Введение
1 Теоретические аспекты социально-педагогической профилактики подростковой аддикции
1.1 Психолого – педагогический характер подросткового возраста
1.2. Социально – педагогические причины подростковой аддикции (виды подростковой аддикции)
1.3. Направления социально – педагогической профилактики подростковой аддикции
2 Анализ практики социально – педагогической профилактики подростковой аддикции
2.1 Эмпирическое изучение склонности подростков к аддиктивному поведению
2.2 Специфика профессиональной деятельности службы СППС учреждения образования по профилактике аддиктивного поведения подростков
2.3 Методические рекомендации по совершенствованию социально – педагогической профилактики подростковой аддикции
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально- экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Для многих не решена жилищная проблема. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны. Возникает реальная проблема страха перед действительностью и самыми незащищёнными в данном аспекте являются подростки.
В сложившихся условиях особое внимания заслуживают профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т.к. этот период характеризуется немалым качеством кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердится, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике аддиктивного поведения.
В последние десятилетия особенно остро встала проблема, аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. Весьма характерной тенденцией является неуклонное снижение возраста приобщения к наркотикам. В нашем обществе сложился информационный фон, способствующий вовлечению подростков в потребление наркогенных веществ. С возрастом происходит заметное уменьшение числа несовершеннолетних, считающих наркогенные вещества вредными и опасными, и возрастает количество подростков, уверенных в том, что потребление некоторых веществ допустимо и возможно. Стремительный рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе.
Теоретическую базу исследования составили работы следующих учёных: М.Ф, Александровой, И.А.Баевой, Е.Н. Волковой, Е.В.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ АДДИКЦИИ
1.1 Психолого – педагогический характер подросткового возраста
Подростковый возраст – период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Подростковый возраст называется также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст – типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток – растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей [19, с. 36].
Подростковый возраст в большинстве случаях педагогических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. А личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлективностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте [22, с. 14].
Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности подросток становится «трудным». Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. В этом возрасте хочется совершить нечто, о чем бы говорили, спорили. В этом своем стремлении часть подростков выходят на грань, а иногда за грань дозволенного и безопасного. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.
Главной особенностью подростка является личностная нестабильность Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. У подростков происходит адаптация к социально – устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ АДДИКЦИИ
2.1 Эмпирическое изучение склонности подростков к аддиктивному поведению
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 50 г. Гомеля». В исследовании приняло участие 25 учащихся подросткового возраста.
Для получения информации о склонности подростков к аддиктивному поведению была использована методика В.В. Юсупова «Аддиктивная склонность» Данное анкетирование проводилось с целью изучения отношения подростков к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ. Опросник содержит 30 высказываний (см. Приложение 1).
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемых следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20 – 30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция:
Необходимо внимательно прочитать каждый вопрос и поставить значок напротив выбранного утверждения в случае согласия с его содержанием.
Интерпретация полученных результатов:
до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен;
от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения;
от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковые аддикции – серьезнейшая молодежная проблема последнего десятилетия. Психолого - педагогические исследования современных учёных показали следующие тенденции: снижение возраста подростков, склонных к аддикции, увеличение доступности средств, вызывающих зависимое поведение, резкое изменение социального статуса подростков, демонстрирующих аддиктивное поведение. На этой основе формируется особая молодежная субкультура, ведущей ценностью которой является свободное времяпровождение, в сочетании с аддикциями как стиль жизни. Всё это является поводом к активизации научно - методической и практической работы по созданию условий для психопрофилактики вредных зависимостей. Эта работа ведется социальным педагогом в тесном контакте с инспекторами по делам несовершеннолетних, родителями, учителями общеобразовательных учреждений.
У подрастающего поколения необходимо воспитывать такой уровень нравственной и гигиенической культуры, который сформирует устойчивый «иммунитет» против пьянства, наркомании, табакокурения и других видов зависимостей.
Проблема подростковых аддикций является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Это многоаспектная проблема, в решение которой вовлечены представители различных областей знаний: психологи, наркологи, социологи, валеологи, педагоги, врачи, представители правоохранительных органов. Однако, результаты совместной работы ещё очень незначительны, о чём свидетельствует статистика о всё возрастающей склонности к аддиктивному поведению современной молодёжи.
Профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса.
1. Александров, М.Ф., Буланова, О.Е., Прудникова, М.С. Профилактическая развивающая программа «Тренинг безопасности подростка» / М.Ф. Александров, М.Ф. Буланова, М.С. Прудникова //Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 2. – С. 55-63.
2. Баева, И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности /Под ред. И.А. Баевой. М.: Нестор-история, 2011. – 232 с.
3. Борисова, Л. Г. Свободное время подростков: социализация или девиация. – Новосибирск, 2004. – 113 с.
4. Голубева, Ю. А. и др. Тренинг с подростками: программы, конспекты занятий/ Ю.А. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 206 с.
5. Дубровский, Р.Г. Взрослеем правильно! О вредных привычках для молодежи и взрослых /Р.Г. Дубровский. – СПб.: ЦМИК, 2014. – 129 с.
6. Емельянова, Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге /Е.В. Емельянова. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
7. Жабина, И.Ю. Профилактика наркомании, алкоголизма и употребления ПАВ среди подростков /И.Ю. Жабина//Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012, № 11. – С. 62 – 70.
8. Зикратов, В. Девиантно-делинквентное поведение подростков и детей / В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 23 –29.
9. Змановская, Е.В. Девиантология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
10. Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики /Е. Иваницкая, Т. Щербакова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
11. Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация /В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2011. – 267 с.
12. Картушина, Е. П., Романенко Т. В. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
13. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом / Е. Корнеева//Мир семьи. – 2004. – № 13 – 17с.
14. Кулаков, С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков С.А. Кулаков. – СПб.: Гардарики, 2003. – 470 с.
15. Ляхович, А. В. Психоактивные вещества: профилактика наркомании (токсикоманий) /А. В. Ляхович, А. С. Лозовская //Основы безопасности жизни. – 2011. – № 7. – С. 29 – 35.
16. Максимова, Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Вопросы психологии. – 2001. – № 11. С. 25 – 29.
17. Муньягисеньи, Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков/Э. Муньягисеньи // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 4. – С. 45–54.
18. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? / В.И. Новосельцев//Директор школы. – 2003. – № 9. – 13 – 18 с.
19. Польшакова, Е.Ф. Досуг надо организовывать /Е.Ф. Полшакова//Физкультура в школе. – 2002. – № 5. – 9 – 12 с.
20. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий / Ю.О. Прибылова // Естествознание в школе. – 2005. – № 4. – С. 35 – 39.
21. Реализация подхода «Равный обучает равного»: пособие для педагогов-консультантов: учеб.-метод. пособие / Н.А. Залыгина, М.Е. Минова, Е.Ф. Михалевич; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2016. – 140 с.
22. Рожков, М. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 231 с.
23. Сидорова, Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита [Текст] / Л. Сидорова // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С.45 –53.
24. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы /Автор - составитель Т.А. Шишковец. -2-еизд., перераб. и доп. – М.: ВАШ, 2007. – 336 с.
25. Степанов, С. Подростки с отклоняющимся поведением [Текст] / С. Степанов // Социальная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 24 – 32.
26. Шмидт, В. Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М: Сфера, 2007. – 256 с.
27. Храмцова, Ф. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы [Текст] / Ф. Храмцова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 5. –С. 34–39.
28. Юсупов, В.В., Корзунин, В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения /В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. – СПб.: Речь, 2007. – 112 с.