Введение
1.Содействие сельской и школьной библиотеки общеобразовательному процессу в школе
1.1.Теоретические аспекты функционирования сельских и школьных библиотек
1.2.Сельские и школьные библиотеки в современной социокультурной ситуации
2.Анкетирование школьника
2.1.Анкета «Удовлетворяют ли вас услуги, которые предоставляются в вашей библиотеке?»
2.2.Анализ результатов исследования
2.3.Итоги анкетирования и предложения по улучшению качества проведения массовых мероприятий
Заключение
Литературы
Введение
Библиотеки являются неотъемлемой и значимой частью социально–культурной инфраструктуры села. Выполняя функции социальной коммуникации, библиотека является зачастую единственным источником информации и знаний для разнообразных групп сельского населения: представителей администрации, местной интеллигенции, учащихся, студентов, специалистов, предпринимателей, пенсионеров, безработных, людей с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенных слоев населения.
Объектом исследования являются сельские и школьные библиотеки их функции, а предметом – взаимодействие (интеграция) сельской и школьной библиотеки.
Цель курсовой работы – изучение проблемы взаимодействия сельской и школьной библиотеки в целях улучшения общеобразовательного процесса.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования сельских и школьных библиотек;
- изучить сельские и школьные библиотеки в современной социокультурной ситуации;
- составить анкету «Удовлетворяют ли вас услуги, которые предоставляются в вашей библиотеке?»;
- проанализировать результаты исследования;
- охарактеризовать итоги анкетирования и предложения по улучшению качества проведения массовых мероприятий.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов, спецсеминаров, положены в основу лекций по библиотековедению.
ГЛАВА 1 СОДЕЙСТВИЕ СЕЛЬСКОЙ И ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ШКОЛЕ
1.1. Теоретические аспекты функционирования сельских и школьных библиотек
Типо-видовая классификация библиотек определяет состав фондов, контингент потребителей информации, совокупность форм и методов работы, а также место в системе библиотечных учреждений страны. В настоящее время нет единой позиции в определении основных типов и видов библиотек. В контексте Закона о библиотечном деле.
Как отмечал Р.С. Мотульский, в соответствии с целями создания и функционирования библиотек, а также характером информационного субстрата, их породившего, функции библиотек могут быть самые разные: научные, производственные, пропагандистские, образовательные, социализирующие, досуговые и др.
По назначению выделены публичные, специальные и специализированные библиотеки. К подтипу специальных библиотек отнесены учебные, разновидностью которых являются и школьные библиотеки.
Согласно основных типообразуюших признаков специальных и учебных библиотек, школьная библиотека удовлетворяет информационные потребности, связанные с профессиональной деятельностью (учебной), обслуживает преимущественно «своих пользователей» (учителей, учащихся и воспитателей) и выполняет учебно-вспомогательную функцию, то есть обеспечивает процесс преподавания, обучения и воспитания. Школьную библиотеку можно отнести и к специализированным библиотекам, так как она предназначена для обслуживания отдельной категории читателей – детей и юношества. В соответствии с данным законом школьная библиотека – специальная, учебная и специализированная.
2. Анкетирование школьника
2.1.Анкета «Удовлетворяют ли вас услуги, которые предоставляются в вашей библиотеке? »
1. Услугами каких библиотек Вы пользуетесь?
__________________________________________________
2. Как давно Вы пользуетесь услугами Леоновичской сельской библиотеки?_______________________________________________
3. Как часто вы посещаете нашу библиотеку?
· 1 раз в неделю
· 1 раз в месяц
· 1 раз в квартал
· Ежедневно
· По мере необходимости
4. С чем связано ваше посещение?
· С выполнение домашнего задания
· С поиском информации для написания доклада реферата
· С поиском художественной литературы по школьной программе
· С чтением для души
· Общение с библиотекарем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1 Школьная библиотека является специализированной, а сельская предназначена для всего населения. Информационная, образовательная, культурно–просветительская, функция комплектования фондов и функция применения и развития ИКТ являются общими для сельской и школьной библиотек.
2 Такие функции, как функция сохранения и передачи культурных традиций, функция участия в культурной реабилитации социально незащищенных людей, функция создания особой культурной, интеллектуальной среды в обществе, функция содействия развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества, функция опосредованного участия в повышении культурных потребностей, Функция посредника между населением и властью и краеведческая функция являются специфичными функциями сельских библиотек и связаны с тематикой их работы и составом читателей. Сельская библиотека больше востребована и не только предоставляет разнообразную информацию, но и участвует в жизни населения, устраивает различные мероприятия и предоставляет свежие новости. Отметим также, функции библиотек сейчас постоянно расширяются, в первую очередь в связи с развитием информационных технологий.
Несомненно, сельская библиотека является информационным и культурным центром для своих читателей.
3 Без использования в библиотеке новых технологий не может идти речь об оперативном, полном и качественном удовлетворении информационных потребностей пользователей. Библиотека должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Пользователю нужны современные технически оснащенные библиотеки.
1. Антоненко С. А. Модернизация сельских библиотек: науч.–практ. пособие / С. А. Антоненко. – М. : Литера, 2014. – 157 с.
2. Автоматизированная библиотека: достижения, новации, перспективы : [сборник / сост., авт. вступ. ст., предисл. к разд., коммент. к текстам Т.В. Майстрович ; под общ. ред. С. Самсонова]. – М. : Изд–во "Журнал "Библиотека", 2013. – 479 с.
3. Авдонина Н.А. Методическое обеспечение справочно–библиографического обслуживания / Н.А. Авдонина, Н.С. Масловская // Библиография. – 2012. – № 1. – С. 65–67.
4. Бочкова, В.Н. Сельская библиотека – центр культурной и общественной жизни агрогородка / В.Н. Бочкова, Г.В. Бондикова // Весн. б–к. – 2007. – № 1. – С. 19–22.
5. Голубев, А. М. Взаимодействие библиотек Республики Беларусь в области корпоративной каталогизации / А. М. Голубев // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – Мінск, 2010. – № 1. – С. 107–111.
6. Гендина, Н.И. Миссия школьной библиотеки в условиях становления информационного общества и общества знаний / Н.И. Гендина // Школьная б-ка. – 2007. – №6/7. – С. 22-36.
7. Демиденко, А.А. Роль библиотек агрогородков в процессе удовлетворения информационных потребностей населения: по результатам социологического исследования / А.А. Демиденко // Библиотеки в информационном пространстве: синтез традиций и инноваций : материалы Междунар. науч.–практ. конф. молодых ученых и специалистов, Минск, 12 сент. 2007 г. / НАН Беларуси, Центр. науч. б–ка ; [редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2007. – С. 87–91.
8. Драчан, О.В. Сельская библиотека – информационный центр агрогородка / О.В. Драчан // Бібл. весн. – 2007. – Вып. 2. – С. 40–46.
9. Захарчук Т.В. Информационные ресурсы для библиотек / Т. В. Захарчук Санкт–Петербург : Профессия , 2011 – 126 с.
10. Зуева Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде/ Е.М. Зуева// Библиотечное дело. XXI век. - 2003. - №2 (6). - С. 79-115.
11. Капустина, С. Функции сельской библиотеки в выполнении Государственной программы возрождения и развития села / С. Капустина // Бібл. свет. – 2006. – № 2. – С. 15–16.
12. Кремезная, С. А. Формирование сводного электронного каталога в рамках системы корпоративной каталогизации / С. А. Кремезная // Информационное обеспечение стратегии инновационного развития науки и производства. – Минск, 2010. – С. 137–142.
13. Карпова, И. А. Борисовская центральная районная библиотека им. И. Х. Колодеева – мемориальный центр / И. А. Карпова // Бібліятэчнае краязнаўства : прастора вялікіх магчымасцей і перспектыў : зб. навук. арт. / Нац. б–ка Беларусі ; склад. Т. В. Кузьмініч ; рэдкал.: Т. В. Кузьмініч (навук. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2013. – С. 58–67.
14. Квартюк, В. Работа библиотекарей в агрогородке: какой ей быть? / В. Квартюк // Род. ніва. – 2006. – 22 лістап. – С. 4.
15. Копыток, Е. С. Блог "Сельская библиотека" как эффективный проект продвижения сельских библиотек в интернет–пространстве / Е. С. Копыток // Библиотека как феномен культуры : материалы Междунар. конгр., Минск, 23–24 окт. 2013 г. / Нац. б–ка Беларуси ; сост. А. А. Суша ; науч. ред. Р. С. Мотульский. – Минск, 2013. – С. 41–46.
16. Кузьмина, А.С. "Кто ты, наш читатель?" : исслед. читат. интересов пользователей публич. б–к Брест. обл. / А.С. Кузьмина // Бібліяпанарама. – 2007. – Вып. 12. – С. 25–32.
17. Липень, С.В. Библиотека в информационной инфраструктуре агрогородка: по результатам социологического исследования / С.В. Липень // Библиотеки в информационном пространстве: синтез традиций и инноваций : материалы Междунар. науч.–практ. конф. молодых ученых и специалистов, Минск, 12 сент. 2007 г. / НАН Беларуси, Центр. науч. б–ка ; [редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2007. – С. 92–95.
18. Масловская, А.Ю. Роль библиотек в решении проблемы возрождения и развития села: по результатам социологического исследования / А.Ю. Масловская // Библиотеки в информационном пространстве: синтез традиций и инноваций: материалы Междунар. науч.–практ. конф. молодых ученых и специалистов, Минск, 12 сент. 2007 г. / НАН Беларуси, Центр. науч. б–ка ; [редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2007. – С. 95–102.
19. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села. – М.: Литера, 2009. – 142 с.
20. Никонорова, Е.В. Читатель и библиотека в современном обществе / Е.В. Никонорова // Библиотековедение. – 2009. – № 5. – С. 15–22.
21. Пашковская, Т.Г. Библиотека как центр общения и социализации детей и юношества / Т.Г. Пашковская // Весн. б–к. – 2012. – № 1. – С. 1–5.