Введение
Глава 1. Роль классного руководителя в системе управления школой
1.1 Основные функции и должностные обязанности классного руководителя
1.2 Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
1.3 Анализ как управленческая функция классного руководителя. Способы изучения эффективности классного руководства
Глава 2. Деятельность классного руководителя в условиях современной школы
2.1 Направления и формы работы классного руководителя с ученическим коллективом
2.2 Взаимодействие классного руководителя с субъектами педагогического процесса
2.3 Формы работы классного руководителя с родителями учащихся
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Работа учителей имеет сложную, но очень существенную миссию, которая заключается в том, чтобы быть классным руководителем. Некоторые учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой для своей деятельности, другие называют ее наиболее важной. Независимо от того, насколько трудно работать в качестве классного руководителя, это, несомненно, необходимо для детей, так как основная структура, в школе это класс. Именно там создаются с ее деятельностью, формируются социальные отношения между обучающимися. В классах заботятся о благополучии детей, разрешают проблемы их свободного время препровождения, реализуют первичное объединение коллектива, организуют соответствующую эмоциональную атмосферу.
Организатором деятельности обучающихся в классе и координатором воздействий воспитательного характера является классный руководитель. Он напрямую взаимодействует с обучающимися, с их родителями, чистосердечно старается помочь детям решить свои проблемы в школьном коллективе, увлекательно и полезно организовать жизнь в школе.
Классное руководство как проблема объединяет множество самых различных и наиболее сложных вопросов воспитания школьников. В связи с этим ее рассмотрение интересно вдвойне: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения процесса воспитания и выделить школьные традиции организации воспитания детей, которые были устоявшимися на протяжении многих лет и разработать безупречную конструкцию логически точного и ясного практического олицетворения научных и педагогических идей.
Тем не менее на сегодняшний день функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач до сих пор отчетливо не определены. В этой связи актуальна проблема роли классного руководителя в современной школе.
Социально-экономические модификации, которые произошли в Беларуси, наложили отпечаток на воспитание растущего поколения. На сегодняшний день в обществе отмечаются многочисленные отрицательные явления, которые служат основой для возникновения аморальности, хамства, враждебности среди школьников и молодежи.
Особенное внимание в настоящее время придается целенаправленному процессу воспитания, в котором первоочередным является формирование индивидуальности ребенка, учет его круга интересов и потребностей, опора на сущностные силы личности. Реализовать настолько трудный процесс способен специально подготовленный профессионал в сфере воспитания, которым и является классный руководитель [1].
Глава 1. Роль классного руководителя в системе управления школой.
1.1 Основные функции и должностные обязанности классного руководителя.
Деятельность классного руководителя играет огромную роль в учебно-воспитательной, развивающей работе с учащимися.
Деятельность классного руководителя представляет собой целенаправленную, системную, планируемую деятельность, которая строится на основе программы образовательного учреждения, опыта и анализа педагогической деятельности, личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
Классный руководитель выполняет такие важнейшие функции как:
1) организационно-координирующие: обеспечивает связь школы с семьей; обеспечивает контакты с родителями (других представителей) учащихся; проводит консультации и беседы с родителями; выступает в качестве организатора деятельности учащихся в классе; организует непосредственное взаимодействие с учащимися и с их родителями; заботиться о когнитивном и личностном развитии каждого учащегося;
2) коммуникативные: регулирует межличностные отношения между учащимися; устанавливает взаимодействие между педагогическими работниками и учащимися; содействует установлению благоприятного психологического климата в классе.
3) аналитико-прогностические: изучает индивидуальные особенности учащихся; определяет актуальное состояние и перспективы развития коллектива класса;
4) проектно-организаторские: определение направлений и содержания воспитательной работы, согласно программе школы [20, с. 85].
Как отмечает Н.И. Болдырев, классный руководитель выстраивает систему работу с учетом социальных и материальных условий жизни учащихся, специфики их семейного воспитания [2, с. 74].
Деятельность классного руководителя, прежде всего, преследует цель всесторонней работы с учащимися своего класса:
формирование мотивации к учению каждого учащегося с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
создание благоприятных условий для нравственного и личностного развития посредством использования разнообразных форм и методов индивидуальной и групповой работы с учащимися;
создание благоприятных условий для успешной социализации [24, с. 159].
Глава 2. Деятельность классного руководителя в условиях современной школы.
2.1 Направления и формы работы классного руководителя с ученическим коллективом.
Практическая часть нашего исследования была проведена на базе … Мы изучили деятельность классного руководителя в условиях средней школы; ознакомились с планом воспитательной работы классного руководителя с 7 классом. Результаты исследования представлены ниже.
Современный классный руководитель – тонкий психолог и опытный педагог. Имея теоретические знания и обладая педагогическим чутьем, он легко контактирует с педагогами и обучающимися, умело организует совместные занятия в школе и за ее пределами, обладает искусством прямого и косвенного управления мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественный деятель, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством. Он охотно отдает все богатство своей души своим ученикам. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна сначала узнать его во всех отношениях." Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого классного руководителя. Педагог – практический психолог. Для успешной работы он постоянно учится у своих учеников.
Изучение обучающихся требует знания психологических свойств личности обучающегося, а также освоение принципов и методов педагогического исследования. В отличие от преподавателей, классный руководитель изучает своих учеников чисто в практических целях: лучше знать, чтобы лучше их воспитывать.
Для получения объективных данных о интеллекте, характере, здоровье и других свойствах школьника классный руководитель реализовывает следующие главные требования: изучает учащегося в непринужденной обстановке, в целостности с условиями его жизни; постоянно учитывает персональные и возрастные модификации; изучает неделимо обучающегося во всех его проявлениях; изучая, воспитывает – воспитывая, изучает.
Программа исследования личности обучающегося включает в себя знание условий его жизни в семье: какой состав семьи, ее материальная обеспеченность, семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и так далее. Классный руководитель кроме того заинтересован и в здоровье родителей, возможности наследственной предрасположенности детей к заболеваниям, типом семейного воспитания, окружением семьи.
Заключение.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются: изучение с помощью анализа учащихся и коллектива класса; изучение и анализ характеристик и особенностей семьи; постановка и реализация воспитательных задач с классом учащихся; просветительская работа, повышение компетентности родителей; сотрудничество родительского актива и педагогического состава; включение родителей в учебно-воспитательный процесс; подготовка учащихся к будущей семейной жизни; планирование воспитательной работы.
Постановка целей является наиболее важной составляющей любой сознательной педагогической деятельности, в том числе классного руководителя. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы его деятельности. Эффективность его работы оценивается, прежде всего, с точки зрения достижения поставленных целей. Неправильная, неосознанная цель является причиной многих ошибок и неудач.
Планирование воспитательной работы классного руководителя строится по определенным принципам, методам. И чем большим количеством методов, принципов будет владеть классный руководитель, тем эффективнее будет его работа по воспитанию обучающихся. А также если классный руководитель сможет построить свою работу так чтобы включить обучающихся в различные виды деятельности.
Практическая часть нашего исследования была проведена на базе … Мы изучили деятельность классного руководителя в условиях средней школы; ознакомились с планом воспитательной работы классного руководителя с 7 классом. Результаты исследования представлены ниже.
Современный классный руководитель – тонкий психолог и опытный педагог. Имея теоретические знания и обладая педагогическим чутьем, он легко контактирует с педагогами и обучающимися, умело организует совместные занятия в школе и за ее пределами, обладает искусством прямого и косвенного управления мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественный деятель, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством. Он охотно отдает все богатство своей души своим ученикам. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна сначала узнать его во всех отношениях." Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого классного руководителя. Педагог – практический психолог. Для успешной работы он постоянно учится у своих учеников.
1. Агутов, П.Р. Технология и современное образование /П.Р. Агутов //Педагогика. – 1996. – №2. – С. 9-15.
2. Азбука форм воспитательной работы: справочник /З.В. Артемен-ко, Ж.Е. Завадская – Минск: Новое знание, 2001. – 315 с.
3. Байдина, Т.В. Классный час как эффективная модель воспитательной работы /Т.В. Байдина // Народная асвета. – 2006. – № 9. –С. 90–93; № 10. – С. 93–96; № 11. – С. 93–96.
4. Болдырев, Н.И. Методика работы классного руководителя /Н.И. Болдырев. – М. : Просвещение, 1984. – 271 с.
5. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н. Гуров. – М. : Пед. общество России, 2003. – 192 с.
6. Демидова, Е.В. Работа классного руководителя с родителями учащихся /Е.В. Демидова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. – № 1. – С. 54-59.
7. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И.В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. –С. 131–141.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону : Феникс,1997. – 480 с.
9. Классному руководителю : учеб-метод.пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 352 с.
10. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск : Зорны Верасок, 2010. – 271 с.
11. Козел, В.И. Дневник саморазвития куратора, классного руководителя /В.И. Козел // Народная асвета. – 2008. – № 9. – С. 75–78.
12. Коршунова, О.С. Анализ и оценка работы классного руководителя /О.С. Коршунова // Школьные технологии. – 2009. – № 3. – С. 173–180.
13. Кузнецова, Л.В. Воспитательная работа в школе /Л.В. Кузнецова. – М. : Школьная пресса, 2002. – 284 с.
14. Курушкина, С.А. Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса / С.А. Курушкина // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 6. – С. 6-12.
15. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение. – 1988. – 479 с.
16. Педагогические труды академика И.П. Иванова. /сост. И.Д. Аванесян, К.П. Захаров. – Спб., 2013. – 310 с.
17. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2-х кн. /И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2 : Процесс воспитания. – С. 235–253.
18. Пуйман, С.А. Педагогика. Основные положения курса /С.А. Пуйман. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – С. 222–237.
19. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе /М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 81–89.
20. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе /В.П. Сергеева. – М. : Академия, 2001. – 415 с.
21. Сибирцова, Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе: (опыт, рекомендации, документы) / Г.Н. Сибирцова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 411 с.
22. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: курс лекций /Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под общ. ред. Е.Ф. Сивашин-ской. – Минск: Экоперспектива, 2010. – С.89–102.
23. Сластенин, В.А. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина /В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 387–398.
24. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя / В.П. Созонов. – М. : Педагогический поиск, 2000. – 395 с.
25. Степаненков, Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие /Н.К. Сте-паненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – С. 440–487.
26. Стефановская, Т.А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности / Т.А. Стефановская. – М. : Академия, 2006. – 236 с.
27. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива //Избр. произв.: В 5 т. – Киев, 1979. – Т. 1. – С.425–668.
28. Технология организации деятельности классного руководителя с разными типами семей : научно-методические рекомендации / Под общ. ред. Н.Г. Миловановой. – Тюмень : ТОГИРРО, 2007. – 16 с.
29. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия /И.А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
30. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск : Унiвер-сiтэцкае, 2000. – С. 531–546.
31. Цукерман, Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя /Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 2. – С. 27-29.
32. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьёй : учеб. пособие /Т.И. Шульга. – М. : Дрофа, 2007. – 254 с.
33. Щуркова, Н.Е. Классное руководство : Рабочие диагностики /Н.Е. Щуркова. – М. : Смысл, 2001. – 413 с.