Введение
1. Теоретические основы проблемы взаимодействия в профессиональной деятельности и вахтового метода организации труда
1.1. Социальное взаимодействие как объект психологического исследования
1.2. Взаимодействие в профессиональной деятельности
1.3. Специфика вахтового метода организации труда
2. Эмпирическое исследование делового взаимодействия работников в условиях вахтового метода организации труда
2.1. Программа эмпирического исследования делового взаимодействия работников в условиях вахтового метода организации труда
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции.
Большую часть своего времени человек проводит на работе, где он реализует свои потребности в межличностном общении в профессиональной деятельности. В процессе трудовой совместной деятельности люди вступают во взаимодействие, которое является неотъемлемым атрибутом любого производственного процесса.
Будучи характерной чертой различных сфер человеческой жизнедеятельности и решающим фактором развития личности, социальное взаимодействие раскрывает новые возможности для социально-экономического, культурно-нравственного, морально-этического и духовно-психического совершенствования общества и его молодых представителей. Поэтому категории «социальное взаимодействие» уделяют на протяжении второго столетия пристальное внимание социологи, психологи, культурологи, педагоги и учёные других наук об обществе.
Проблема социального взаимодействия является предметом изучения как отечественных (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский), так и зарубежных (Р. Бейлз, К. Томас и Р. Киллмен, Д. Мид, Г. Блумер, Э. Холландер) психологов. Однако, проблема делового взаимодействия работников в современной психологической науке является недостаточно освещенной.
Анализ литературы позволил выявить недостаток исследований, направленных на изучение делового взаимодействия работников в условиях вахтового метода организации труда.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВАХТОВОГО МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
1.1. Социальное взаимодействие как объект психологического исследования
Взаимодействие представляет собой определяющий фактор того, что человек является социальным существом, а также того, что без взаимодействия с другими людьми он не достигент самореализации в социуме.
Проблема социального взаимодействия является предметом изучения как отечественных (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский), так и зарубежных (Р. Бейлз, К. Томас и Р. Киллмен, Д. Мид, Г. Блумер, Э. Холландер) психологов.
Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю историю и тесно связано с проблемой дифференциации понятий «взаимодействие» и «общение».
Часть исследователей отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие же рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Существует мнение о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции [13, с. 130].
В отечественной психологии социальное взаимодействие преимущественно рассматривается в контексте подхода Г.М. Андреевой, согласно которой взаимодействие представлено интерактивной стороной общения [4].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВАХТОВОГО МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
2.1. Программа эмпирического исследования делового взаимодействия работников в условиях вахтового метода организации труда
Цель эмпирического исследования: выявить особенности делового взаимодействия работников в условиях вахтового метода организации труда.
Эмпирическое исследование проводились в три этапа:
1) на первом этапе были подобраны методы и методики исследования, сформирована выборка исследования, сформулированы эмпирические задачи;
2) на втором этапе проводилось эмпирическое исследование с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась математико-статистическая обработка данных, качественный анализ и интерпретация.
Для достижения цели были поставлены следующие эмпирические задачи:
1) определить стрегии поведения в конфликтнйо ситуации у работнкиов в условиях вахтовог ометоды орагнизации труда;
2) выявить стиль межличностных отношений у работнкиов в условиях вахтовог ометоды орагнизации труда.
Гипотеза исследования: деловое взаимодействие работников в условиях вахтового метода носит конфликтный характер.
Методы исследования: тестирование, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа установлено, что в отечественной психологии социальное взаимодействие преимущественно рассматривается в контексте подхода Г.М. Андреевой, согласно которой взаимодействие представлено интерактивной стороной общения. В зарубежной психологии широко распространен подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма (М. Мид, Г. Блумер), модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии (К. Томас, Р. Киллмен). Описательный подход при анализе взаимодействия предполагает построение классификаций различных его видов, которые можно свести к кооперации и конкуренции. Также выделяют такие типы взаимодействия как формальное и неформальное взаимодействие.
Взаимодействие в профессиональной деятельности – это направленная передача информации от одного работника к другому с целью влияния на поведение или изменения психологических характеристик партнёра по взаимодействию. Оно осуществляется в контексте делового взаимодействия и делового общения. Конфликты в профессиональной деятельности являются неотъемлемым компонентом взаимодействия между работниками в любой организации. Личностные конфликты являются частым явлением в однородных по полу коллективах, они затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты.
Специфика вахтового метода организации труда заключается в физических и психологических условиях, к которым вынужден приспосабливаться работник: к вынужденному социальному и психофизиологическому дискомфорту, интенсивному труду во время вахты, нарушенному биоритмологическому стереотипу жизнедеятельности, новому социальному укладу жизни. Работник вынужден подавлять свои истинные
1. Аборина, М.В. Диагностика типов делового взаимодействия в системе «человек-человек» / М.В. Аборина // Вестник СГА. – 2010. – № 1. – С. 90-97.
2. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально – психологические проблемы / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 240 с.
3. Александров, А.А. Конфликт как социальное явление /
А.А. Александров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 113. – С. 246-249.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
5. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2007. – 490 с.
6. Бескровная, Е.А. Деловое общение как условие успешного взаимодействия в профессиональной деятельности / Е.А. Бескровная // Гаудеамус. – 2012. - № 19, Т. 1. – С. 117-119.
7. Блумер, Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. – 2008. – № 1. – С. 173.
8. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИПФРА-М, 2006. – 224 с.
9. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
10. Давыдова, Н.С. Социально-экономические проблемы применения вахтового метода организации труда в современных условиях России /
Н.С. Давыдова // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2008. – № 4. – С. 29-31.
11. Жаворонкова, О.М. Деловое общение / О.М. Жаворонкова // Известия ВГТУ. – 2006. – № 8. – С. 115-118.
12. Каширин, А.Б. К вопросу об организации вахтового метода труда в экстремальных условиях / А.Б. Каширин // Тезисы докладов IX Всерос. научно-технической конф. (г.Москва, октябрь 2012 г.). – 2012. – С. 207-208.
13. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 463 с.
14. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – М.: Академия, 2005. – 258 с.
15. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
16. Мид, Д. От жеста к символу / Д. Мид // Американская социологическая мысль. – М., 2004. – С. 217-218.
17. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений /
Н.Н. Обозов. – Киев: Лыбидь, 2000. – 312 с.
18. Титова, О.И. Гендерные особенности делового взаимодействия в управленческой деятельности / О.И. Титова // Вестник КГПУ. – 2011. – № 4. – С. 179-184.
19. Тихонова, Е.П. Вахтовый метод как режим рабочего времени /
Е.П. Тихонова // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XV Международной научной конф. (г. Минск, 16 мая 2012 г.). – Минск, 2012. – С. 156–157.
20. Фан-Юнг, И.В. Социально-психологические особенности делового взаимодействия в сфере гостиничного сервиса: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / И.В. Фан-Юнг. – Самара, 2005. – 19 с.