Современные тенденции развития Беларуси на фоне экономических, политических и социальных изменений характеризуются стремлением к росту научно-творческого потенциала страны и национального самосознания. В этих условиях требуется усилить внимание к организации и гармонизации образовательно-воспитательного процесса подрастающего поколения для формирования всесторонне образованной личности.
Организация досуга детей школьного возраста в социально-культурном пространстве библиотеки через сознание, эмоциональное восприятие реализует передачу гуманистических ценностей, традиций мировой отечественной культуры посредством обучающей, игровой и творческой деятельности, а также практики поведения и общения.
Разработку различных аспектов организации детского чтения можно найти в трудах педагогов Н.В. Чехова, Е.И. Тихеевой, библиографов A.И. Лебедева, И.В. Владиславлева, библиотековедов Л.Б. Хавкиной, H.A. Рубакина и др. В 1900-е гг. в научном обиходе утвердилось определение «руководство детским чтением». Теоретическую основу организации детского чтения в более полном виде выразил B.А. Зеленко в работе «Детские библиотеки» (1917 г.).
Приоритет теоретического обоснования важнейших методов изучения детского чтения принадлежит таким сотрудникам Института детского чтения (1920-1933гг.), как Т.А. Григорьева, А.К. Покровская, М.А. Рубцова. Они проанализировали содержание чтения детей, детский спрос и отзывы на книги, изучили влияние иллюстраций, реакции детей на чтение вслух, проанализировали детское творчество, которое непосредственно связано с книгами.
Рост интереса исследователей к детскому чтению и библиотеке в сфере руководства чтением детей наблюдается во второй половине XX века. Категория читателей-школьников, как необходимый предэтап активной читательской деятельности, впервые представлена в исследовании «Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков» (сост. A.C. Адаменко, Н.Е. Добрынина, А.И. Лебедева, О.И. Рыбкина, 1988-1992 гг.).
Работу детской библиотеки с читателем школьного возраста изучала Г.П. Туюкина. В ее работах раскрывается методика приобщения школьников к книге и чтению. Теоретическую основу детского чтения разрабатывали в своих трудах Н.Е. Добрынина, Г.А. Иванова, Т.И. Михалева, И.М. Немчина, Т.Д. Полозова, H.H. Светловская, H.H. Сметанникова, И.И. Тихомирова, В.П. Чудинова и другие авторы. В исследованиях названных авторов были
1.1 Детская библиотека как особый вид библиотеки
В Беларуси существует распространенная сеть общедоступных библиотек, которые являются бесплатными для пользователей. Именно данный социальный институт представляет собой самую мощную и эффективную поддержку чтения населения, в том числе и подрастающего поколения.
Библиотека (греч. bibliothзkз, от biblion - книга и thзkз - хранилище) - культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой [5, с. 56].
Детская библиотека является внешкольным учреждением, работа которого ориентирована на воспитание детей и подростков, оказание помощи учащимся в углубленном усвоении основ наук, на воспитание культуры чтения. Читатели детской библиотеки в основном – учащиеся 1-8-х классов (7-14 лет) и дошкольники, умеющие читать, а также руководители детского чтения. Фонды детской библиотеки, комплектуемые с учетом возрастных особенностей читателей, содержат общественно-политическую, научно-популярную, художественную литературу, справочные издания, детские журналы и газеты, грампластинки, диафильмы и диапозитивы, а также научно-методическую литературу и библиографические издания для руководителей детского чтения.
Детские библиотеки обслуживают читателей дифференцированно; особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым читателем. В работе используются различные формы и методы: выставки, беседы, открытый доступ читателей к книжным полкам, обсуждения книг, литературные утренники и вечера, встречи с писателями, читательские конференции, литературные игры, кружки рецензентов, друзей книги и т.д.
Сеть детских библиотек Беларуси позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: от государственного до уровня сельского поселения.
Городская детская библиотека №6 расположена по адресу г. Светлогорск, м-н Октябрьский, 27. Детская библиотека была создана в 1952 году в районном центре Паричи, сейчас г. п. Паричи Светлогорского района Гомельской области. В 1962 году после перевода районного центра в город Светлогорск, детская библиотека была переведена в город Светлогорск и разместилась по адресу: г. Светлогорск, микрорайон Октябрьский, д. 27.
Время и жизнь предъявляют высокие требования к библиотекам, диктуют необходимость обновления их деятельности, внедрения инновационных методик и технологий, ярких идей, интересных пользователям. Детская библиотека №6 г. Светлогорска не остается в стороне от реалий сегодняшнего дня. В течение 15 лет она развивается как центр книги и чтения, информационной поддержки образования, просвещения, патриотического и духовного воспитания подрастающего поколения. Альтернативой скромному, незаметному существованию была выбрана современная "прозрачная" библиотека, которая отличается хорошей устойчивой репутацией в городской среде.
В соответствии с рассмотренными в первой главе аспектами деятельности детской библиотеки в рамках данного исследования была проанализирована работа городской детской библиотеки № 6 г. Светлогорска по следующим направлениям.
2.1 Образовательно-воспитательный аспект
Ряд мероприятий был проведен библиотекой в рамках Года Науки в стране. Инновационной формой присоединения к книге и чтению стал День Науки в библиотеке, программа которого включала много интересных находок. Маленькие следы на дороге и указатели с напоминаниями "Очень важно для человека знать дорогу в библиотеку", "Есть по соседству библиотека!" подсказывали дорогу к библиотечному учреждению. Разноцветные сумочки, на которых красовались надписи "Мех приключений", "Волшебная сумочка", "Мех белорусских сказок", "Торба
Целью данного исследования являлось изучение особенностей обслуживания читателей в детской библиотеке. Данная цель была достигнута при помощи реализации поставленных задач.
В результате теоретического анализа научной литературы по теме исследования было выявлено, что особенности современной детской библиотеки позволяют говорить о двух важных аспектах ее деятельности. Создание и сохранение в детской библиотеке культурного наследия и предъявление его на разных носителях (аудио, видео, электронных и книжных) в системе современных ценностей. Библиотека хранит, консервирует и одновременно проявляет через определенный поток документов события в культуре. Наряду с этим, моделирует новые системы взаимодействия с электронными носителями и в электронной среде, одновременно продвигая приоритеты отношения к книжным изданиям. Детская библиотека готова принять и поддержать опыт миропонимания современного ребенка, развивающегося в иных условиях.
Деятельность детской библиотеки в современном обществе требует определенных изменений в ее функционировании. Так, совершенствование обслуживания детей требует размежевания функций различных видов библиотек на основе читательских интересов и целей чтения, более глубокой специализации в обслуживании, более четкого взаимодействия и библиотечной кооперации. Детские библиотеки обслуживают старших дошкольников и школьников до 14 лет; удовлетворяют запросы учителей и других лиц, ведущих работу с детьми. Наиболее актуальными проблемами развития детских библиотек в настоящее время являются: проблема комплектования детских библиотек, проблема оснащения новейшими информационными ресурсами, проблема повышения квалификации библиотечных работников.
Анализ деятельности детской библиотеки № 6 г. Светлогорска показал, что она не остается в стороне от реалий сегодняшнего дня. В течение 15 лет она развивается как центр книги и чтения, информационной поддержки образования, просвещения, патриотического и духовного воспитания подрастающего поколения. Альтернативой скромная, незаметная существованию была выбрана современная "прозрачная" библиотека, "у всех на слуху", имеет хорошую устойчивую репутацию в городской среде.
Наличие компьютеров и выхода в интернет позволили кардинально расширить возможности библиотеки, повысить оперативность доступа к предстоящим ресурсов, а творческий подход, фантазия, стремление быть
1. Закон Республики Беларусь «Аб бібліятэчнай справе ў Рэспубліцы Беларусь» 22.03.1995 г. № 3680-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2009 г. № 114-З)
2. ГОСТ 7.82-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
3. ГОСТ 7.1–2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
4. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 672 с.
5. Бархота, М.П. Опыт изучения уровней восприятия подростками детской литературы / М.П. Бархота // Вопросы воспитания юного читателя: Межвуз. сб. науч. тр. / Науч. ред.: Т.Д. Полозова, Н.К. Мещерякова; МГИК. - М., 1982. - С. 77 - 89.
6. Безрукова, С.В. Я люблю читать / С.В.Безрукова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 146с.
7. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие / Сост. Ю.В.Просалкова, Х.Д.Хамракулова. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1987. - 256с.
8. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учеб.-прак. пособие / В.В. Брежнева, В.А. Минкина. - СПб. : Профессия, 2004. - С. 29 - 35.
9. Бряков, И.М. К вопросу о культуре чтения подростка // Проблемы теории и истории культуры: Исследования и материалы: Сб. науч. тр./ М-во образования и науки РФ. Оренб. гос. пед. ун-т; Ред. Мышьякова Н.П. - Оренбург: Изд-во ОГПУ. -2005. - Вып.1.- С. 156-160.
10. Бутенко, И.А. Книга и чтение на исходе XX века / И.А.Бутенко. - М.: Наука, 1997. -140с.
11. Варганова, Г.В. Чтение в системе социокультурного развития личности : сб. статей международного науч.-практ. семинара / Г.В. Варганова. - М.: РШБА, 2007. - 256 с.
12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос, 2001. - 160 с.
13. Войтов, И.В. Инновационная деятельность библиотек: стратегии и методы / И.В. Войтов // Вестник БАЕ. – 2013. – № 13. – С. 44-47. – (Инновационное развитие библиотек).
14. Волков, Б.С. Психология младших школьников / Б.С. Волков. - М., 2002. - 230 с.
15. Вохрышева, Е.В. Медиатехнологии - путь в будущее современных библиотек : учеб.-практич. пособие / Е.В. Вохрышева, В.Н. Стрельников. - М.: Либерея-Бибинформ, 2005. - С. 88 - 90.
16. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. - Т. 4 - М., 1984. - С. 248.
17. Гавря, Н.Е. Час чтения в библиотеке// Школа, где процветает грамотность: Сб. ст. / Сост. Сметанникова Н.Н.- М.: Шк. б-ка,2005.-С. 29-35.
18. Гамезо, М.В. Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 256 с.
19. Гуревич, С.А. Организация чтения учащихся старших классов: (Из опыта работы): Книга для учителя / С.А.Гуревич. - М.: Просвещение, 1984. - 206с.
20. Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : науч.-практ. пособие / Е.В. Домаренко. - М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. - 80 с.
21. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде // Школьная библиотека. - 2004. - №6. - С. 191-194.
22. Детская библиотека: пространство развития: сборник научно-практических работ / ГКУК «Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского»; сост. Н.И. Егорова. – Челябинск, 2014. – 120 с.
23. Деятельность центральных региональных детских библиотек РФ в поддержку чтения: Информационный обзор / Сост. Е.В.Цулаия; Ред. Н.В.Бубекина. - М: РГДБ, 2003. - 85с. - («Что? Где? Как?» Вып. 10).
24. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации чтения у дошкольников и младших школьников / Н.В. Елфимова. - М.: Академия, 1997. - 120 с.
25. 3абелышенская, СИ. Искусство представлять книгу /С.И.Забелышенская // У книжной полки. - 2005. - №5.. - С. 97-98.
26. Заиченко, Н.Д. Библиотечное обслуживание в муниципальных образованиях // Справ. руководителя учреждения культуры. - 2006. - №11. - С.11-27.
27. Зайцева, В.А. Шаг к читателю: модель работы школьной библиотеки по повышению статуса чтения и развитию личности средствами чтения// В б-ках округа/ Деп. культуры и искусства Ханты-Манс. авт. округа - Югры.- 2006.- №21.- С.38-45.
28. Збаровская, Н.В. Обучающие игры в библиотеке: технология игрового имитационного моделирования / Н.В. Збаровская. - СПб. : Профессия, 2002. - 117 с.
29. 3еленова, А.В.Слово редактора и читателя / А.В. Зеленова // Внеклассное чтение. - 2004. - № 10-11. - С. 1.
30. Инькова, Л.М. Роль юношеских библиотек в социализации молодежи// Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии: Науч.-практ. журн.- 2007.- №1.- С. 70-73.
31. Каспржак, А.Г. Базисный учебный план и российское образование в эпоху времен / А.Г.Каспржак, М.В.Левит. - М.:МИРОС, 1994. - 144с.
32. Киселёва, Т. М. Изучаем тех, для кого работаем / Т.М.Киселёва // Библиотека. - 2005. - №12. - С. 47-49.
33. Кисловская, Г.А. Международная деятельность как фактор развития библиотечно-информационного пространства// Вестн. Библ. Ассамблеи и Евразии: Науч.- практ. журн.- 2007.- №1.- С. 62-65.
34. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / под общ. ред. О. П. Коршунова. - Спб.: Профессия, 2003. - 304 с.
35. Колодина, Н.В. В компьютере – новости, в книге – жизнь / Н.В.Колодина // Библиотека. - 2005. - №1. - С. 45-49.
36. Кон И. С. Возрастной символизм и образы детства. / И. С. Кон. Социологическая психология - М: - Воронеж -- 1999 -- С. 422.
37. Коновалов, В.Ю. Комплексный подход в диагностике и коррекции развития детей младшего школьного возраста / В.Ю. Коновалова, О.А. Матвеева, Е.А. Львова. - Ю-Сахалинск: Эстетическ. Центр «Гармония», 1996. - 38 с.
38. Крылова, Н.Б. Формирование художественной культуры: чтение и библиотеки / Н.Б. Крылова // Библиотековедение. - 2007. - № 3. - С. 69-72.
39. Кук, Н.В. Библиотека образовательного учреждения как центр по формированию информационной культуры учащихся// Макушинские чтения: Материалы науч. конф.: [7;16-17 мая 2006 г., Красноярск] /ГПНТ СО РАН. Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. Края.- Красноярск,2006.- С. 293-296.
40. Куликова, Е.В. Продвижение детского чтения// Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: Сб. материалов.- М.: Пушкин. б-ка: Белый город, 2006.- С.24-29.
41. Ленский, Б.В. Детское чтение - индикатор отношения общества к его будущему / Б.В.Ленский // Школьная библиотека. - 2000. - №1. - С.45 - 48.
42. Логинова, Н.Б. Секрет хорошей детской книги / Н.Б.Логинова // Домашняя школьная библиотека. - 2003. - №3. - С. 22-25.
43. Львов, С.Л. Книга о книге: Для учащихся старших классов / С.Л. Львов. - М.: Просвещение, 1980. - 207с.
44. Любителям чтения - о книгах и библиотеках: Хрестоматия / Сост. В.Г. Валькова, Т.С. Рождественская. - М: МИРОС, 1993. - 72с.
45. Мавлевич, Н.В. Кому книги в руки? / Н.В.Мавлевич // Семья и школа. - 2003.- № 5. - С. 12-14.
46. Матлина, С.Г. Библиотека как культурный феномен / С.Г. Матлина.- Б.м. – 4 с.
47. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. Г.Н. Филонов. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1989. - 288с.
48. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. - М.: Педагогика, 1976. - 224с.
49. Муравьёва, Л.А. Рудишина, Т.В. Пытаемся быть интересными друг другу: Клубная работа в библиотеке / Л.А. Муравьёва, Т.В. Рудишина // Библиотека в школе. - 2002. - №4. - С. 12-13.
50. Мурашова, К.В. Многие дети не читают книг. Это нормально? /К.В. Мурашова // Начальная школа. - 2003. -№5. - С. 43-46.
51. Некрасова, Н.Н. Возможности библиотеки учреждения дополнительного образования детей в формировании духовного потенциала подрастающего поколения / Н.Н. Некрасова // Дополнительное образование. - 2004. - №9. - С. 33-39.
52. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек: учеб.-метод. пособ. / Г.К. Олзоева. - М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. - 120 с.
53. Осипова, Л.М. Ребенок читающий и что уводит его от книги /Л.М.Осипова // Семья и школа. - 2000. - №7-8. - С. 20-21.
54. Павлова, Т.Г. Радость дарят любимые книжки! / Т.Г.Павлова //Библиотека. - 2000. - №6. - С. 35-37.
55. Попов, В.А., Кондратьева, О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентации учащейся молодёжи / В.А.Попов, О.Ю.Кондратьева // Социологические исследования. - 1999. - №6. - С. 96-99.
56. Психология подростка: Учебник / Под ред. А.А.Реана. - СПб.: «прайм - ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 480с.
57. Рудишина, Т.В. Фавориты и аутсайдеры глазами профессионалов: анализ популярности периодических изданий для детей и подростков / Т.В.Рудишина // Библиотека в школе. - 2002. - №5. - С. 12-15.
58. Руководство для детских библиотек России: принято Конференцией Российской библиотечной ассоциации; XIV Ежегодная сессия, 21 мая 2009 года, г. Вологда / Российская библиотечная ассоциация. - Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2010. - 52 с.
59. Соломко, Н.З. Обрести в книгах друзей / Н.З.Соломко // У книжной полки. - 2004. - №3. - С. 91-93.
60. Станевка, Т.А. Возраст тревог и раздумий / Т.Станевка // Библиотека. - 2005. - №7. - С. 20-22.
61. Степанова Л. В. Детская библиотека для современного ребенка. Природа соответствия в условиях информационного общества. /Л.В.Степанова //Дети, Компьютер и Детская библиотека: Сб. ст. и докладов ведущих специалистов ЛОДБ. Вып. 2 / Сост. Т. Н. Третьякова; ЛОДБ. -- СПБ., 2002. -- с. 8-18.
62. Суняйкина, Т.В. Репертуар художественной книги для подростков: процессы формирования и освоения: учебно-методическое пособие / Т.В. Суняйкина. - М.: Литера, 2009.-155с.
63. Тактайкина, Т.М. Что читаешь человек читающий? / Т.М.Тактайкина // Библиотека. - 2005. - №12. - С.20-22.
64. Тимофеева, И. Чтение современных детей в свете традиций отечественной педагогики / И. Тимофеева // Школьная библиотека. - 2003. - № 1. - С. 58 - 63.
65. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: Метод. словарь - справочник для библиотекарей / И.И. Тихомирова. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 248 с.
66. Томашова, Е.Н. Формирования круга чтения школьников - актуальная теоретическая и практическая проблемы / Е.Н. Томашова // Дифференцированное руководство чтением детей: Сб. науч. тр. - Л., 1983.
67. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. - М., 1999.-184с.
68. Хруцкий Е.А. Организация проведения детских игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1991. - 32 с.
69. Через библиотеку к будущему: Пер. с англ. Р.Пановой и В. Чудиновой// Библиотека - 1994 - № 1 - С.43 - 47.
70. Чудинова, В.П. Будущее России - в руках читающих детей / В.П.Чудинова, Е.И. Голубева // Панорама читающей России. - 2003. - № 1 . - С.4 - 7.
71. Чудинова, В.П. Исследования детского чтения: проблемы и перспективы / В.П. Чудинова, Е.И. Голубева // Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы: Сб. науч. тр. В 2 ч. / Сост. Е.И. Голубева, В.П. Чудинова; Науч. ред. И.А. Бутенко. Ч. 1. - М., 2002. - С. 7-9.