Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы информационно-библиографического обслуживания школьников
1.1 Основные аспекты деятельности школьных библиотек в современном информационно-образовательном пространстве
1.2 Информационно-библиографическое обслуживание. Виды обслуживания, особенности
1.3 Организация информационной среды современной школьной библиотеки
Глава 2 Состояние и проблемы современной школьной библиотеки (на примере школьной библиотеки №1 г. Жодино)
2.1 Школьная библиотека – центр информационного обслуживания учебного процесса и воспитательной работы
2.2 Формирование информационной культуры пользователей школьной библиотеки
2.3 Разработка программы библиотечно-библиографических занятий для школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена особым значением библиотеки в удовлетворении информационно-образовательной потребности всех участников образовательного процесса, в области создания среды для обучения школьников, в сфере совершенствования педагогического процесса. Школьная библиотека выступает в качестве института, который способствует достижению нового, современного качества общего среднего образования.
Объект исследования – школьная библиотека.
Предмет исследования – информационно-библиографическое обслуживание школьников.
Цель исследования – изучить состояние и проблемы информационно-библиографического обслуживания школьников в школьной библиотеке № 1 в г. Жодино.
Задачи исследования:
1. рассмотреть основные аспекты деятельности школьных библиотек в современном информационно-образовательном пространстве;
2. охарактеризовать информационно-библиотечное обслуживание, его виды и особенности;
3. изучить организацию информационной среды современной школьной библиотеки;
4. изучить состояние проблем школьной библиотеки № 1 г. Жодино;
5. определить основные аспекты формирования информационной культуры пользователей школьной библиотеки;
6. разработать программу библиотечно-библиографических занятий для школьников.
Источниковедческая база. Различные аспекты деятельности школьной библиотеки были освещены в трудах таких исследователей, как М.Я. Дворкина, Г.А. Иванова, А.Г. Капишникова, Т.А. Короткова, Т.Б. Ловкова Т.Б. Маркова, К.Г. Озеров, С.В. Олефир, Н.Э. Патрик, Г.А. Райкова, Н.А. Стефановская, JI.В. Тананыкина, И.И. Тихомирова, О.В. Шлыкова, Е.Н. Ястребцева и др. Интерес также представляют исследования и труды таких библиотековедов и библиографоведов, как А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, Н.Е. Добрынина, Г.A. Иванова, Н.И. Гендина и др. Данные работы определяют основные функции школьных библиотек, концепции развития детской и школьной библиотеки. Исследованиями в области библиографии литературы для детей и юношества занимались А.Н. Дулатова, Т.А. Короткова и др.
Методы исследования – анализ состояния, морфологический анализ, экспертная оценка, структурный анализ, диагноз состояния.
Теоретическая значимость: комплексно охарактеризовано современное информационно-библиографическое обслуживание в школьной библиотеке.
Практическая значимость: результаты дипломной работы могут быть использованы в процессе обучения студентов по дисциплине «Библиотековедение и библиография».
Структура курсовой работы: состоит из введения, основной части из 2 глав, заключения, приложения. 29 стр., 27 источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Основные аспекты деятельности школьных библиотек в современном информационно-образовательном пространстве
Меняющиеся общественные потребности, задачи «обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспеченности безопасности в информационном обществе» [17, с. 3] определили новые требования к качеству образования, его структуре и методам обучения, образовательному результату. Экономика, которая основана на знаниях, парадигма открытого образования, электронные сервисы в образовательной и научной областях позволяют создавать образовательную систему, внутри которой каждый независимо от своего финансового и социального уровня сможет получить право на образование, а также на индивидуальную образовательную траекторию, которая будет соответствовать его личным способностям и жизненным установкам. Решению таких задач способствует процесс информатизации образования, в частности – формирование единого информационно-образовательного пространства, которое является совместным пространством для образовательной деятельности на базе информационно-коммуникационных технологий, систем и средств обучения.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе окончательно не сформировался понятийный аппарат, который бы определял единое информационно-образовательное пространство. Значительное внимание вопросу генезиса информационного пространства уделяют в своих исследованиях специалисты библиотечного дела Т.Ф. Берестова, Н.И. Гендина, Н.Б. Зиновьева, М.Ф. Меняева, Н.А. Сляднева и др.
Согласно С.И. Ожегову, пространство определяется в качестве:
1. Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами. На всем пространстве пустыни.
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ №1 Г. ЖОДИНО)
2.1 Школьная библиотека – центр информационного обслуживания учебного процесса и воспитательной работы
Исследование состояния и проблем современной школьной библиотеки на примере библиотеки № 1 г. Жодино позволяет сделать следующие выводы.
Детские библиотеки различного уровня работают в основном с читателями, которые сами пришли к ним, т.е. определенным образом уже проявили инициативу в своем движении к книге. Это не говорит о том, что эти библиотеки не ведут работу по привлечению новых читателей. Тем не менее, именно в школе через библиотеку волей-неволей проходят почти все учащиеся. Именно школьная библиотека, таким образом, работает с самыми пассивными детьми, теми, кто потенциально может быть читателем районной детской библиотеки, но не стал по различным причинам.
В этом заключается первая, одна из главных отличительных проблем школьной библиотеки от всех других детских – она работает с разным контингентом читателей в пределах одних и тех же возрастных групп. И для работы со своим контингентом школьной библиотеке необходимы другие формы.
Вторая особенность заключается в том, что школьные библиотеки работают не только с учащимися, но и с педагогами. Таким образом, педагог и библиотекарь воспринимают каждого ребенка с разных сторон. Координация работы и обобщение взглядов помогают как педагогу, так и библиотекарю эффективнее решать свои частные задачи, в конечном счете во имя одной общей цели – воспитания и образования каждого конкретного учащегося. В таком случае возможен учет особенностей каждого из учеников, его способностей к учебе, общего культурного уровня при подборе литературы и форм работы – как индивидуальной, так и с классом. Именно поэтому представляется правомерным утверждать, что школьный библиотекарь решает, в первую очередь, педагогические задачи, а затем уже информационные – те, которые принято обозначать как информационное обеспечение учебного процесса.
Третья особенность. Школьная библиотека обуславливает свою деятельность требованиями образовательного процесса в данном конкретном учреждении образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школьная библиотека важная составляющая в формировании современного образовательного пространства учреждения образования, организуя доступ к информации, навигации в ней, предоставляя собственные ресурсы и воспитывая информационную культуру учащихся. Новые возможности использования средств информационно-коммуникативных технологий и модель информационной и образовательной деятельности, соответствующие требованиям информационного общества, позволяют поддерживать интерес к чтению, формировать информационную грамотность и культуру, способность к самостоятельному обучению с использованием разнообразных информационных источников. Библиотека образовательного учреждения способствует созданию открытой образовательной среды, информационно-образовательного пространства, которое постоянно пополняется внешними данными; появляется возможность обмена информацией между библиотеками и учреждениями образования, развития научных и творческих способностей участников образовательного процессе, повышается эффективность данного процесса и активность образовательной жизни.
Правильная организация информационной среды современной школьной библиотеки способна создать необходимое настроение посетителей, способствовать комфортному времяпрепровождению. При этом она должна выполнять свои основные функции, к которым относятся информирование читателей, обеспечение удобного поиска необходимых книг.
Исследование состояния и проблем современной школьной библиотеки на примере библиотеки № 1 г. Жодино позволяет сделать следующие выводы о том, что наблюдаются определенные особенности, характеризующие и отличающие школьную библиотеку от других видов библиотек.
В школьных библиотеках для повышения информационной культуры ее пользователей проводятся дни библиографии, как тематические, так и универсальные. Кроме того, можно организовывать выставки библиографических пособий («Книги о книгах», «Ваши помощники в выборе книг»), а также выставки по одному пособию. Также действенными в формировании информационной культуры пользователей школьной библиотеки могут быть премьеры библиографического указателя и презентация библиографического указателя (на новые библиографические пособия).
Для улучшения информационно-библиографического обслуживания школьников представляется необходимым разработать Программу библиотечно-библиографических занятий.
1. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учебно-практическое пособие / В.В. Брежнева, В.А. Минкина. – Санкт-Петербург: Профессия, 2004. – 304 с
2. Дворкина, М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / М.Я. Дворкина. – Москва: Профиздат, 2001. – 111 с
3. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. – Москва: Школьная библиотека, 2004. – 336 с
4. Збаровская, Н.В. Идеал и реальность. Профессиональные качества библиотекаря / Н.В. Збаровская // Библиотечное дело. – 2004. – №2. – С. 35
5. Зуева, Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде / Е.М. Зуева // Российское библиотековедение XX век. – № 2 (6). – С. 79-115
6. Иванова, Г.А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: монография / Г.А. Иванова. – Москва: МГУКИ, 2002. – 254 с
7. Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений: материалы из опыта работы / Рос. академ. образования. ГНПБ им. К.Д. Ушинского, сост. Е.М. Зуева; гл. ред. Б.Н. Сизов; ред Т.С. Епихина. – Москва, 2004. – 106 с
8. Казарина, С.В. Социальный портрет пользователя детской библиотеки г. Новосибирска / С.В. Казарина. – Новосибирск, 2004. – С. 6-34
9. Как ковать кадры для инноваций // Новосибирский обозреватель. – 2008. – № 38 (306). – 8.07.2008. – С. 9
10. Капишникова, А.Г. Библиотеки и будущее / А.Г. Капишникова // Детские и юношеские библиотеки в социокультурном окружении: проблемы взаимодействия: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Мурманск, 2001. – С. 30-34
11. Качанова, Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учеб. пособие / Е.Ю. Качанова; ХГИИК: науч. ред. А.Н. Ванеев. – Санкт-Петербург: Профессия, 2007. – 336 с
12. Концепция модели библиотеки образовательного учреждения: региональный вариант / Л.А. Абрашкина и др. – Москва: РШБА, 2009. – 20 с
13. Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д.Я. Коготков; под общ. ред. О.П. Коршунова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2003. – 304 с.
14. Крук, Н.В. Модель современной школьной библиотеки: автореф. дис. канд. пед. наук. / Н.В. Крук. – Новосибирск, 2007. – 18 с
15. Ловкова, Т.Б. Библиотека как центр досуга: учеб.-метод. пособие / Т.Б. Ловкова. – Москва: Либерея - Бибинформ, 2009. – 101 с
16. Лунегова, Е.Н. Как наладить обмен профессиональной информацией / Е.Н. Лунегова // Библиотека. – 2005. – №3. – С. 28-29
17. Место школьной библиотеки в обучении и образовании для всех: Манифест ИФЛА / ЮНЕСКО о школьных библиотеках // Библиотека в школе. – 2001. – № 6. – С. 2
18. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberlan.com.ua/wp-content/uploads/2015/07/Tolkovij-slovarj-russkogo-yazika.pdf. Дата доступа: 02.05.18
19. Озеров, К.Г. Информационно-образовательная деятельность библиотечных медиа центров в школах США: автореф. дис. канд. пед. наук / К.Г. Озеров. – Санкт-Петербург, 1996. – 16 с
20. Олефир, С.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательном пространстве региона: монография / С.В. Олефир. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. – 330 с
21. Олефир, С.В. Профессиональное позиционирование школьных библиотек в условиях новых образовательных стандартов / С.В. Олефир // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 10. – С. 185-192
22. Пашин, А.И. Управление библиотечным делом: системный подход: учеб.-метод. пособие / А.И. Пашин. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с
23. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. – Таганрог, 2010. – 216 с
24. Фокеев, В.А. Библиографическая информация: экспликация понятия / В.А. Факеев // Мир библиографии. – 2003. – №4. – С. 14-18
25. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина и др. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 351 с
26. Ялышева, В.В. Чтение и библиотечное обслуживание: исследовательская деятельность Российских библиотек / В.В. Ялышева, А.С. Степанова // Библиосфера. – 2007. – № 3. – С. 3-11.
27. Ястребцева, Е.Н. Меняющиеся место и роль школьной библиотеки / Е.Н. Ястребцева // Вопросы информатизации образования. – Вып. 15.