Введение
Глава 1 Теоретические основы функционирования библиотек на современном этапе
1.1 Теоретико-методологические основы функционирования библиотек в условиях современного общества
1.2 Особенности функционирования библиотечной системы Беларуси на современном этапе
Глава 2 Особенности реализации общественной деятельности сельских библиотек
2.1 Функции и задачи сельской библиотеки
2.2 Реализация основных функций и задач библиотеки на примере Греской сельской библиотеки
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Библиотековедение является одной из системных наук современности, направленной на изучение библиотечного дела и методов функционирования библиотек, как неотъемлемых единиц общественной жизни. Современные исследователи определяют библиотеку как «многофункциональный социальный институт, обеспечивающий не только воспроизводство культурных форм общества, но и являющийся его системообразующим фактором» [8, с. 49]. В современном обществе социальная многофункциональность библиотек заметно возрастает, и библиотеки выходят за пределы локального информационно-культурного пространства.
В настоящее время стремительно развивается технический прогресс, что влечет за собой усложнение информационного пространства, в рамках которого развивается информационная конкуренция, которая определяет перспективность дальнейшего развития субъектов хозяйствования в данной сфере. Стоит отметить, что определенная доля консерватизма, присутствующая в библиотечной деятельности, не позволяет библиотечному институту развиваться в должном темпе, который предъявляет современное общество. В то же время библиотечное сообщество далеко не в полной мере использует потенциал, который был накоплен предыдущими поколениями, что не позволяет планировать перспективное будущее.
Происходящие социальные изменения и общественные трансформации оказывают непосредственное очень влияние на библиотеки. В ходе этого меняется не только вся систему библиотечных ресурсов и библиотечного делопроизводства, но ставится вопрос об основах существования традиционных библиотек, их роли и функций в обществе. Происходящие изменения отражаются на взаимоотношении библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к переоценке ценностей профессиональной библиотечной этики.
Среди множества видов библиотек сельская библиотека являет собою особый феномен, формировавшийся на протяжении многих лет. Наряду с селом, отечественные сельские библиотеки прошли непростой путь формирования и становления. Их развитие всегда являлось и является своеобразным отражением острых проблем развития и функционирования села. В настоящее время в сельской местности наблюдается несколько кризисная ситуация, которая, в первую очередь связана с глобализацией, оттоком населения в большие города в поисках больших перспектив. Все это сказывается, как на развитие села в целом, так и на развитие сельских библиотек.
В настоящее время сельские библиотеки нуждаются в принципиальных изменениях, модернизации. Но речь идет здесь не только о техническом оснащении и совершенствовании оборудования, а о новаторском и креативном подходе в организации библиотечной деятельности, ориентированной на современного потребителя и удовлетворяющей все его потребности. Уникальность сельской библиотеки, призванной выполнять ряд особых социальных функций в сельской местности, требует адекватного анализа ее как социального института на уровне теории и методологии библиотечной деятельности.
Однако существует дефицит исследований, в которых бы разрабатывались теоретико-методологические основы модернизации библиотечного дела. Необходимо осмысление и проектирование функций сельской библиотеки, которые реализуются в обществе. Все это обусловливает важность исследования методов и способов оптимальной организации эффективной деятельности по обслуживанию населения сельской библиотекой.
Объект исследования: сельские библиотеки.
Предмет исследования: деятельность сельских библиотек по библиотечному обслуживанию пользователей.
Цель работы: исследовать особенности деятельность сельских библиотек по библиотечному обслуживанию пользователей.
Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения научной и методической литературы по теме исследования, метод структуризации фактического материала, качественный анализ полученной в ходе исследования информации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы функционирования библиотек в условиях современного общества»
- рассмотреть особенности функционирования библиотечной системы Беларуси на современном этапе»
- определить функции и задачи сельской библиотеки;
рассмотреть особенности реализации основных функций и задач библиотеки на примере Греской сельской библиотеки.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Теоретико-методологические основы функционирования библиотек в условиях современного общества
Библиотека является одним из древнейших культурных институтов. На протяжении всей человеческой истории ее социально-общественные функции подвергались существенным изменениям. Первые библиотеки предназначались для хранения документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней общественная миссия библиотеки трансформировалась: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека стала общедоступной и превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.
В изучении библиотечного дела у исследователей наблюдается два подхода:
- социокультурный подход предполагает рассмотрение вопроса с точки зрения единства культуры и библиотековедения, преобразуемых посредством деятельности человека;
- системный подход использует историко-генетический анализ [9, с. 4].
Социокультурный подход помогает проанализировать общественные процессы трансформации, в ходе которых изменяется деятельность многих культурных институтов, в том числе и библиотек. Сущностные положения социокультурного подхода, обоснованные в трудах отечественных ученых Н.И. Лапина, A.C. Ахиезера, С.Г. Кирдиной, Н.В. Клягина, В.М. Межуева, А.Я. Флиера.
В рамках системного подхода исследователи определили «социальной функции» библиотеки, которое является одним из основополагающих понятий. Система взглядов на социальные функции библиотек, разработана в трудах таких известных отечественных библиотековедов, как A.B. Соколов, В.В. Скворцов, Ю.Н. Столяров, А.И. Пашин, В.Р. Фирсов. В результате их исследований была представлена мультифункциональная модель современной сельской библиотеки.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК
2.1 Функции и задачи сельской библиотеки
Библиотека, как социальный институт, включает культурные и информационные компоненты. Библиотечная деятельность имеет следующие аспекты:
- содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;
- сохранение документированного знания как общественного достояния [1, с. 24].
Исследователями также выделены основные функции библиотек:
- мемориальная;
- коммуникационная;
- информационная;
- образовательная;
- социализирующая;
- культурная [6, с. 87].
Рассмотрим более подробно каждую из них.
Мемориальная функция является первоначальной исходной функцией библиотек, которая была определена еще со времен появления библиотек. Библиотечные фонды являются своеобразной «памятью человечества», они собирают и сохраняют документальные источники, служат гарантом сохранения веками накопленной информации и социального опыта. Библиотеки сохраняют знание и культуру в наиболее удобном для человеческого восприятия виде. Сохраняя электронные документы, библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам» [2, с. 28].
Выполнение мемориальной функции сельскими библиотеками проявляется, в первую очередь, в создании летописей сел, биографических описаний местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, описание наиболее ярких событий. Необходимо, при помощи библиотек, пробудить интерес местного населения к истории региона, культурным и социальным его особенностям, традициям, подвигам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная библиотека ведет разработку эффективных стратегий и методов поиска, структурирования и предоставления знания. В ходе работы были выделены социальные функции современной библиотеки:
- мемориальная;
- коммуникационная;
- информационная;
- образовательная;
- социализирующая;
- культурная.
Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, а библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в мире информации. «Будучи не только организатором знания, но и его творцом, современная библиотека участвует в формировании основного ресурса нового общества знаний, а значит, становится строителем этого нового общества» [28, с. 10].
Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики.
Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания - это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и своё место в жизни, быть конкурентоспособным.
Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и ее ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения.
Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению. Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты.
В ходе работы была рассмотрена деятельность Греской сельской библиотеки. Данная библиотека осуществляет доступ ко всем видам информации. Проводит агитационную работу среди детей и молодежи. Реализует социальные программы в рамках своего региона, оказывает услуги по внестационарному обслуживанию. Обеспечивает читателей всем необходимым для осуществления их культурного досуга.
1. Абрамов, К. И. История библиотечного дела в России [Текст]: учебно-методические пособия для студентов, преподавателей и библиотекарей – практиков / К. И. Абрамов // представлено Московский гос. ун-т культуры и искусств. – М.: Либерия, 2010. – 175с
2. Антоненко, С.А. Социальные функции сельской библиотеки / С. А. Антоненко // Библиотековедение. 2010. – № 5. – С. 26-29
3. Антоненко, С.А. Новшества в библиотеках области / С. А. Антоненко // Библиотека: информационный вестник. Рязань, 2012. – № 1. – С. 2-3
4. Березкина, Н. Ю. Библиотека-музей как инновационная модель публичной библиотеки / Н. Ю. Березкина // Бібліятэчны веснік : зборнік артыкулаў / Нацыянальная бібліятэка Беларусі. – Мн., 2014. – Вып. 6. – С. 110–120
5. Библиотековедение: общ. курс [Текст] : учеб. для библ. фак. ин-ов культуры / К.И. Абрамов, А.Н. Ванеев, В.В. Скворцов и др.; под. ред. К. И. Абрамова, Н. С. Карташова. – М.: Кн. Палата, 2008. – 223 с
6. Библиотека и духовная культура нации [Текст] : материалы региональной научно-практич. конференции (Новосиб., 23-27 сент. 2002г.) / Под ред. Е.Б. Артемьева. – Новосиб.: ГПНТБ СО РАН, 2012. – 264 с
7. Библиотека в современном культурно-образовательном пространстве // Лысикова Н.П. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект: [научно-практическое пособие] / Н. П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. – Москва: Литера, 2009. – С. 4 -14
8. Ванеев, А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в России (XI начало XX в.) / А. Н. Ванеев. – М.: Пашков дом, 2013. – 304 с
9. Гусева, Л.Н. методология исследования социально-культурных аспектов библиотечного обслуживания [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Н. Гусева. – С-Петербург. Гос. ун-т культуры, 2010. – 16 с
10. Даранова, О. Модельная библиотека как типовая модель развития: межрегиональный фестиваль библиотек ПФО / О. Даранова, И. Мякушина // Библ. дело. – 2011. – № 22. – С. 33–37: фот. - (Сельские библиотеки); [Электронный ресурс]: - URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2011/bd22.pdf (11.09.2015)
11. Дворкина, М. Я. Библиотека: традиции и изменения в контексте социальных и культурных реалий / М.Я. Дворкина // Культура: от информации к познанию: тезисы и сообщения / 4-е Румянцевские чтения. –М., 2011. – С. 62-66
12. Информационные ресурсы Беларуси: Каталог. Вып.1./Сост. Агафонов В.Н. и др. – Мн.: УП «НИПТИ информатизации», 2009. – 84 с
13. Кірухіна, Л. Стан і перспектывы развіцця бібліятэк Беларусі / Л. Кірухіна // Бібліятэчны свет, – №4, – 2009. – С. 4- 6
14. Коготков, Д. Я.. Библиографическая деятельность библиотеки : Организация, технология, управление : Учебник : [Для вузов] / Д. Я. Коготков. – СПб. : Профессия, 2008. – 304 с
15. Кузнецова, Т. Я. Библиотека в информационном обществе: онтологические основания социокультурных трансформаций / Т. Я. Кузнецова // Библиотековедение. 2011. – № 1. – С. 28-33
16. Кузнецова, В. Ф. Просветительская деятельность публичной библиотеки / В. Ф. Кузнецова // Библиотековедение. 2010. – № 4. – С. 27-31
17. Кузьмин, Е. И. Состояние и перспективы развития сельских библиотек в Российской Федерации / Е. И. Кузьмин, T. JI. Манилова // Библиотековедение. 2015. – № 2. – С.8-13
18. Ловкова, Т. Б. Библиотека как центр досуга: учебно-методическое пособие / Т. Б. Ловкова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с
19. Маркова, Т. Б. Полифункциональная библиотека в современном обществе Электронный ресурс. / Т. Б. Маркова. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/markovat/polyflib.html, свободный
20. Маркова, А. История научно-технических библиотек Республики Беларусь / А. Маркова // Бібліятэчны свет. 2008. – №4. – С.11- 13
21. Пашин, А. И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления: учеб.-метод. пособие. / А. И. Пашин. – М.: Либерея -Бибинформ. 2015. – 96 с
22. Сазонова, Т. Г. Оськинская сельская библиотека / Т.Г. Сазонова // Библиотечное дело Рязанской области. Выпуск 2. / ГУК «Библиотека им. Горького»; сост. С.А. Антоненко. –Рязань, 2010. – С. 42-52
23. Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. / Рос. нац. б-ка ; сост.: Е.М. Коломейчук, Л.Н. Михеева, М.А. Ратавнина. – Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2015. – 200 с
24. Сергиенко, A.M. Социальная сфера села: современные вызовы и технологии развития Электронный ресурс. / A.M. Сергиенко // Режим доступа: http://www.isras.ru/abstractbank/1208437151.pdf
25. Современные тенденции в организации библиотечного обслуживания: региональный опыт : материалы областного семинара для заведующих отделами обслуживания публичных библиотек Витебской области, Браслав, 29–30 октября 2015 г. / ГУК «Централизованная библиотечная система Браславского района» ; [составитель И. Г. Макаревич] ; под редакцией О. А. Лесневской. – Браслав, 2015. – 48 с
26. Фонотов, Г. П. Библиотеки России: вступая в новый век [Текст] / Г. П. Фонотов ; Ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма М-ва культуры Российской Федерации. – Москва : ИПРИКТ, 2012. – 99 с
27. Хамер, Г. В. Модернизация муниципальной сельской библиотеки в центр общественного доступа / Г. В. Хамер, Р.В. Корнеева // В мире науч. открытий. 2014. – № 7.3 (55). – С. 94-108
28. Чачко, A. C. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: науч.-метод. пособие / A. C. Чачко. – М.: Либерея, 2009. – 87 с
29. Чернова, P.A. Проблема библиотечного обслуживания интеллигенции сельского района (На материалах конкретно-социологического исследования) / P.A. Чернова // МГИК: сб. тр. Вып 22 / МК РСФСР; МГИК. – М., 2007. – С. 93-104
30. Шрайберг, Я. Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: учеб. практ. пособие. изд. 2-е, испр. и доп / Я. Л. Шрайберг. – М.: Либерия, 2010. – 102 с