ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО МАРКСИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Классическая философия марксизма вступила на мировую арену в 40 – е годы XIX века в одной из самых передовых стран Европы – Германии. Основателями данной философии были Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), немецкие учёные, политические и общественные деятели, а теоретическими источниками – французский материализм XVIII века и немецкая классическая философия. Учение Маркса и Энгельса стало переворотным событием в идейно-политической ситуации Европы второй половины XIX века. Философия марксизма изучала основополагающие проблемы сосуществования человека и мира, человека в мире людей, и человека с самим собой. Марксизм закреплял и выражал идеалы пролетариата и ставил своей наиглавнейшей целью изучение теоретических основ освобождения порабощенного человечества. Марксистское учение принципиально отличается от всех предшествующих философских течений. Оно представляет собой всестороннее исследование законов развития и создание на этой основе концепции нового экономического развития. Судьба марксистской идеологии складывалась по-разному в различных государствах. В одних странах (например СССР) он становится ведущей государственной идеологией, в других же оттесняется и вступает в конфронтацию с основной государственной идеологией, но везде марксистское учение оставило свой след в истории и оказало воздействие на политические настроения общества 70-90 годов XIX века. Наиболее ощутимое воздействие марксизм оказал на политическую сферу стран мировой арены. Во многих странах мира существуют политические партии и организации, которые теоретической базой определяют философию марксизма. Марксизм оказал воздействие и на внеполитическую жизнь людей: культуру и науку, искусство и повседневность. К середине XX века марксизм находит своё развитие в странах азиатского мира, а также некоторых государствах Латинской Америки и Африканского континента.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
Появление на мировой арене философии марксизма было обусловлено все исторической ситуацией мирового развития. Большинство стран Западной Европы и Россия к 30-40 годам XIX века переживают промышленный переворот, который приводит к коренным преобразованиям в техническом оснащении и организации производства, что в свою очередь, влечёт за собой стремительный прирост производительных сил и напряжённости производственных отношений.
Массовый переход от ручного труда к машинному производству способствовал увеличению интенсивности и производительности труда, но происходило так называемое слиянием рабочего с машиной.
В каждой стране происходят перманентные экономические кризисы, которые приводят к угрожающим показателям в безработице и резкому снижению заработной платы работникам. Всё это приводит к напряжённой обстановке между классом пролетариата и классом буржуазии, ростом протестных реакций и возникновение конфликтных ситуаций, которые постепенно выливаются в масштабное рабочее движение на территории таких стран как Англия, Франция и Германия.
Такие новые экономические отношения не могли остаться незамеченными для прогрессивной общественной мыли стран капитализма и стали основой масштабной общественно-политической доктрины, которая получит название марксизм.
Промышленная революция, которая имело место сначала на территории Англии, а затем распространилась на другие страны Западной Европы, стала качественным и количественным основанием для развития производительности рабочего труда и стало перспективным аспектом для роста материальных благ рабочего класса, а увеличение количества свободного времени становится основой для образования и развития членов общества, освобождённого от эксплуатации.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
Марксизм – это целостная система представлений о сущности и судьбах капиталистического способа производства и будущем развитии общества на базе общественной собственности на средства производства. Как теоретическая система он состоит из трех взаимосвязанных частей:
– диалектико-материалистической философии, исследующей универсальные законы развития природы, общества и человеческого мышления и разрабатывающей соответствующий метод исследования общественных процессов.
– политической экономии, базирующейся на применении диалектического материализма к исследованию производственных отношений капитализма теории социализма, основанной на политической экономии марксизма и описывающей будущее развитии общества.
– теории социализма, основанной на политической экономии марксизма и описывающей будущее развитие общества.
Марксистская доктрина является совокупностью философской, экономической и социально-политической концепций, которые объединены общей идеей – идеей коммунизма как итога поступательного социально-экономического развития государства, и которое будет возможным только в результате насильственного общественно-политического переворота и прихода к власти диктатуры пролетариата, как единственно исторически справедливого класса под обязательным руководством коммунистической партии.
Для «отцов» марксизма Маркса и Энгельса их учение является и философской концепцией и социально-политической программой коренного преобразования существующего общественного строя. Научному анализу и практическому внедрению идей марксистской философии К. Маркс и Ф. Энгельс посвятили всю свою жизнь.
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО МАРКСИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Марксизм – это продукт западной цивилизации, возникновение и создание которого относится к 40 годам XIX века, как учение, основанное на философских, экономических и социологических знаниях всей предшествующей эпохи. Сегодня очень трудно дать объективную трактовку философии марксизма вне его привязки к исторической ситуации и контекстуального использования его постулатов ведущими политическими деятелями мира. Марксизм пережил идолопоклонничество в годы советской власти, яростные споры и развенчание идеалов в годы постсоветской истории. Не ценить высокое интеллектуальное наследие философии марксизма – непростительная ошибка для современного научного знания, так как идеи философии Маркса и Энгельса не относятся только к классу пролетариата, а так или иначе затрагивают каждого человека и заставляют его изучать основы этого яркого исторического феномена. Марксизм как философская, политическая и общественная концепция имела огромное влияние на судьбы цивилизации в XX столетия. Хотя не все в марксизме выдержала проверку временем, многие его идеи актуальны и в XXI веке. Несмотря на сложности реализации многие идеи марксизма во многом изменили облик мира, определив по своему влиянию большинство других философских систем.
Высшая цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой – всеобщего духовного опыта человечества 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, марксизм – это теория и идеология, мировоззрение, миросозерцание, система научных взглядов, экономическое, философское и политическое учение, идейное течение второй половины XIX века – начала XX века. Философская концепция, созданная К. Марксом и Ф.Энгельсом, немецкими политическими и общественными деятелями, воплотила в себе прогрессивное наследие всего предшествующего развития мировой философской и общественной мысли с древней эпохи до современности. Мы выяснили, что марксизм как философское учение, имело существенные различия с другими известными традиционными системами и доктринами. В основе этих различий лежит постулат о единстве философского мировоззрения и социального развития общества.
Марксизм – это целостное и универсальное учение, что объяснило широту его распространения на мировой политической арене XIX – XX веков.
Ценность философии марксизма в его научной обоснованности взглядов на общественные отношения и переход от капиталистического устройства общества к коммунистическому с обоснованием и доказательностью данной модели. В основе марксистской идеологии находятся представления Маркса и Энгельса об идеальной политической и экономической системы, в которой частная собственность и государство будут упразднены, а распределение материальных благ будет осуществляться добровольно и справедливо. В этом обществе не будет войн, социального неравенства и несправедливости.
Философия марксизма значительно повлияла на развитие обществознания в XIX–XXI веков. Многое в учении Маркса и Энгельса о социальных и производственных структурах общества сохранило свое значение и вошло в современные теории обществознания, как и результаты глубоких концептуальных обобщений.
1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2012. – 592 с.
2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
3. Гарипов, Р. Р., Мухамадеев, Э. А., Римов, Д. Ф. Особенности марксистской социальной философии / Р.Р. Гарипов, Э.А. Мухамадеев, Д.Ф. Римов // Молодой ученый. – 2016. – № 30. – С. 429 – 431.
4. Глядков, В.А. Феномен марксистской философии / В.А. Глядков. – М.: Кафедра философии, 2001. – 294 с.
5. Деборин, А.М. Введение в философию диалектического материализма [Текст] / А.М. Деборин. – М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 384 с.
6. История марксистской диалектики: От возникновения марксизма до ленинского этапа / Под ред. М.М. Розенталь. – М.: Мысль, 2012. – 535 c.
7. История философии ХХ века. Современная зарубежная философия: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А. С. Колесникова. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с.
8. Иус, А.Г. История и основы теории марксистской философии / А.Г. Иус. – Владивосток, 2001. – 155 с.
9. Кириленко, Г. Г. Философский словарь [Текст]: справочник студента /Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М.: Слово: АСТ, 2002. – 704 с
10. Липский, Б.И. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – М.: Юрайт, 2012. – 495 с.
11. Лутфрахманова, Д.У., Семенова, Э. Р. О законах диалектики / Д.У. Лутфрахманова, Р.О. Семёнова // Вестник научных конференций. – 2015. – № 3. – С. 79 – 80.
12. Мареев, С.Н, Мареева, Е.В. История философии: Учебное пособие / С.Н. Мареев, Е.В, Мареева. – М.: Академический проект, 2003. – 880 с.
13. Новейший философский словарь / Сост. и главн. ред. А.А. Грицанов. – Минск.: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
14. Панин, А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм / А.В. Панин. – М.: Московский государственный университет, 2013. – 240 c.
15. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.
16. Тагиров, С. Ф., Семенова, Э. Р. Марксистская философия истории / С.Ф. Тагиров, Э.Р. Семёнова // Вестник научных конференций. – 2016. –№ 1. – 5 (5). – С. 185 – 186.
17. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с
18. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. 4-е изд.; стереотипное. – М.: Гардарики, 2008. – 828 с.
19. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристь, 2004. – 520 с.
20. Шептулин, А.П. Диалектический материализм / А.П. Шептулин. – М.: Высшая школа, 1995. – 305 с.