ВВЕДЕНИЕ
Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику для обществ с весьма различными структурами, правилами и вероисповеданиями. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Эти черты бывают очень значительными. Но также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как политический, так и экономический характер.
Необходимость усиления внимания к данной проблеме обусловливается объективными факторами, сводящимися к тому, что по мере развития экономики, науки, культуры углубляются и расширяются связи между народами и их правовыми системами, требующие своего познания, а также, субъективными, прагматическими целями и соображениями: понимание необходимости и важности в своих собственных интересах развития разносторонних связей со всеми странами и народами, осознанию пагубности изоляции и самоизоляции от других стран.
Изучение правовых систем, в частности, мусульманского права, позволяет взглянуть на правовую реальность с другой стороны более объективно. Необходимо пользоваться и зарубежным опытом, что возможно при схожести этих стран, в том числе и в правовом аспекте.
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что отношения между двумя мирами - мусульманским и немусульманским за последнее время очень сильно обострились. Конечно, в первую очередь, основная роль конфликта отводится политике, но также нельзя снимать со счетов и правовой аспект. Ведь для того, что сократить возможности возникновения вооруженных конфликтов, следует знать правовые обычаи, основы, религиозные тонкости, на которых собственно и основывается миропонимание мусульманского народа.
Целью курсового исследования является характеристика эволюции, основных черт и тенденций развития мусульманской правовой семьи .
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие мусульманского права и его истоков;
- рассмотреть мусульманское право во второй половине VII-X веках;
- охарактеризовать мусульманское право в XII-XIX столетие;
- рассмотреть особенности мусульманского права;
- дать характеристику основных источников мусульманского права;
ГЛАВА 1
ЭВОЛЮЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
1.1 Понятие мусульманского права и его истоки
Мусульманская правовая семья – одна из самостоятельных правовых систем современности, являющаяся частью мировой правовой культуры. К государствам мусульманской правовой системы можно отнести Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн, Марокко, Индонезия, Иран, Афганистан и другие. По разным подсчетам, в мире проживает около 900 миллионов человек, которые исповедуют ислам. Фактически это большинство либо значительная часть населения более чем 50 государств.
Однако ни в одном из перечисленных государств мусульманское право вовсе не является единственной системой действующих правовых норм.
О. Ф. Скакун мусульманское право определил как совокупность религиозных,ж ноавственных, правовых норм, которые сложились на основе ислама и поддерживаются государством [1, с. 634].
Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили в конечном счете неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман — Коран и Сунна [2, c. 531].
Коран — священная книга ислама, которая состоит из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Его текст содержит основные понятия, которые лежат в основе цивилизованного обществав первую очередь, это сострадание, честность и доверие в денежных отношениях, неподкупность правосудия. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, там имеются и установления вполне нормативно‑юридического характера. По оценкам специалистов из 6219 стихов, которые содержатся в тексте Корана, около 80 содержат законодательные положения.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ
2.1 Особенности мусульманского права
Ввиду того, что мусульманское право значительно отличается от иных правовых семей, выделим его особенности, по которым оно может быть разграничено от иных систем права.
Во-первых, норма права в мусульманском праве воспринимается как правило, которое адресовано всем мусульманам Аллахом, открывшим его человеку через своего пророка Мухаммеда [12, с. 215].
Норма права, по мнению исламских правоведов, абсолютна и не может быть изменена. Формулирование нормы может быть осуществлено двумя путями:
- прямой путь – через откровения;
- опосредованный – через толкования воли Аллаха правоведами.
Ученые-юристы мусульманского права считают, что по каждому случаю, который не урегулирован Кораном, сунной, предусмотрено две нормы, а именно истинная норма, имеющая «божественное происхождение», и реальная норма, которая применяется муджтахидами (имеет рациональное происхождение). По сути, они должны совпадать [7, с. 646].
По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего либо запрещающего характера, они представляют собой обязанность, долг совершать те либо иные поступки [12, с. 215].
Виды норм мусульманского права:
- предписания, которые оценивают поступки правоверных. Установлено пять категорий поступков:
а) обязательные;
б) рекомендуемые;
в) дозволяемые;
г) порицаемые;
д) запрещённые. К запрещенным можно отнести, например, ростовщичество, процентный заем;
- нормы, которые формулируют правила поведения в конкретных ситуациях, а также условия осуществления и последствия таких действий. К примеру, в качестве наказания за умышленное убийство правом установлена смертная казнь.
ГЛАВА 3
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В НАШЕ ВРЕМЯ
На сегодняшний день мусульманское право продолжает быть одной из крупных правовых систем современного мира и регулировать отношения между более чем 800 миллионами мусульманами. Многие государства мусульманского мира сохранили верность традициям ислама, и это прямо закреплено в их законах, а часто даже в конституциях. Например, конституции Алжира, Ирана, Мавритании, Марокко, Пакистана, Туниса провозгласили подчинение государства принципам ислама. Гражданские кодексы Египта (1948), Алжира (1975), Ирана (1951) предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя принципам мусульманского права. Конституция Ирана и законы Индонезии предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие принципам мусульманского права [11, с. 365].
На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, в особенности европейской правовой системы. Связано это с тем обстоятельством, что европейская цивилизация и культура оказывают огромное влияние на многие мусульманские страны. Вместе с принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, практически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и других) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ИАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям [23].
Проникновение европейского права в мусульманские страны весьма значительно, и этот процесс, связанный с международной интеграцией и экономическим сотрудничеством, в принципе необратим. Значение, сфера действия и удельный вес мусульман-ского права уменьшились, а само право, во всяком случае по своей внешней форме, многое восприняло от европейских кодификаций. Однако отмеченную тенденцию не следует преувеличивать, особенно в свете активизации ислама, которая в последние годы характеризует
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсового исследования являлась характеристика эволюции, основных черт и тенденций развития мусульманской правовой семьи .
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- дано понятие мусульманского права и его истоков;
- рассмотрено мусульманское право во второй половине VII-X веках;
- охарактеризовано мусульманское право в XII-XIX столетие;
- рассмотрены особенности мусульманского права;
- дана характеристика основных источников мусульманского права;
- выявлены черты мусульманского права;
- исследованы тенденции развития мусульманского права в наше время.
Мусульманское право – это совокупность, правовых, религиозных, канонических норм ислама, которые охватывают значительную часть жизни каждого мусульманина, провозглашаемой как нечто «вечное» и неизменное».
Истоки мусульманского права берут свое начало в проповедях пророка Мухаммеда, которые исходили из самого Корана либо из его непосредственного поведения, жизнедеятельности.
Впоследствии его проповеди стали дополняться проповедями и правилами иных пророков.
В VIII–X вв. были разработаны единые для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и стройность, что значительно повысило его регулятивный потенциал. Юридическая доктрина и по настоящее время продолжает оказывать определенное воздействие на правовую систему стран исламского мира.
Развитие мусульманского права в период с XII по XIX века характеризовалось тем, что стали активно устраняться те пролемы, что существовали в Коране, Сунне, стали заполняться и решаться муджгахидами. В результате их деятельности мусульманское право полностью канонизировалось и ее роль в правовом регулировании общественных отношений значительно возросла.
Мусульманское право в сравнении с иными системами права имеет свои особенности ввиду его, в первую очередь, теократичности. Главные особенности мусульманского права сводятся к следующим:
- норма мусульманского права – это правило, которое адресовано всем мусульманам Аллахом;
- специфические источники мусульманского права;
1. Скакун, О. Ф. Теория государства и права : учебник / О. Ф. Скакун. – Харьков : Консум, 2000. – 704 с.
2. Прозоров, С. М. Хрестоматия по исламу / С. М. Прозоров. – М., 1994. – 320 с.
3. Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – М. : Маркет ДС, 2007. – 640 с.
4. Дробязко, С. Г. Общая теория права : учебное пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – Минск : Амалфея, 2007. – 480 с.
5. Абрашитов, В. К. Источники мусульманского права и основные аспекты их содержания / В. К. Абрашитов // Новая правовая мысль. – 2005. – № 1. – С. 62.
6. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства : учебник / В. В. Лазарев. – М .: Юристъ, 2001. – 520 с.
7. Саидов, А. Х. Сравнительное правоведение / А. Х. Саидов. – М. : Юристъ, 2003. – 448 с.
8. Шевчук, Д. Теория государства и права : конспект лекций / Д. Шевчук. – М., 2012. – 212 с.
9. Еремеев, Д. Е. Ислам : образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. – М. : Политиздат, 1990. – 320 с.
10. Алексеев, С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев, С.И. Архипов. – М.: Норма, 2005. – 496 с.
11. Абдулаев, М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2004 – 410 с.
12. Матузов, Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – 294 с.
13. Муромцев, Г. И. Основные правовые системы прошлого и современности : проблемы общей теории права и государства / Г. И. Муромцев. – М. : НОРМА, 1999. – 330 с.
14. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В. А. Кучинского. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
15. Пашков, Р. В. Исламское государственное право королевства Саудовской Аравии Саудитов. Сборник документов / Р. В. Пашков. – М., – 2005.
16. Хачим, Ф. И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак) / Ф. И. Хачим – М.: «РУДН», 2001. – 138 с.
17. Попова, И. А. Источники мусульманского права / И. А. Поповоа // Бизнес в законе. – 2009. – № 4. – С. 60–61.
18. Бурдина, Е. Н. Коран как источник мусульманского права / Е. Н. Бурдина, С. Ш. Казиев [Электронный ресурс] / G-Global. – Режим доступа : http://group-global.org/ru/publication/18473-koran-kak-istochnik-musulmanskogo-prava. – Дата доступа : 13.05.2017.
19. Саидов, А. Х. Типология и классификация правовых систем современности / А. Х. Саидов // Правоведение. – М. : Москва, 1985. – № 2. – С. 52-56.
20. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Юристъ, 2004. – 512 с.
21. Сюкияйнен, Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л. Р. Сюкияйнен. – М., 1997. – 76 с.
22. Косарев, А. И. история государства и права зарубежных стран / А. И. Косарев. – М. : Норма, 2007. – 376 с.
23. Плахтий, Е. В. Некоторые особенности мусульманской правовой системы / Е. В. Плахтий // Институт коммерции и права. – 2014. – № 3. – С. 302-321.
24. Протасов, В. Н. Теория права и государства: проблемы теории права и государства : вопросы и ответы / В. Н. Протасов. – М. : Новый юрист, 1999. – 240 с.
25. Корельский, В. М. Теория государства и права / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – 2-е изд., изм. и доп. – М. : Инфра-М, 2002. – 616 с.