших школьников / Т.В.Борисов // Вестник ТГПУ. – 2013. – №13. – С.207-209.
8. Волкова, И. Повышение информационной культуры учащихся в условиях школьной библиотеки: из опыта работы ГУО «Средняя школа № 3 г.Осиповичи» /И.Волкова // Бібліятэка прапануе. – 2017. – №1. – С.36-37.
9. Воробьев, Г.Г. Твоя информационная культура / Г.Г.Воробьев. – Москва : Мол.гвардия, 1988. – 303 с.
10. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре / М.Г.Вохрышева // Проблемы информационной культуры : сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований / науч. ред. Ю.С. Зубов, В.А.Фокеев. – Москва, 1997. – С. 13-21.
11. Гаврикова, Е. «Учись правильно работать с учебником» / Е. Гаврикова // Школьная библиотека. – 2010. – № 9–10. – С. 93-96.
12. Гендина, Н.И. “Основы информационной культуры”: обогащение учебного курса новыми иедями / Н.И.Гендина // Школьная библиотека. – 2016. – №11. – С.42-51.
13. Гендина, Н.И. Алгоритм адаптации курса «Основы информационной культуры личности» к условиям библиотеки: проблемы теории и методики / Н.И.Гендина, Л.Н.Рябцева // Школьная библиотека. – 2011. – № 6-7. – С. 88-96.
14. Гендина, Н.И. Курс «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки: явные преимущества и скрытые опасности / Н.И.Гендина, Л.Н.Рябцева // Информационный бюллетень РБА. – 2010. – № 54. – С. 39-44.
15. Гендина, Н.И. Мастер класс «Методика проведения занятий по основам информационной культуры школьников»: итоги и перспективы / Н.И.Гендина //Школьная библиотека : печатный орган Русской школьной Библиотечной ассоциации. – 2012. –. №9/10. – С.76-81.
16. Гендина, Н.И. Обсуждение проблем информационной культуры личности: калейдоскоп событий международной конференции «Крым 2013»: впечатление ведущей рубрики «Информационная культура личности» / Н.И.Гендина // Школьная библиотека: научно-методический журнал. – 2013. – №6/7. – С.25-29.
17. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьников: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. Урок 4 / Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова // Школьная библиотека. – 2013. – №8. – С.56-60.
18. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина и др. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 352 с.
19. Гречихин, А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения / А.А.Гречихин // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. / Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. – Москва, 1995. – С. 15.
20. Гречихин, А.А. Информационная культура: опыт типологического определения /А.А.Гречихин // Проблемы информационной культуры : сб. ст. / под ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. – Москва, 1994. – С. 15-25.
21. Грязнова, Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ / Е.В. Грязнова // Философия и культура. – 2016. – № 3. – C. 452-458.
22. Дробышева, Н. Библиотека-центр формирования информационной культуры личности / Н.Дробышева, Г.Дятлова // Бібліятэчны свет. – 2014. – №1. – С.17-18.
23. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. – Краснодар, 1996. – С. 141.
24. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки: копилка коллективного опыта / Е.В.Илдаркина // Школьная библиотека. – 2008. – № 1. – С. 56 - 57.
25. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л.Иноземцев. – Москва : Логос, 2000. – 330 с.
26. Казанцева, М.В. Формирование информационной культуры личности младших школьников: взгляд учителей на проведение эксперимента / М.В.Казанцева, Е.А.Кащеева, К.П.Сыркашева // Школьная библиотека. – 2013. – №5. – С.57-62.
27. Как работать со словарями: библиотечные игры и уроки для 6-9 классов / Т.Рудишина, Е.Макарова, Л.Ананьева. – Москва : Чистые пруды, 2007. – 32 с.
28. Катович, Н.К. Формирование информационной культуры личности в воспитательном процессе школы / Н.К.Катович, В.Н.Ковалёва // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – №1. – С.12-22.
29. Корнаухова, Л. Где искать истину?: о занятиях для учащихся 1-9 классов [формирование информационной культуры] / Л.Корнаухова // Библиотека. – 2012. – №9. – С.63-64.
30. Леончиков, В.Е. Информационная культура личности: поиски методологии / В.Е. Леончиков // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск 17-19 сентября 1997 г.: Тез. докл. – Краснодар, 1997. – С. 91-93.
31. Матвиенко, Д.В. Информационная культурология и информационная антропология как новые научные направления / Д.В. Матвиенко // Культурная жизнь Юга России. – 2008. – № 3. – С. 6-8.
32. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры / Е.А. Медведева // СоцИс. – 1995. – № 10. – С. 52-67.
33. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры / Е.А.Медведева // СоцИс. – 1994. – № 11. – С. 52-67.
34. Микерина, Т.В. Информационная культура и кризис социокультурной идентичности в условиях глобализации: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос.: 09.00.11 / Т.В.Микерина. – СПб., 2010. – 23 с.
35. Мрочко, Л.В. Информационная культура общества и личности: монография / Л.В.Мрочко. – Москва : Изд-во МГОУ, 2008. – 200 с.
36. Мышчыкава, Н. Са скарбонкі айчыннай ілюстрацыі: урок інфармацыйнай культуры / Н.Мышчыкава // Бібліятэка прапануе. – 2013. – №1. – С.14-19.
37. Негодаев, И.А. Информатизация культуры / И.А.Негодаев. – Ростов-на –Дону : Книга, 2003. – 319 с.
38. Нестерова, Л.В. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки : автореф. дис. … к.пед.н. / Л.В.Нестерова. – Брянск, 2002.
39. Никитина, Е.О. Педагогические условия развития информационной культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. педагогич. наук: 13.00.08 / Е.О.Никитина. – Москва, 2015. – 25 с.
40. Новокшонова. М.Ю. Информационная культура как компонент имиджа современного педагога: автореф. дис. ... канд. педагогич. наук : 13.00.01 /М.Ю.Новокшонова. – Москва, 2006. – 26 с.
41. Олефир, С. Освой сам, подготовь других: медийная и информационная грамотность (МИГ) пользователей / С.В.Олефир // Библиотека. – 2016. – №12. – С.10-12.
42. Олзоева, Г. Вам поможет “Информина”: формирование информационной грамотности / Г.Олзоева // Библиотека. – 2016. – №6. – С.38-40.
43. Полякова, Г. Феномен информационной культуры в современном обществе / Галина Полякова // Власть. – 2013. – №10. – С.83-86.
44. Полякова, Г.В. Информационная культура в современном обществе: философские аспекты: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Г.В.Полякова. – Москва, 2015. – 35 с.
45. Ракитов, А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок / А.И.Ракитов // Вопросы философии. – 1992. – № 5. – С. 3-23.
46. Семеновкер, Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков / Б.А.Семеновкер // Библиография. – 1994. – №1. – С.12
47. Семенюк, Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э.Л.Семенюк // НТИ. – Сер.1. – 1994. – №7. – С.3.
48. Семенюк, Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества / Э.П.Семенюк // Научно- техническая информация. – Сер. 1. – 1997. – № 1. – С. 6.
49. Семяновская, А.П. Библиотечные уроки в начальной школе / А.П.Семяновская // Школьная библиотека. – 2011. – № 4. – С. 79-88.
50. Сергеева, Б.В. Формирование информационной культуры младших школьников / Б.В. Сергеева, И.В. Козырева // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1546-1550
51. Соснина, Т.Н. Словарь трактовки понятия «Информация» / Т.Н.Соснина, П.Н. Гончуков. – 1997. – С.48
52. Справочник библиотекаря / под ред.: А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – Санкт-Петербург : Профессия. – 2003. – 439 с.
53. Фроликова, У.В. Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке / У.В.Фроликова // Школьная библиотека. – 2012. – № 1. – С. 66-72.
54. Хайбулаев, М.Х. Структура и компоненты информационной культуры школьников / М.Х.Хайбулаев, С.Х.Исламова // Дагестанский государственный педагогический университет. – 2015. – №2. – С.68-73.
55. Хангельдиева, И.Г. О понятии «информационная культура» / И.Г.Хангельдиева// Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: междунар. науч. конф. Краснодар, 1993. – С. 3–4.