ВВЕДЕНИЕ
Выделение понятия «репродуктивное здоровье» продиктовано тем, что здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем лиц фертильного возраста (от лат. fertilis – плодородный; способность организма производить потомство). Это понятие было введено в 80-ых годах и, согласно определению ВОЗ, означает не просто отсутствие болезней и недугов репродуктивной системы, её функций и процессов, включая воспроизводство и гармонию, в психосоциальных отношениях в семье, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия.
Белорусские учёные Е.Д. Смоленко, И.М. Прищепа, О.Л. Кудина, О.А. Пересада и другие добавляют, что это означает также возможность удовлетворённой и безопасной сексуальной жизни, способность к воспроизведению (деторождению) и самостоятельному решению вопросов планирования семьи.
Охрана здоровья населения введена в ранг государственного закона Республики Беларусь. Особое внимание уделяется проблеме Охраны здоровья детей и молодёжи. Укрепление здоровья детей и молодёжи, профилактика девиантного поведения, ориентация на семейные традиции и ценности семейной жизни – приоритетные направления работы различных министерств и ведомств республики.
В связи с этим в ежегодно проводится республиканская акция «Здоровый я – здоровая семья»; мероприятия по повышению престижа здоровой семьи, акции по противодействию табакокурению, употреблению алкоголя, распространению наркотиков среди детей и молодёжи; внедряются программы факультативов и спецкурсов по подготовке учащихся к семейной жизни.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркивает: «Сохранение, подержание здоровья молодежи сегодня – это гарантия медико-социального благополучия общества в будущем».
Цель исследования: охарактеризовать специфику социальной работы, направленной на сохранение репродуктивного здоровья молодежи.
Объект исследования: молодежь в возрасте от 17 до 21 года.
Предмет исследования: направления социально-педагогической деятельности по сохранению репродуктивного здоровья молодежи.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Провести анализ современных моделей социально-профилактической работы по сохранению репродуктивного здоровья молодежи.
2. Дать социально-психологическую характеристику молодежи.
3. Провести диагностику отношения молодежи к проблеме сохранения репродуктивного здоровья.
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПО ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
1.1 Анализ социально-профилактической работы по сохранению репродуктивного здоровья молодежи
Здоровье – одно из основных условий счастья человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Следует заметить, что понятие «здоровье» является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также климатических и географических условий. В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: «Здоровье – свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Составляющими компонентами здоровья в связи с таким его пониманием является физическое, нравственное и душевное (психическое) здоровье.
Физическое здоровье – характеризуется степенью совершенства саморегуляции функций, гармонией физиологических процессов, высшим уровнем роста, развитие организма и его способностью адаптироваться в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Нравственное здоровье – комплекс жизненных ценностей, установок и мотивационных потребностей человека, соответствующих общественным нормам, идеалам. Отличительным признаком нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Психическое здоровье – зависит от степени развития психической регуляции поведения, степени эмоциональной устойчивости, развития волевых качеств и адекватных поведенческих реакций [1, с. 25].
Важной составляющей здоровья является репродуктивное здоровье. Под репродуктивным здоровьем подразумевается состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения ее функций и процессов в ней. Таким образом, репродуктивное здоровье означает возможность удовлетворенной и безопасной сексуальной жизни, способность к воспроизведению (рождению детей) и возможность решать, когда и как часто это делать. Это предусматривает право мужчин и женщин на информацию и доступ к безопасным, эффективным, доступным по цене и приемлемым методам планирования семьи и к иным, избранным ими методам регулирования рождаемости, которые не противоречат закону. Это означает также и право доступа к соответствующим услугам в области здравоохранения, позволяющим
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
2.1 Диагностика отношения молодежи к проблеме сохранения репродуктивного здоровья
С целью выявить уровень информированности о проблеме репродуктивного здоровья учащихся Учреждения образования «Жлобинский государственный профессионально-технический колледж», было проведено анкетирование со студентами различных групп (обучающиеся первый год и выпускник).
Им была предложена анкета «Мое репродуктивное здоровье», в которой нужно ответить на 18 вопросов с вариантами ответа (Приложение А).
В анкетировании приняло участие 38 человек, из которых 16 девушек и 16 юношей в возрасте 17-18 лет и 19-21 года. Все участники сразу согласились на проведение анкеты и с большим энтузиазмом и энергичностью отвечали на предложенные вопросы. Общие результаты анкеты в % представлены в таблице 1.
2.2 Анализ социально-профилактической работы, обеспечивающей сохранение репродуктивного здоровья молодежи в условиях колледжа
После проведения анкетирования, нами были проанализированы мероприятия, которые проводились в колледже по сохранению репродуктивного здоровья молодежи. Отметим, что в колледже действует программа «Будущая семья».
Направленность программы:
- оказание лечебно-диагностической помощи, санитарно-просветительских услуг для подростков и молодежи по сохранению их репродуктивного здоровья;
- профилактика мед абортов у юных, студентов и женщин фертильного возраста, посредством их консультирования по методам контрацепции;
- проведение обучающих занятий, тренингов коллективных и индивидуальных для молодежи – будущих родителей по формированию у них стереотипов здорового образа жизни, ответственного сексуального поведения и родительства.
Цель: сохранение репродуктивного здоровья подростков и молодежи,
обучающейся в колледже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы организации социально-профилактической деятельности по сохранению репродуктивного здоровья молодежи показал:
Понятие «молодежь» многогранно, и может рассматриваться в разных контекстах жизни общества; ученые до сих пор не могут сойтись во мнении, когда же начинается молодость и когда она заканчивается, поэтому ее возрастные границы размыты, но помимо этого эти рамки могут раздвигаться в ту или иную сторону самим человеком, в зависимости от его психологического настроя, а так же и от общества в котором воспитывается молодой человек.
Охрана репродуктивного здоровья - это совокупность факторов, методов, процедур и услуг, которые оказывают поддержку репродуктивному здоровью и содействуют благосостоянию семьи или отдельного человека, путем профилактики и решения проблем, связанных с репродуктивным здоровьем.
«Социология здоровья» становится той специальной теорией, которая своим развитием будет способствовать дальнейшему расширению сферы интересов общей социологии и одновременно выходу за счет последней на более высокий уровень теоретической разработки собственных вопросов. В развитом виде она позволит преодолеть коммуникационные трудности между естественными, техническими и общественными науками, между медициной, здравоохранением и социальными науками. Ее плодотворные обобщения, научные методы и частные методики могут быть применены непосредственно в сфере медицинских исследований проблем здоровья и болезни, нормы и патологии.
В ходе практической части нашего исследования нами было выяснено, что учащиеся УО «Жлобинский государственный профессионально-технический колледж» достаточно неплохо осведомлены в вопросах сохранения репродуктивного здоровья. Отметим, что в ходе анкетирования прослеживается тенденция, что будущие выпускники колледжа более грамотно отвечают на вопросы, давая правильные ответы. Это можно объяснить тем, что учащиеся, начинающие обучение в колледже, еще не достаточно глубоко осознает значимость данной проблемы в современном обществе. Студенты же обучающиеся не первый год в учреждении, стали более взрослыми, начали смотреть на мир не только со стороны подростка, который желает узнать все, даже то, что запретно.
В УО «Жлобинский государственный профессионально-технический колледж» проводятся следующие мероприятия в изучаемом направлении: информационные площадки с подростками и молодежью по сохранению репродуктивного здоровья с демонстрацией обучающих видео фильмов и раздачей информационного материала; издание брошюр по данной тематике; обучение волонтеров для проф.работы в молодежной аудитории по сохранению репродуктивного здоровья при совместной работе с управлением молодежной политики; психолого-педагогические тренинги.