ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Сущность библиографического обслуживания
1.1 Понятие и основные виды библиографического обслуживания
1.2 Дифференциация библиографического обслуживания
ГЛАВА 2. Форма и система библиографического обслуживания
2.1. Система и структура библиографического обслуживания
2.2. Формы и методы библиографического обслуживания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Библиография – один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Это заставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов, совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числу пользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальных возможностей библиографии.
Библиографическая деятельность является сложной, динамической, многоэлементной системой, осуществляемой различными социальными институтами. На каждом этапе истории она приобретает новые черты, будучи обусловленной факторами ускорения научно – технического прогресса, изменениями потребностей экономической и социальной сфер, появлением новых каналов распространения информации, началом институциализации и профессионализации её коллективных и индивидуальных субъектов [27, с. 5].
Библиографическая деятельность стала важным неотъемлемым самостоятельным направлением для любой библиотеки и одновременно пронизывает все библиотечные процессы, от включения информации о литературе в справочно – библиографический аппарат до извлечения её оттуда в процессе обслуживания пользователей.
Библиографическое обслуживание осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы.
Можно сказать, что «библиографическое обслуживание» является «сквозной функцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках её работы.
Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все структурные подразделения, обслуживающие читателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографического аппарата. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевое назначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.
Необходимость всемерной интенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работы библиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановки библиографической деятельности в немалой степени зависит эффективность и качество библиографического обслуживания в целом.
Актуальность выбора темы курсовой работы определяется всеми вышеизложенными фактами, которые позволяют утверждать о важности и целесообразности изучения данного вопроса.
Цель данной курсовой работы представляет возможны изучить библиографическое обслуживание потребителей информации.
Объектом изучения выступает библиографическое обслуживание.
Предметом исследования – сущность, определение понятия, дифференциация, форма и система обслуживания, система и структура обслуживания, формы и методы библиографического обслуживания.
Задачи курсовой работы соотносятся и обуславливаются целью:
1. Изучить понятие и основные виды библиографического обслуживания;
2. Изучить дифференциацию библиографического обслуживания;
3. Изучить систему и структуру библиографического обслуживания;
4. Рассмотреть формы и методы библиографического обслуживания;
Исследованиями в области библиографической деятельности и библиографического обслуживания занимались и продолжают заниматься: Н.В. Амбросимова, В.А. Бородина, В.В. Брежнева, Г.Н. Диомидова, И.Г. Моргенштерн, Д.Я. Коготков, М.Г. Вохрышева, Е.Л. Найдина, В.Г. Свирюкова, Т.А. Васильева, Я.И. Хотяков, Г.Л. Левин, Э.К. Беспалова, С.В. Зыгмантович, В.К. Степанов и многие другие.
В курсовой работе применялись следующие методы исследования: анализ, аналитико – синтетический метод, источниковедческий анализ.
Методологической базой для написания курсовой работы послужили труды отечественных специалистов, периодические профессиональные журналы, непериодические издания по библиотечному обслуживанию, информационные ресурсы сети Интернет.
ГЛАВА 1. Сущность библиографического обслуживания
1.1. Понятие и основные виды библиографического обслуживания
Несмотря на наличие ГОСТов, общепринятого определения этого важнейшего процесса библиографической деятельности пока нет. Например, ГОСТ 7.0-84 [4] определяет библиографическое обслуживание как процесс доведения библиографической информации до потребителей. По мнению большинства специалистов, такое понимание не отражает существа этого важнейшего библиографического процесса. В литературе можно встретить и другие точки зрения на этот счет и, естественно, другие терминообозначения. Нам не стоит отказываться от нормативно и официально утвержденного термина «библиографическое обслуживание», но стоит дать свою интерпретацию его определения. Оно должно быть приближено к дефиниции самой библиографии, данной в том же ГОСТ 7.0-84. Другими словами, не просто «доведение библиографической информации до потребителей», а именно доведение ее в целях удовлетворения информационной потребности. Следовательно, библиографическая информация не самоцель, а лишь средство для целенаправленного удовлетворения потребности в любой нужной информации.
В специальной литературе можно встретить термины, где слово «доведение» заменено на «обеспечение». Может быть, в этом направлении и надо думать о совершенствовании термина «библиографическое обслуживание». Тем более, в самом ГОСТ 7.0-84 при определении одного из видов библиографического обслуживания - библиографического информирования - говорится именно об «обеспечении библиографической информацией» [4, с. 3].
Существует и еще одна терминологическая проблема. Дело в том, что информационные потребности, в том числе и библиографические, раскрываются в форме информационного запроса, т.е. текста, выражающего на естественном языке необходимость в определенной информации. Правда, в ГОСТ 7.0-84 библиографический запрос определяется как «требование на библиографическую информацию, поступившее от потребителя в организацию, осуществляющую библиографическое обслуживание». Но в любом случае запрос не всегда точно выражает информационную потребность, чаще всего, из-за наличия индивидуальных лингвистических и логических особенностей изложения, терминологической неоднозначности и т.п. С этим и связано введение в библиографическую эвристику (теорию информационного поиска) такого понятия, как критерий смыслового соответствия в процессе (режиме) «запрос – ответ». По этому критерию выделяются два варианта соответствия: в том случае, если основное смысловое содержание ответа соответствует запросу, речь идет о релевантности, релевантном ответе; в случае соответствия информационной потребности - пертинентности, пертинентном ответе (соответствие полученной информации информационной потребности пользователя).
Как видим, понятия релевантности и пертинентности библиографического обслуживания не эквивалентны, они пересекаются, но не совпадают одно с другим. В силу субъективности процесса «запрос – ответ» необходима определенная формализация его. В частности, на основе существующих ныне искусственных языков (ИПЯ) создается как бы в определенной степени формализованный заменитель запроса - поисковый образ запроса (ПОЗ). Для его формирования используются заглавия и оглавления (содержания) документов, индексы и предметные рубрики действующих библиографических классификаций (УДК, ББК и т.п.), ключевые слова (дескрипторы), взятые из соответствующих тезаурусов и дополненные синонимами, видовыми и ассоциативными терминами из других словарей, но во всех случаях соотносимыми с текстом информационного запроса потребителя. Порой возникает необходимость в обращении к самому потребителю с просьбой уточнить свой запрос и дать перечень синонимов, ассоциативных терминов и других формулировок запроса. Все это будет способствовать достижению точного и полного смыслового соответствия «запрос – ответ», т.е. получению не только релевантного, но и пертинентного ответа.
ГЛАВА 2. Форма и система библиографического обслуживания
2.1 Система и структура библиографического обслуживания
Библиографическое обслуживание – обеспечение потребителей библиографической информацией.
В состав библиографического обслуживания, как было ранее выявлено входит: справочно-библиографическое обслуживание и библиографическое информирование.
Но как правило в большинстве своем еще к библиографическому обслуживанию относят и формирование информационной культуры. Но мы будем рассматривать лишь два составляющих библиографического обслуживания.
Справочно-библиографическое обслуживание в свою очередь состоит и выполнения справок и методических консультаций. Справки бывают: адресные, тематические, уточняющие, фактографические.
Библиографическое информирование делится на: дифференцированное библиографическое информирование и недифференцированное библиографическое информирование.
Структуру справочно-библиографического обслуживания, прежде всего, образует система его элементов в типичной единице его содержания – в цикле выполнения отдельной справки. Разовый библиографический запрос вызывает действия субъекта библиографических процессов – библиографа (библиотекаря), посредника между потребителем и источниками искомой информации. Субъект определяет предмет поиска (конкретное описание искомой информации), составляет поисковый образ запроса (ПОЗ), а затем осуществляет библиографический поиск библиографической и фактографической информации и в результате выдает ответ, который обычно именуется библиографической справкой. Это не точно, поскольку в СБО справка представляет собой комплекс «запрос + ответ» и может быть не только библиографической, но и фактографической. Запрос может быть сложным (составным), на который будет дано несколько ответов. Например, пользователь по телефону попросил узнать, имеются ли в библиотеке две книги. Сведения об одной сразу нашли по каталогу, о другой сведения отсутствовали. Уточнение библиографических данных показало, что второй документ представлял собой статью в журнале, который, как выяснила проверка по каталогу периодических изданий, выписывает данная библиотека. Таким образом, как будто один запрос (в действительности их было два от одного пользователя) вызвал необходимость выполнить три справки: две адресные и одну уточняющую.
Если поиск оказывается безуспешным, то его результатом становится отказ пользователю. Отказ может быть дан и на этапе приема запроса соответственно установленным ограничениям СБО.
От отказа следует отличать отрицательный ответ, свидетельствующий, что вторичные и первичные документы не содержат релевантной запросу информации. Например, на вопрос, кто автор «Слово о полку Игореве», невозможно дать однозначный ответ (уточняющую справку). Положительным может быть ответ на тематический запрос о литературе по проблеме авторства данного произведения. Иначе говоря, в отличие от отказа отрицательный ответ по существу информативен [30, с. 15].
Классификации запросов соответствует аналогичная классификация справок. Тематическая справка представляет собой любое множество библиографических записей (в том числе одну, если других не установлено) по предмету поиска. Уточняющая содержит адекватное запросу количество элементов библиографического описания. Адресная содержит информацию о местонахождении одного или нескольких объединенных в определенное единство документов. Фактографическая представляет собою описание различных фактов соответственно предмету поиска.
Локально соответственно специфике содержания СБО выделяются подтипы справок. Например, по установлению места публикации правовых актов, патентные, нотографические, по заглавиям художественных произведений и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографическая деятельность является сложной, динамической, многоэлементной системой, осуществляемой различными социальными институтами.
Библиографическая деятельность стала важным неотъемлемым самостоятельным направлением для любой библиотеки и одновременно пронизывает все библиотечные процессы, от включения информации о литературе в справочно – библиографический аппарат до извлечения её оттуда в процессе обслуживания пользователей.
Что же такое библиографическое обслуживание? Исходя из анализа ГОСТа 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определния» - это обеспечение потребителей библиографической информацией [3]. А в издании «Библиотечное дело: Терминологический словарь» под библиографическим обслуживанием понимает процесс доведения библиографической информации до пользователей [13, с. 34].
Таким образом, библиотечно-библиографическое обслуживание можно определить как совокупность процессов приёма разовых запросов и вызванных ими библиографического поиска и выдачи пользователям библиографической и фактографической информации [29, с. 8].
Библиотечно-библиографическое обслуживание осуществляется с учётом профиля каждой библиотеки, состава фонда и СБА. Основными организационными принципами СБО являются:
- удовлетворение библиографических запросов по месту их поступления;
- разграничение деятельности библиотек и координация их усилий;
- обслуживание различных категорий читателей;
- выполнение плана и т.д.
В ходе изучения данной темы курсовой работы была достигнута цель – изучили библиографическое обслуживание потребителей информации.
Основные задачи, которые мы намечали, решены и достигнуты: изучили понятие и основные виды библиографического обслуживания; изучили дифференциацию библиографического обслуживания; систему и структуру библиографического обслуживания; рассмотрели формы и методы библиографического обслуживания, а также изучили публикации различных специалистов по данной теме.
Библиографическое обслуживание осуществляют практически все структурные подразделения, а также самый главный – библиографический отдел, через свой фонд, через справочно-библиографический аппарат, через библиографическое информирование и информационное обучение.
Необходимость всемерной интенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работы в обслуживании библиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановки библиографического обслуживания в немалой степени зависит эффективность и качество работы библиотеки в целом и ее вклад в библиотечные процессы в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая деятельность. Основные термины и определения // Стандарты по библиографии, библиотечному делу : справочник : документы, практика применения. – Москва, 2009. – С. 13–35.
2. ГОСТ 7.0-77 Библиография. Термины и определения» термина «справочно-библиографическая работа. - Введ. 1977-07-01. – Москва : Изд-во стандартов, 1977. – 24 с.
3. ГОСТ 7.0 – 99 Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.0 – 84 и ГОСТ 7.26 – 80. — Утв. 1999. – 24 с.
4. ГОСТ 7.0-84. Библиографическая деятельность. Основные термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.0 –77. – Утв. 1984. – 27 с.
5. СТБ ГОСТ 7.0 – 2004. Iнфармацыйна – бiблiятэчная дзейнасць, бiблiяграфiя = Информационно-библиотечная деятельность, библиография : тэрмiны i азначэннi. - Выд. афiц. - Взамен ГОСТ 7.0-84 и ГОСТ 7.26-80; введ. 2005-03-01. – Минск : Дзяржстандарт, 2004. – 35 с.
6. Абросимова, Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учебно-практическое пособие / Н.В. Абросимова. – Санкт-Петербуг : Профессия, 2013. – 159 с.
7. Беспалова, Э.К. Справочно-библиографический аппарат библиотеки: учеб. пособие / Э.К. Беспалова. – Москва, 1989. – 64 с.
8. Библиографическая деятельность [Электронный ресурс] / BAUMANKI.NET : сайт. – Режим доступа : http://baumanki.net/lectures/7-gumanitarnye-discipliny/217-bibliografovedenie/2652-4-bibliograficheskaya-deyatelnost.html. – Дата доступа : 12.04.2018.
9. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: Метод. материалы для студентов 3-го курса заоч. отд-ния библ. фак. / Моск.гос.ин-т культуры; [Сост.: Д.Я. Коготков и др.]. – Москва, 1993. – 35 с.
10. Библиографическое информирование в НБ НГТУ // Информационный бюллетень НБ НГТУ. – 2009. – № 2. – С. 3 – 4.
11. Библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание: (методическое пособие) / Рос. науч.-техн. пром. б-ка ; [ред. Г. Б. Ткаченко]. - Москва : [б. и.], 2011. – 85 с.
12. Библиотечно-библиографическое обслуживание читателей [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://nowbibl.ru/5735-2/. – Дата доступа : 12.04.2018.
13. Библиотечное дело: Терминологический словарь / Сост.: Суслова И.М., Уланова Л.М. – Москва, 1986. – С. 34.
14. Бібліяграфія ў інфармацыйным грамадстве: (Матэрыялы бібліягр. секцыі Міжнар. навук.-практ. канф. "Б-ка ў сучаснай інфарм. прасторы") 23-24 кастр. 1997 г. / Рэд.: В.Е.Лявончыкаў, Г.В.Шмырова. – Мінск : НББ, 1999. – 52 с.
15. Бородина, В. А. Информационное обслуживание: описание, таблицы, схемы: спецкурс для методиста / В.А. Бородина. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2013. – 79 с.
16. Брежнева, В.И. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина; СПбГУКИ. – Санкт – Петербург : Профессия, 2004. – 304 с.
17. Вохрышева, М.Г. Теория библиографии: учебное пособие для ВУЗов / М.Г. Вохрышева. – Самара : СГАКИ, 2004. – 437 с.
18. Давыдова, Н.Р. Справки: автоматизир. обслуживание / Н.Р. Давыдова // Мир библиогр. – 2000. – № 1. – С. 19 – 21.
19. Диомидова, Г. Н. Библиографоведение: учебник / Г. Н. Диомидова. – Санкт – Петербург : Профессия, 2003. – 288 с.
20. Добко, Т.В. Справочно-библиографическое обслуживание в электронную эру: доминирование навигаторской функции / Т.В. Добко // Библиография. – 2004. – № 1. – С. 11 – 16.
21. Жабко, Е.Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика / Е. Д. Жабко; Рос. нац. б-ка. – Санкт – Петербург : РНБ, 2006. – 387 с.
22. Зиновьева, Н. Б. Основы современной библиографии : учебное пособие / Н. Б. Зиновьева. – Москва : Либерея – Бибинформ, 2007. – 104 с
23. Зыгмантович, С.В. Организация и технология библиографической деятельности: учебное пособие / С.В. Зыгмантович. – Минск : БГУ культуры и искусств, 2006. – 325 с.
24. Зыгмантович, С.В. Подготовка библиографической продукции библиотеками : науч.-практ. пособие / С.В. Зыгмантович. – Минск : Новое знание, 2009. – 228 с.
25. Информационно-библиографическое обслуживание и обучение пользователей = Informational and bibliographic service and user training : материалы II Международного библиографического конгресса «Библиография: взгляд в будущее» (Москва, 6-8 октября 2015 г.) / [редкол.: ... А.В. Теплицкая, к.п.н. (науч. ред.) и др.]. – Москва : Пашков дом, 2016. – 278 с.
26. Информационное обслуживание в библиотеках: электронные библиографические ресурсы: научно-методическое пособие / Рос. нац. б-ка, Рос. библ. ассоц. РБА; [науч. ред.: д.п.н. Е.Д. Жабко]. – Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2009. – 200 с.
27. Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. – Санкт – Петербург : Профессия, 2005. – 310 с.
28. Коршунов, О.П. Общее библиографоведение: общий курс / О.П. Коршунов. – Москва : Книжная палата, 1990. – 230 с.
29. Моргенштерн, И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: научно-практическое пособие / И.Г. Моргенштерн. – Москва, 1999. – 80 с.
30. Моргенштерн, И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание: теория и практика / И.Г. Моргенштерн; сост. и науч. ред. ГА. Губанова. – Москва : Либерея – Бибинформ, 2011. – 176 с.
31. Найдина, Е. Л. Библиографическое обслуживание в виртуальной среде: современное состояние и перспективы / Е.Л. Найдина // Научные и технические библиотеки. – 2011. – № 3. – С. 15-22.
32. Нещерет, М.Ю. Библиографический поиск: эволюция и современность: / М. Ю. Нещерет. - Санкт-Петербург : Профессия, 2010. – 252 с.
33. Организация и методика библиографической работы в библиотеке: Материалы к изуч. курса / Моск.гос.ин-т культуры. – Москва, 1992. – 34 с.
34. Свирюкова, В.Г. Организация и методика справочно-библиографического обслуживания: конспект лекций / В.Г. Свирюкова; Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Сиб. регион. библиотеч. центр непрерыв. образования. – Новосибирск : редакционно-издательский отдел ГПНТБ СО РАН, 2007. – 63 с.
35. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Миникина. – Санкт – Петербург : Профессия, 2005. – 529 с
36. Справочник библиографа / [О.А. Александрова, В.В. Барсукова, В.В. Брежнева и др.; ред.: Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева]. - 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 767 с.
37. Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сборник научных трудов : 75-летию СБО посвящается / Б-ка Рос. акад. наук; [сост.: Н.А. Сидоренко, Н.В. Бекжанова отв. ред. В.П. Леонов]. – Санкт-Петербург : БАН, 2007. – 286 с.
38. Степанов, В.К. Библиографическое обслуживание в эпоху цифровых коммуникаций / В.К. Степанов // Библиография. – 2007. – № 2. – С. 22–41.