Актуальность избранной темы курсовой работы обусловлена рядом причин. Прежде всего, хотелось бы отметить, что Республика Беларусь в настоящее время проходит очередной этап глубоких позитивных социально-экономических преобразований. Одной из основополагающих целей функционирования и генезиса политической, экономической, социокультурной сфер в Беларуси является построение правового государства и гражданского общества, которые являются реальными только тогда, когда государственная власть и право находятся в состоянии равноправного партнерства для качественной правовой организации государства. Правовое государство – это не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом и коррупцией, форма осуществления и существования реального народовластия.
Этой связи весьма актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения является проблема правотворческого процесса в Республике Беларусь. Необходимо подчеркнуть, что принимаемые нормативные правовые акты должны содержать общую, единообразную, понятную для всех субъектов смысловую нагрузку, соответствовать Конституции Республики Беларусь и не противоречить Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Кроме того, совершенствование законодательства включает в себя и минимизацию его противоречий, что, к сожалению, не всегда справедливо для отечественного права. При этом преодолеть возникающие проблемы законодательной и правоприменительной практики в рамках правотворчества только практическим путем без теоретического обоснования, не представляется возможным.
Объектом исследования данной работы выступает правотворческий процесс как деятельность уполномоченных органов.
Предметом исследования, соответственно, являются понятие, содержание и основные принципы правотворческого процесса, его отдельные этапы и стадии.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и систематизировать теоретические и законодательные положения, касающиеся правотворческого процесса в Республике Беларусь.
Исходя предмета исследования и его цели, в рамках курсовой работы ставятся следующие задачи:
1 Изучить историческое развитие института правотворчества в Республике Беларусь;
Историческое развитие института правотворчества в Республике Беларусь. Провозглашение Республики Беларусь суверенным правовым государством Конституцией Беларуси 1994 года не означало одномоментного ее превращения в такое государство. До начала 1994 года, да и после его, в Беларуси действовало законодательство бывшего СССР и БССР, которое не вполне соответствовало новым началам суверенной белорусской государственности, основам конституционного строя и не способствовало становлению и развитию гражданского общества.
Начало трансформации белорусского государства в суверенное было положено принятием Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь. Статья 7 Декларации устанавливала на территории Республики Беларусь верховенство Конституции и законов Республики Беларусь [1, c.192].
27 февраля 1991г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь». Согласно ст. 3 на территории Республики Беларусь устанавливалось верховенство Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь. Все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, находящиеся и действующие на территории Республики Беларусь, обязаны были исполнять законодательство Республики Беларусь. Законодательство СССР действовало на территории Республики Беларусь, если оно не противоречило законодательству Республики Беларусь. В случае отсутствия соответствующих актов законодательства Республики Беларусь в дальнейшем до их принятия либо иного решения высших органов государственной власти или управления Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией на территории Республики Беларусь действовало законодательство СССР.
В это же время между союзными республиками и Союзом ССР шли переговоры о новом договоре между ними, расширяющими права союзных республик. Но время компромисса было безвозвратно упущено, получили силу центробежные явления. Во всех союзных республиках были приняты декларации о независимости. Ни одна из них не стремилась по настоящему войти в обновленный СССР. Поэтому статья 4 Закона «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» предусматривала следующее положение: «Если актами Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР ограничиваются суверенные права Республики Беларусь, права и
Огромное значение для совершенствования текущего законодательства, практики его применения, в целом совершенствования правовой системы, имеет принятие государственными органами нормативных правовых актов в пределах их полномочий, определение соподчиненности (иерархии) этих актов, порядка опубликования и вступления в силу и т.д. Правотворчество - это одно из важных направлений работы государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм.
По законам и иным нормативным актам судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Повышение качества правовых решений - постоянная задача законодателя, если он стремится к формированию правового государства. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются граждане, общество, поэтому нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, так как любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.
Осмысление теоретических проблем правотворчества позволяет глубже оценить роль права, увидеть всю значимость и многогранность правотворческой деятельности органов государства, а, следовательно, и значимость деятельности юриста в подготовке нормативных правовых актов и в проведении их в жизнь.
Согласно Конституции Республика Беларусь - правовое государство. Однако правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической, политической и духовной сферах.
Поэтому для создания правового государства недостаточно его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного вмешательства властных структур.
Процесс формирования правового государства предполагает глубокие перемены в состоянии законности, правотворчества, в правовой культуре граждан и должностных лиц, в деятельности правоохранительных органов [8].
Формы правотворчества. Субъектами правотворчества выступают: народ, государственные органы (органы власти и управления), должностные лица, негосударственные организации, международные организации. В зависимости от субъектов правотворчества различают следующие способы (формы) деятельности по возведению воли общества и международных организаций в правовой нормативный акт: а) принятие решений непосредственно народом путем референдума; б) принятие нормативных актов органами государства; в) принятие нормативных правовых актов должностными лицами; г) принятие правовых актов негосударственными организациями; д) принятие правовых актов международными организациями. Наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства.
Непосредственная правоустановительная деятельность. В отличие от других субъектов правотворчества, непосредственное правотворчество народа является одним из способов его привлечения к управлению государственными и общественными делами. Наиболее ярким его проявлением является референдум (голосование) граждан Республики Беларусь по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Согласно ст. 111 Избирательного кодекса референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Референдумы могут проводиться как в масштабах всей республики, так и по административно-территориальным единицам. Как один из видов правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Именно поэтому решение, принятое на референдуме в Республике Беларусь, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На республиканском референдуме можно принять Конституцию, принять любой законопроект, внести поправки в законы и принять решения по другим вопросам республиканского значения. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к
Подводя итог данной курсовой работе, хотелось бы отметить следующее.
Становление и эволюционирование правовой системы представляет собой длительный процесс, который происходит поступательно, главным образом, через создание нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт является завершающим звеном и непосредственным результатом правотворческой деятельности.
Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).
Правотворческая деятельность предполагает подробную регламентацию всех стадий и правил правотворческого процесса, в результате которого издаются (принимаются) нормативные правовые акты. Соответственно, правотворческий процесс есть порядок последовательных действий, в результате которых в правовую систему встраиваются новые элементы, т.е. принимаются (издаются) нормативные правовые акты.
При этом в юридической науке в широком смысле правотворческий процесс понимается в том числе и как организационные действия, которые предваряют работу над созданием нормативного правового акта. В узком же смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными государственными органами.
Правотворческий процесс основывается на таких принципах, как демократизм и гласность, значение которых состоит в том, что большая роль в разработке и официальном утверждении, принятии нормативного акта отводится привлечению граждан к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении. Кроме того, высшим проявлением демократизма является референдум, а также привлечение к правотворческой деятельности средств массовой информации.
В соответствии с принципом законности и конституционности, вся правотворческая деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках законов, прежде всего Конституции Республики Беларусь, а также в соответствии с правилами юридической техники.
К правотворческой деятельности должны привлекаться только компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями
1 Кивель, В. Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по юридическим специальностям / В.Н. Кивель; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007
2 Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 27 февраля 1991 г. №651-XII
3 Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств» // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. - 1992. 1.
4 Конституция Республики Беларусь 1994 года: (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004) — Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2007. — 62 с.
5 О Верховном Совете Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21 дек. 1994 г. No 3465-ХН // Консультант Плюс: Бела-русь. Технология 3000 [Электронный ресурс]ЮОО «ЮрСпектр». - Минск, 2007.
6 Дрейшев, Б.В. Правотворчество в советском государственном управлении /Б.В. Дрейшев. - М.: «Юрид. лит», 1977. - 180 с
7 Мазарчук, Д. В. История государства и права Беларуси: учеб.- метод, комплекс для студентов юридических специальностей / Д.В. Мазарчук. - Минск: Изд-во МИУ, 2007. - 108 с
8 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Правотворческий процесс // Электронная библиотека БГУ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/20895/4/LawMakingProcess.pdf / Дата доступа: 11.05.2017
9 В.А. Кодавбович Е.В. Жигалко, ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС // Минский инновационный университет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.miu.by/rus/kaf_gum/kaf_download/22337_153090697.pdf / Дата доступа: 11.05.2017
10 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. Пособие для вузов / С.Г. робязко, В.С. Козлов. - 2-е изд., исправл. и доп. - Минск: Амалфея, 2007. - 480 с.
11 О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 20 июля 1998г. No 369: в ред. Указов Президента Респ. Беларусь от 4 янв1999 г., от 30 июля 1999 г., от 11 августа 2003 г., от 28 февраля 2006 г., от 22 мая 2006 г., от 16.июля 2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2015.
12 Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов Национального банка, Национальной Академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 23 сентября 2006 г. No 1244 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,-Минск, 2017.
13 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. No 361-3: в ред. Законов Респ. Беларусь от 4 янв. 2002 г. No 81-3, от 1 ноября 2004 г. No 321-3, от 2 ноября 2005 г. No 48-3, от 16 мая 2006 г. No 119-3, от 29 июня 2.006 г. No 137-3, от 7 мая 2007 г. No 212-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2017.
14 Курак А. И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях): Справ. пособие [для студентов вузов] / А. И. Курак; [Науч. ред. А. А. Головко]. -2-е изд., перераб. и доп. - Минск: РУП "Белтаможсервис", 2003.
15 Уголовный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона от 20 июля 2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2017.
16 О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2006 г. No 165-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», - Минск, 2017.
17 Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 4 окт. 1994 г. No 3254 - ХН: в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2017
18 Стукина В.А. - ст. преподаватель кафедры межд.права ФМО БГУ. Правотворческий процесс /Опорный конспект лекций. Минск, 2010. – 33 с.
19 Избирательный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 января 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г.: в ред. Закона от 6 окт. 2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2017.
20 Венская конвенция о нраве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», - Минск, 2017.
21 О международных договорах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 23 окт. 1991 г. No 1188 - ХП: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15 ноября 2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2017.
22 Законодательный процесс в Республике Беларусь // StudFiles Файловый архив студентов – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=912 / Дата доступа: 12.05.2017